
На удивление, раритетный телефон оказался рабочим
Власти Кузбасса регулярно определяют новые зоны КРТ, планируют развитие инфраструктуры и благоустройство. Пока одни районы готовятся к обновлению, жизнь в окрестных деревнях с каждым годом становится тяжелее. Корреспондент NGS42.RU побывал в поселках Старочервово, Ляпки, Упоровка и выяснил, с какими трудностями приходится сталкиваться их жителям.
Старочервово
Деревня образовалась несколько веков назад, при этом она тупиковая, за ней только ширится тайга. На машине от центра Кемерова до Старочервово можно добраться примерно за час. Весь путь сопровождают природные пейзажи, но и сама деревня не уступает в живописности. С одной ее стороны — лес с яркими осенними красками, с другой — открывается берег Томи. Кажется, будто это место утопает в спокойствии и красоте.



Однако первое впечатление обманчиво: поговорив с местными, понимаешь, что деревня, несмотря на свою внешнюю привлекательность, постепенно вымирает.
— Постоянных жителей осталось мало, большую часть занимают дачники. Молодежь в город переезжает, а что им тут делать? Работы практически не осталось. Летом кто-то в детских лагерях «Звездный» и «Пламя» подрабатывает, другие — в загородном комплексе, который находится поблизости, — рассказывает местная жительница.
Инфраструктура в деревне, по словам кузбассовцев, неплохая: здесь есть несколько ларьков, супермаркет и медпункт с необходимыми лекарствами. Присутствует и библиотека, только она не работает из-за отсутствия сотрудника. Школа и детский сад пока функционируют, хотя ходят слухи об их возможном закрытии — детей в поселке осталось совсем мало.



Юные жители и правда встречаются нечасто, спортивные площадки пустуют. Изредка можно увидеть пару ребят, гоняющих на велосипедах, но той советской романтики с шумными компаниями и классиками на асфальте уже нет.


Несмотря на общее угасание, в деревне продолжает работу Дом культуры. Его художественный руководитель вместе с коллегами занимается с ребятишками и организует праздники. Здесь же находят досуг и пенсионеры. А в кабинете директора красуется множество наград с конкурсов, привезенных творческими коллективами Старочервово.
— Всё еще проводим мероприятия, но уже реже. Детей мало, да и те, кто приходит, отвлекаются на гаджеты. Но мы стремимся развивать творческие потенциалы в детишках. Деревня, как бы тяжело это ни было осознавать, умирает, — с грустью отмечает женщина.



Также на территории Старочервово есть храм Святой Троицы, в котором сейчас проводится ремонт, рядом с ним строится мужской монастырь. Его возведением занимается отец Софроний. Историю священнослужителя NGS42.RU публиковал в отдельном материале.


Среди главных проблем жители отмечают отсутствие перспектив у деревни. Кроме того, некоторые из них жалуются на перебои с электричеством и дачников, которые заняли прибрежные территории, из-за чего добираться до реки теперь приходится окольными путями.
Ляпки
Небольшой поселок, примыкающий к Старочервово, имеет всего несколько улиц. Есть остановка, напротив нее — скромный магазин, за ним располагается детская площадка, правда, во время моего визита она пустовала. Зато по дороге мне встретились ребятишки, идущие с рюкзаками: своей школы в Ляпках нет, поэтому учатся дети в Старочервово.



Несмотря на спокойствие в поселке, его центральная улица довольно оживленная, так как дорога ведет в соседнюю деревню. На ней же стоит и раритетный экспонат — таксофон, который, к слову, еще работает, правда, впечатления омрачает полуразрушенный дом на фоне.
Есть в этой деревне и место, где захватывает дух — парк, откуда с высоты открываются шикарные виды на противоположный берег, Томь и Старочервово.

Упоровка
Этот населенный пункт находится примерно в 14 километрах от Старочервово. Заезжая сюда, сразу понимаешь, что название нашей рубрики «Там, где кончается асфальт» еще никогда так точно не описывало место, ведь здесь проселочная дорога начинается сразу после знака на въезде.
Все дома как на подбор: с потемневшими бревнами и голубыми ставнями, многие из них заброшены и поросли травой. О жизни напоминают лишь дым из труб нескольких строений и парочка животных. А про детский смех и игры улицы поселка, кажется, совсем забыли. За всю прогулку мне встретились лишь несколько пенсионеров, которые и рассказали об Упоровке.






— Раньше жизнь кипела: хозяйство было со скотом, поля засеивались, люди трудились. Сейчас же одни старики и остались. Кто помоложе, в город перебрались. Ребятишки есть, но очень мало, учиться их возят в Старочервово. У нас тоже школа стояла, но только снесли ее, якобы была аварийная. Но детям и развлекаться где-то надо, а у нас ничего подобного нет, — рассказала местная жительница.
О развитой инфраструктуре речи действительно не идет. Из удобств — небольшой продуктовый магазин, который работает около пяти часов в день и с выходным во вторник. Напротив — что-то наподобие детской площадки. Единственное, чем, можно сказать, похвасталась пенсионерка, — это ФАПом (фельдшерско-акушерский пункт. — Прим. ред.).



— Врачи приезжают, и терапевты, и узкие специалисты. Здесь к ним попасть бывает проще, чем в городе. А больше ничего интересного и нет. Доживаем свое время, в город перебираться не хочется, тоскуем мы там по своей земле, — печально делится пенсионерка.
Людям, которые всю жизнь провели на просторах, а не в душных квартирах, трудно расставаться с этими местами. Несмотря на трудности, местные жители не готовы променять природу на шумные мегаполисы. Собственное хозяйство, рыбалка, прогулки на свежем воздухе и походы за грибами для них дороже городского благоустройства. Поэтому жители остаются и с грустью наблюдают, как их малая родина утихает, а попытки что-то изменить не приносят больших успехов.
Посмотрите, как живут в других частях Кузбасса:
«Разбитые окна, облезлые общаги и вечные разборки»: как живет самый студенческий квартал Кемерова











