Чуть больше недели назад в Прокопьевске поздним вечером на пешеходном переходе тонированный Mercedes сбил 76-летнего пенсионера. Как видно на камерах наблюдения, автомобиль летел с огромной скоростью, не оставив жертве шанса выжить. Погибшим оказался Николай Ушанков, агроном с 40-летним стажем, любящий муж и отец. Корреспондент NGS42.RU поговорил с его родными о том, как они пытаются собрать жизнь из осколков после трагедии.
Около девяти вечера 21 ноября Николай Ушанков возвращался домой. На улице Строителей, неподалеку от автобусной остановки «Сквер», он начал медленно переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Неожиданно появился «Гелендваген», который вылетел на «зебру» и сбил мужчину. От полученных травм кузбассовец скончался. Этот момент запечатлели две подъездные камеры дома № 85 на проспекте Строителей.
Как рассказывает дочь погибшего, Нина, свидетелем последствий аварии стала ее мама. Но женщина не подходила близко, а лишь видела, что кого-то сбили на пешеходном переходе. Уже дома прокопчанка начала волноваться, что супруга долго нет с прогулки, и позвонила дочери, которая живет в Санкт-Петербурге. Девушка дистанционно выяснила, что ее отец стал жертвой этого ДТП, и сообщила брату, который находился в командировке. После этого, оставив работу, Нина вылетела в Кузбасс.
Эти кадры впоследствии повергли родных в ужас, но вселили надежду, что виновный не уйдет от наказания.
Нина опасалась, что дело могут замять: по ее словам, «водитель — не последний человек в городе». Она рассказала, что мужчина возглавляет юридическую компанию в Прокопьевске.
Девушка указывает, что нарушение правил водителем было вопиющим. На видео запечатлено, что «Гелендваген» не приостанавливается перед переходом. Дочь погибшего уверена, что водитель ехал с превышением скорости и по встречке.
Предпринимателя обвиняют в нарушении Правил дорожного движения, которое повлекло смерть человека. Согласно Уголовному кодексу, максимальное наказание — до пяти лет лишения свободы.
Сейчас водитель находится в СИЗО, вину он признал полностью.
Это не первый раз, когда сбивший пенсионера водитель попал в поле зрения правоохранителей. У него уже была судимость за неоднократное пьяное вождение, а только за этот год его более 130 раз привлекли за различные нарушения, в основном — за превышение скорости.
— Его представители пытались на меня выйти, следователь просил передать мой телефон их адвокату. Я наотрез отказалась, мне нечего сказать убийце моего отца, — говорит Нина.
Жертву лихача, 76-летнего Николая Ушанкова, бывшие коллеги и друзья вспоминают исключительно как агронома от Бога. Он действительно горел своим делом.
— Помню, как в детстве мы с папой на латинском изучали названия растений. У меня началась ботаника, он мне давал свои книги и про каждое растение рассказывал, — вспоминает дочь.
У Николая осталось двое детей, они считают, что все самые важные и лучшие человеческие качества в них заложил отец.
— Он был настоящий землепашец, это, наверное, лучшее определение отца. Всегда стремился накормить страну, семью, друзей. Так было до последнего дня. Всегда он на даче. То одному другу ягоды привезет, то другому, там чуть-чуть картошки. В церковь постоянно передавал овощи. Неравнодушный, — вспоминает сын покойного, Владимир.
Также кузбассовец отмечает, что с начала СВО его отец изготавливал сухари для сухих супов и вместе с сыном передавал их с овощами и соленьями в волонтерскую группу.
Нина с любовью рассказывает, как однажды, когда ей из-за проблем с щитовидкой запретили есть картофель, папа поехал к своему другу, возглавлявшему институт картофелеводства, чтобы найти и посадить специальный сорт для диабетиков. А затем он каждую картофелину оборачивал газетой, чтобы посылка невредимой пришла дочке в Санкт-Петербург.
— У меня тяга от отца тоже есть: постоянно учиться, постоянно совершенствоваться в профессии, в межпредметных связях, — говорит девушка.
Близкие отмечают, что погибший пенсионер бережно относился к своему здоровью и приучил родных к здоровому образу жизни.
Как одного из лучших специалистов в своем деле, Николая в 1983-м отправили на курсы повышения квалификации в Москву. Со всего СССР собрали группу порядка 20 человек. Старший сын тогда был школьником, и папа взял его с собой. Это лето Владимир вспоминает с особым теплом.
— Мы с ним вместе по ВДНХ ходили, гуляли после его учебы. Сейчас это часть Москвы, а тогда был пригород, — вспоминает Владимир.
Еще Владимир вспоминает, как его отец однажды долго шел на лыжах, чтобы нарвать калины и лечить внука.
— Однажды зимой сильно заболел ангиной младший сын, Александр. Узнав от нас с супругой об этом вечером, утром следующего дня отец собрался, взял лыжи и поехал на автобусе до ближайшей к даче остановке. Зимой туда нет дороги, поэтому, выйдя на остановке, отец 4,5 километра шел в одну сторону по полям до дачи, чтобы нарвать калины для лечения внука.
Дочь считает, что характер мужчины лучше всего раскрывает история, когда ей исполнялось 11 лет. Она тогда участвовала в школьном спектакле. Одна из репетиций выпала на ее день рождения, и девочка напрочь забыла о своем празднике — было не до того.
— Он пришел, увидел, что ребята у нас дома. Тихо вышел, сходил в магазин, принес сладостей, накрыл стол. Он во всём такой был: без лишних слов, но с открытой душой, человек дела. И никому никогда ни в чём не отказывал, если мог помочь, — вспоминает Нина.
В последние годы Николай в основном жил на даче вместе с кошкой, а супруга Светлана приезжала время от времени, так как всё еще преподает в школе. Даже после того, как вышел на пенсию, агроном не утратил любознательности. Как Мичурин, всегда пытался вывести новые сорта и ставил эксперименты.
Во время разговора Нина мужественно сдерживается, но одна, казалось бы, незначительная деталь выбивает у девушки почву из-под ног и становится последней каплей.
— У папы были фирменные драники, он добавлял кориандр и пропорции там были особые. Ему этот исконно белорусский рецепт бабушка передала. И я вчера маме сказала, что никто больше их не приготовит, он не успел никого научить, — девушка безутешно плачет, вдруг осознавая необратимость произошедшего.
Последние годы Николай посвящал воспитанию внуков. Младшего из детей, Владимира, он учил разговаривать на языке птиц.
— Он знал язык животных, птиц. У нас на даче, когда появлялись бурундуки, он умел свистеть по-особому. И они так смешно вставали на задние лапки, как будто недоумевали, где тут другие бурундуки? Вот я сейчас иду, вам это рассказываю, и три белки навстречу выбежали. Можно, конечно, смеяться по поводу того, что душа приходит проститься. Но я как человек, который на протяжении пяти лет писал иконы, в это верю, — говорит Нина.
Сейчас семья погибшего пенсионера хочет добиться установки светофора, чтобы подобная трагедия больше не случилась.