Позади юргинская «Гонка сибиряков — 2022», а вместе с ней и три недели изнурительных тренировок, жесткой диеты и ожидания. На прошлой неделе я рассказывал, как готовился к соревнованиям, ради которых с трудом, но лишился 7 лишних килограммов, теперь пришло время подвести итоги и ответить на главный вопрос: стоит ли, как говорят некоторые, «кусок металла с гравировкой на цепочке» затраченных на него сил.
До старта
Я никогда не участвовал ни в каких спортивных соревнованиях, занимаясь своим телом скорее эпизодически, чем регулярно, а в последние годы предпочитая пробежкам и тренажерам лежание на диване или неспешные прогулки. Да, есть еще сплавы, но это скорее исключение, чем правило. Именно поэтому за день до забега меня настиг легкий мандраж, сомнения и неуверенность в своих силах. В какие-то моменты мне даже казалось, что я заболел, появилось ощущение жара и повысилась общая нервозность. Как я сейчас понимаю, сказалось истощение организма, который за время активной подготовки, согласно последнему (за несколько часов до старта) взвешиванию, потерял порядка 9 кг. Столь резкий сгон веса не рекомендуют ни врачи, ни спортивные тренеры, но так вышло.
Измерив температуру и поняв, что всё надуманно, я в 11 вечера лег спать, но уснуть смог только около 01:30 ночи. Спустя четыре часа, встав по будильнику, я понял, что отступать некуда — впереди Юрга, да и желания выкинуть белый флаг не появилось.
Знакомство
Наша команда «Ленивцы», выступавшая под № 32, девиз которой «Кто понял жизнь, тот не спешит», появилась всего месяц назад, но это лишь формальность: знакомство с некоторыми участниками проходило непосредственно перед стартом, поэтому назвать нас сплоченной бандой на тот момент было нельзя. Даже Юру мы выбрали капитаном группы за 10 минут до выхода на трассу, пока разминались. В 12:04, когда нам дали старт и мы рванули, стало понятно, что ближайший час станет самым ярким и незабываемым событием этого года как минимум.
Первые две преграды — «Пирамиду» и «Скалодром» — я пролетел налегке, завершив последнее третьим из нашей команды, после чего вернулся к началу стены, чтобы помочь пройти другим «ленивцам». Дальше — барьеры на грязи, тоже не составили труда, но четвертое — вышибло меня почти на треть пути. Проходя «столбы с шинами», я услышал хруст в плече и почувствовал резкую боль. В тот момент мне показалось, что гонка для меня кончилась, потому что как идти дальше с больной рукой, я не представлял. В тот же момент понял, что вместе со мной, по правилам, вылетает и вся команда. От этого потока мыслей и эмоций дыхание сбилось, вылез из шин я не только с болью, но и совершенно сбитый с заданного темпа. Тем не менее я тут же побежал, решив, что по дороге придумаю, как быть дальше. А впереди оставалось около 5,5 км по жаре сквозь 28 препятствий.
Примерно с этого момента и до самого конца рядом со мной всегда кто-то бежал рядом и постоянно подбадривал. Леня, Стас, Юра, Сергей, Андрей, Женя — парни менялись, что-то говорили, если надо — тащили за руки или подталкивали в спину на особо крутых подъемах. Если кто-то убегал сильно далеко вперед, капитан кричал, чтобы ждали всех и шли одной дружной кучкой, а не вытягивались, как это было у некоторых других участников забега. Это было одним из самых удивительных моментов соревнования: учитывая, что мы не были толком знакомы, но на период гонки максимально объединились и представляли собой единое целое — настоящую команду.
На этапе «Ползком по грязи под барьерами» от ноги впереди идущего члена команды мне в лицо отлетел шматок этой самой грязи. Умыться было негде, да и некогда, решив не размазывать всё это дело, я лишь немного обтерся и продолжил бег, а спустя буквально пару минут почувствовал жжение — липкая жижа попала на глаз. Со временем на солнцепеке становилось только хуже, потому что грязь высыхала, стягивая кожу. Дыхание окончательно сбилось, бег начал сменяться на шаг, но я старался делать так лишь короткие отрезки пути по 7–10 метров. Еще во время подготовки я понял, что лучше медленно бежать, чем быстро идти.
Где-то на 15–20-й минуте бега мы обогнали команду «Гроза», которая стартовала под номером 29.
В середине гонки, примерно на 3-м км пути, погода изменилась, солнце закрыло тучками, стало прохладнее, и от этого двигаться получалось чуть лучше. Тогда я окончательно понял, что ввязываться в эту гонку с моим уровнем подготовки было той еще затеей. Я прочувствовал, каково это — быть настоящим спортсменом, и примерно понял, чего стоят атлетам и их семьям награды за участие в Олимпийских играх или чемпионатах мира.
После «оврагов» практически друг за другом шли отжим и приседания с грузом — длинным бревном. Выполнять эти задания мне стоило огромных сил, которые я не понимаю откуда взялись, потому что приходилось сдерживать тошноту. Сильно успокаивал тот факт, что до финиша оставалось буквально рукой подать около 1 км и 5–6 преград.
За три препятствия до конца мне наконец-то удалось восстановить дыхание, но тут прилетела новая беда, по иронии судьбы это снова случилось на этапе с шинами, между которыми надо было как можно скорее пролезть. Юра, который за руки выдергивал «ленивцев» из покрышечного плена, не ожидал, что я решу проскочить головой вперед, и со всего размаху ударил мне в глаз, от чего я снова на какое-то время перестал видеть и потерял ориентацию в пространстве.
— #!#, Саня, извини, не хотел, держись, побежали, — матерясь, потащил меня капитан.
На последних двух преградах нам удалось нагнать впереди идущую команду «Хорт». В яму с грязной водой мы ныряли практически одновременно, но им удалось завершить чуть раньше. На «Змейке» они обошли нас на двух человек и финишировали на несколько секунд раньше.
Пробежав под аркой «Финиш» и получив заветный жетон «Гонка сибиряков» Юрга — 2022, я упал, понимая, что теперь это можно сделать: ни команду, ни себя я уже точно не подведу. Итоговое время — 1 час 3 минуты и 32 секунды и 29-е место из 73 в общем любительском зачете. К слову, «Хорт» мы всё же опередили, они завершили почти на 3,5 минуты позже нашего времени, также «Ленивцы» оставили далеко позади команду Минспорта Кузбасса и несколько спортивных клубов региона.
Успех?
Сейчас, по прошествии суток после гонки, я пишу эти строки буквально через боль: колени разбиты от поползновений под барьерами, глаза — от попавшей в них грязи и ладони Юры, ноги, особенно пятки и голеностопы, — от бега, а вместо плеча, как я теперь понимаю, была повреждена лопатка, потому любое движение отдается прострелами именно в ней. Ну и по «мелочи»: гул в голове, ссадины на открытых участках тела, ушибы на запястьях и общая физическая усталость. На самом деле мне даже лежать сложно. Вместе с тем я отдаю себе отчет, что если бы не тренер Сергей с его программой подготовки, то в лучшем случае мы пришли бы на полчаса позже, в худшем — я бы уехал с трассы в карете скорой помощи.
Это жесткое, действительно жесткое испытание как для тела, так и силы воли, духа, нервов, терпения. Я пересмотрел сотни видео, готовясь к гонке, чтобы понять, как проходят испытания, и мне, даже сидя перед монитором, казалось это сложным. Но на трассе, под палящими лучами солнца, с налипшей на одежду грязью, с болью от ушибов и заливающим глаза потом, это оказалось в десятки раз тяжелее. Мне до сих пор не верится, что через всё это мы прошли и это не было каким-то сном.
Опять же, огромное спасибо «Ленивцам». По факту мы все далеко не спортсмены: водители, менеджеры, связисты, офисные работники средних лет, которых больше шансов встретить на рыбалке или в гамаке на даче, чем на беговой дорожке. Но то, что происходило на трассе, не поддается никакому логическому объяснению. Мы просто шли к цели, не обращая внимания на боль и усталость. Свои итоги мы сравнивали с тем, что показали «спортсмены», и оказалось, что с нашим настроем можно было заявляться в их разряд, потому что прошли трассу быстрее, чем четыре команды из той категории.
Я слышал, как во время прохождения препятствий члены других команд кричали на отстающих, что они подводят всех остальных, от чего замыкающие еще больше начинали тормозить. Не знаю, кого такая «поддержка» может сподвигнуть на подвиги. У нас, к счастью, было не так, и, наверное, именно это чувство единого плеча и вело нас к победе над самими собой.
Вам может показаться, что пройти полосу препятствий может каждый, но это не так. В прошлые года были случаи, когда команды сходили с дистанции полностью. Если вы всё же соберетесь поучаствовать в подобных забегах, начинайте готовиться как можно раньше. Посмотрим, что будет на следующей гонке, тем более что ее уже анонсировали.
Всё время после гонки я прокручивал в голове забег и пытался понять, есть ли какие-то моменты, за которое мне было бы по-настоящему стыдно, и пришел к выводу, что нет. Я не срезал путь, хотя мне порой и предлагали это сделать, но еще задолго до состязаний решил, что делать этого не буду: команда могла получить штраф или быть дисквалифицирована. Я не всегда шел первым или хотя бы в середине команды, но большинство испытаний прошел сам, не упал, не сдался, не сошел с дистанции и, наверное, впервые в жизни выдал максимум, на который только способен. Да, скорее всего, следующие пару недель я буду заново учиться ходить, но оно того стоило.
Согласны с автором?