Почти два года длится спецоперация на Украине, но тяжело и сложно не только на передовой, но и в тылу. В ноябре прошлого года Национальный антитеррористический комитет писал про 21-летнего жителя Кемерово, который получил 3,5 года колонии за попытку уйти воевать против России. Подобные случаи измены Родине были во все времена, в том числе и в Великую Отечественную войну, и, как правило, заканчивались они гораздо трагичнее для предателей.
Вальдемар Кригерс в середине 40-х годов прошлого века жил и работал в Киселевске и казался соседям ничем не примечательным молодым человеком. Но в возрасте 23 лет он, несмотря на тяжелое положение дел на фронтах, встал на сторону гитлеровской Германии и воевал против Советской армии. Подробности тех событий и NGS42.RU рассказали в пресс-службе управления ФСБ России по Кузбассу, на основании рассекреченного архивного дела.
В Кемеровской области Кригерс жил не всегда. Вальдемар родился в семье средних крестьян в 1918 году в небольшом селе Эмбуте в Либавском уезде тогдашней Латвийской ССР. Там он получил шесть классов образования, затем, достигнув призывного возраста, пошел служить в армию. Каких-то успехов достичь не вышло: он получил звание капрала, медалей, орденов, наград и других благодарностей в его личном деле нет. Но вместе с тем успел жениться и стать отцом дочери.
В июле 1941 года молодой человек был демобилизован и какое-то время жил в городке Алуксне. Там он нашел работу в мастерской местного жителя, который занимался прессованием торфа. Задержался он там недолго — через пару недель Вальдемар перебрался в волость Эмбуте, где жили его брат Оскар и мать. Молодой человек стал помогать по хозяйству родственникам и в целом спокойно и неприметно жил до 13 февраля 1942 года. Именно в этот день ровно 82 года назад он решил примкнуть к фашистам и пошел работать старшим помощником полицейского надзирателя.
— В его обязанности входила выдача номеров велосипедистам, продление паспортов жителям Латвии, охрана территории вблизи одного из хуторов и прочие поручения полицейских. Кроме этого, он занимался охраной заключенных, взятых под стражу по каким-либо причинам, — знакомит с материалами НКВД официальный представитель регионального УФСБ.
Неприметность — отличительная черта Вальдемара. Что в армии, что в работе он не показывал каких-то успехов и достижений, то же самое касается и его службы в фашистской полиции. Более того, даже со своими обязанностями он справлялся не слишком хорошо.
В январе 1943 года ему поручили следить за дезертиром немецкой армии, но он умудрился его упустить. В наказание его отправили в Ригу в ряды латвийского батальона 24-й германской дивизии. Там латыша научили водить мотоцикл и отправили охранять железную дорогу. Но впоследствии он стал соучастником еще больших преступлений против советских граждан.
В конце февраля — начале марта 1943 года Германия начала на оккупированных территориях крупную карательную операцию «Зимнее волшебство», направленную на уничтожение партизан. Точное число жертв — вопрос, который до сих пор обсуждается, но известно, что от рук фашистов и коллаборантов погибли от 3500 до 12 000 мирных жителей.
Позднее Кригерс на допросах утверждал, что он лично никого не ловил и не казнил, а лишь охранял склады, что, впрочем, тоже было не очень успешно — партизаны сумели сжечь один из них. После того как спецоперация завершилась, Вальдемар «пошел на повышение» и пополнил ряды латышских отрядов «СС». Там он пробыл около года, когда в январе 1944 года попал в госпиталь, получив ранение где-то на Восточном фронте.
Оно стало третьим, и, лежа на больничной койке, молодой человек понял, что с этим пора заканчивать и решил бежать. Вместо того чтобы вернуться в город Рижица для несения дальнейшей службы фашистам, он отправился Ниградскую волость к жене и дочери. В июле 1945 года, узнав, что его разыскивают как дезертира, Вальдемар перебрался в Литву, где, не привлекая внимания, работал в колхозе.
Когда территорию освободили бойцы Красной армии, Кригерс догадался, что с ним как с предателем Родины покончат очень быстро. Оставаться в Литве было опасно, поэтому он решил укрыться в сибирской глуши и бежал в Кузбасс. Жену и пятилетнюю дочь Аду он с собой не взял.
В Киселевске Кригерс устроился на шахту «Капитальная», но проработал недолго — в ноябре 1945 года чекисты взяли его под стражу и доставили в Кемерово. Здесь он сразу начал давать показания, правда делать это он мог только с помощью переводчика, которого ему предоставили. На тот момент 27-летний предатель очень плохо говорил на русском языке, но всё же в рамках расследования подробно рассказал о своих преступлениях против страны.
— В качестве подтверждения были опрошены люди, которые знали его лично. В Литве бывшие соседи подтвердили, что он добровольно примкнул к противнику и исполнял все приказы, — уточняет сотрудник ФСБ.
Следствие завершилось в январе 1946 года, а уже в марте военный трибунал Западно-Сибирского военного округа вынес приговор: 15 лет каторжных работ. Дальнейшая судьба Вальдемара Кригерса доподлинно неизвестна, предположительно, до освобождения он не дожил.
В 1993 году родственники мужчины пытались признать его жертвой политических репрессий и добиться реабилитации, но получили отказ, так как вина мужчины была доказана полностью.