В Заводском районном суде города Кемерово началось очередное слушание о пожаре в торговом центре «Зимняя вишня». На скамье подсудимых находятся восемь человек. Это руководство и сотрудники ТЦ, пожарные и сотрудники компании, которая обслуживала пожарную сигнализацию.
Сегодня должна сказать свое последнее слово Юлия Богданова — гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ). Она осталась единственной из обвиняемых, кто еще не выступил со своей речью в суде.
Журналист NGS42.RU присутствует на заседании. Мы будем сообщать обо всем, что происходит в зале суда.
Напомним, под стражей с 2018 года содержатся:
гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок;
гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ) Юлия Богданова;
технический директор комбината Георгий Соболев;
сотрудник частного охранного предприятия Сергей Антюшин.
Еще четверо обвиняемых находятся под домашним арестом. Это:
начальник караула пожарно-спасательной части № 2 Сергей Генин;
начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТЦ, Андрей Бурсин;
руководитель компании «Системный интегратор» (компания, отвечавшая за обслуживание противопожарной сигнализации) Игорь Полозиненко;
подчиненный Полозиненко инженер противопожарной системы Александр Никитин.
Судебное заседание должно было состояться еще 10 августа. Но из-за того, что в СИЗО № 1 города Кемерово (там содержатся некоторые обвиняемые) выявили несколько заболевших коронавирусом, перемещения всех содержащихся в изоляторе на судебные заседания и следственные действия были приостановлены.
А это полный список фигурантов по всем делам, которые были возбуждены после пожара в «Зимней вишне».
Как сообщает из зала суда наш журналист, гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок подала заявление об отказе от одного из своих адвокатов. Судья его принял.
Юлия Богданова начинает говорить свое последнее слово. По ее словам, она не знала о тех проблемах, которые были с пожарной безопасностью в здании «Зимней вишни». Никто из вышестоящих руководителей ей о них не говорил.
Во время прошлого судебного заседания, которое состоялось 20 июля, с последним словом выступала Надежда Судденок.
— Это очень сложно, это невыносимо трудно. Я прошу у всех меня простить. Я, как и другие люди, испытываю невыносимые мучительные боли, испытания, которые мне предстоит проходить, и я прохожу. Морально очень страшно испытывать даже само чувство того, что ты с этим столкнулся и ничего с этим сделать не можешь. Вроде оказалась в этой ситуации, я там трудилась, понимаю, что есть какое-то невыносимое ощущение разочарования, боли, с которой порой не знаешь, как справиться, как о ней говорить. Я жалею о том, что я не смогла самостоятельно увидеть какие-то проблемы в пожарной безопасности, не смогла предотвратить эту беду. Я переживаю за это, — сказала в слезах Надежда Судденок.
По ее словам, она не знала, что в «Зимней вишне» не всё хорошо с пожарной безопасностью. Тем не менее Судденок готова нести ответственность за то, в чем действительно виновата. Но, по ее словам, обвинение вменяет ей то, за что она и не несла ответственность. Также гендиректор ТРК попросила суд учесть смягчающие обстоятельства: возраст ее пожилой мамы, возраст сына-студента, выплаты пострадавшим.
— В течение всех двух лет моей работы там все системы обслуживались лицензированными подрядчиками. И эти подрядчики отчитывались о том, что все системы жизнеобеспечения исправны, — говорит Богданова в суде.
— Я стремилась к тому, чтобы и посетителям, и собственникам, и арендаторам в этом здании было комфортно, удобно и безопасно. Я всей душой любила эту работу и отдавала ей все свои способности и силы, — со слезами на глазах продолжает говорить в суде Богданова.
Ранее в суде с последним словом выступали другие фигуранты дела. 23 июня выступили сотрудник частного охранного предприятия Сергей Антюшин и технический директор комбината Георгий Соболев.
Антюшин принес свои извинения родным и близким погибших в «Зимней вишне». Соболев же в последнем слове попросил суд учесть, что в ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» он работал недолго. Кроме того, он считал торговый центр безопасным и водил туда своего ребенка. По словам Соболева, 25 марта 2018 года у него был выходной. Но после сообщений о пожаре он приехал к «Зимней вишне» и оказывал необходимую помощь. Соболев принес свои извинения и соболезнования родным и близким погибших в пожаре.
— Прошу вынести справедливое решение, — сказал Георгий Соболев.
В чем обвиняют подсудимых?
Богданову, Судденок и Соболеву судят по двум статьям: ст. 219 ч. 3 «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» и ст. 238 ч. 3 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».
Никитин и Полозиненко обвиняются в совершении преступления только по ст. 219 ч. 3 УК РФ, а Антюшин — только по ст. 238 ч. 3 УК РФ.
А Бурсина и Генина судят по ст. 293 ч. 3 УК РФ «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц».
Гособвинение ранее запросило в качестве наказания для Юлии Богдановой максимально возможный срок — 14,5 года колонии, для Надежды Судденок — 14 лет, для Георгия Соболева — 13 лет. Сергею Антюшину прокурор просит назначить 9,5 года колонии, Игорю Полозиненко — 6 лет и 8 месяцев, Александру Никитину — 5,5 года, Сергею Генину — 5 лет, а Андрею Бурсину — 6 лет лишения свободы.
Гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» просит суд во время вынесения приговора учесть все смягчающие обстоятельства. И вынести справедливый приговор.
А 8 июня в суде с последним словом выступал Александр Никитин — инженер противопожарной системы компании «Системный интегратор» (компания, отвечавшая за обслуживание противопожарной сигнализации). Он принес родственникам погибших соболезнования и попросил суд вынести оправдательный приговор.
— Для начала я хочу принести свои искренние соболезнования семьям погибших. Мы также скорбим их утрате в этой страшной трагедии. По обвинению. Уже неоднократно были сказаны все наши доводы адвокатом и мной, они неизменны с начала этого судебного процесса. Всё, что касалось моей работы, всё было исправно, всё работало: пожарная сигнализация, система оповещения. Всё это проверялось. Прошу суд учесть все наши доводы и оправдать меня. Всё, — сказал в суде Александр Никитин.
Руководитель компании «Системный интегратор» Игорь Полозиненко, который также проходит обвиняемым по этому делу, отказался от своего последнего слова.