Сегодня, 2 апреля, беспилотные летательные аппараты атаковали объекты в Республике Татарстан. В результате ударов по особой экономической зоне «Алабуга» (Елабуга) и нефтеперерабатывающему заводу «Танеко» в Нижнекамске, по данным властей, пострадало 12 человек.
Произошедший удар дронами стал первым с начала СВО по территории Татарстана, находящегося примерно в 1 тысяче километров от линии соприкосновения ВС РФ и ВСУ — ранее большинство атак, как правило, приходилось на пограничные регионы.
Корреспондент NGS42.RU поинтересовался у эксперта, грозит ли потенциальная атака беспилотников с украинской стороны Кузбассу, который расположен более чем в 3 тысячи километров от линии соприкосновения. По мнению члена Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Эдуарда Багдасаряна, такой налет на Кемеровскую область маловероятен.
— Расстояние от линии соприкосновения до Татарстана выглядит еще более-менее досягаемым для БЛПА, хотя и оно весьма существенное. Если мы говорим о Кузбассе — это очень далеко, сложно, да и смысла нет. В Кемеровской области ведь нет оборонной промышленности. Сейчас же [помимо предприятий оборонной промышленности, атаки идут] на объекты энергетической инфраструктуры. А металлургическая индустрия, которая есть в Кузбассе, — она такого влияния не имеет, поэтому менее уязвима. Так что, исходя из здравого смысла и всех факторов, Кемеровской области не должны грозить такие атаки, — пояснил Багдасарян.
Эксперт добавил, что после атаки по Татарстану в регионах России с большой вероятностью озадачатся принятием дополнительных мер по предупреждению ударов БЛПА. По его мнению, соответствующие шаги могут совершить как власти, так и руководители крупных предприятий.
По информации Эдуарда Багдасаряна, оснащение предприятий системами защиты от беспилотников — вполне осуществимая задача при выделении необходимого финансирования, но при этом на ее реализацию требуется немалое время, минимум 3–4 месяца. Член Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем отметил, что на рынке доступно такое оборудование, преимущественно китайского и российского производства.
Напомним, в Кузбассе запуск гражданских беспилотников запрещен с мая 2023 года. Региональные власти объяснили меру «усилением охраны общественного порядка».
С того момента применять дроны в Кемеровской области могут только сотрудники оперативных служб и правоохранительных органов, в остальных случаях обязательно требуется разрешение властей. Мы рассказывали, что в администрации отказали редакции портала в согласовании съемки загрязнения рек Кузбасса с воздуха, при этом в регионе с беспилотников продолжают регулярно снимать крупные массовые мероприятия, например открытие сезона в Шерегеше.