В начале сентября власти Кузбасса заявили о подписании соглашения с компанией из Объединенных Арабских Эмиратов. Подробностей рассказали не много, но среди раскрытых деталей были планы по запуску прямых рейсов между Новокузнецком и Дубаем. В кузбасском правительстве назвали это «стратегически важной для региона задачей». Однако каких-либо даже примерных сроков, когда самолеты полетят из Кузбасса в ОАЭ, названо не было. Из-за этого наши читатели усомнились, что рейс вообще запустят. Мы попросили экспертов авиа- и туристической отрасли поделиться мнением о реальности воплощения таких планов.
На планы по запуску рейсов Новокузнецк — Дубай могут повлиять разные факторы, причем как положительные, так и отрицательные, считает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Среди плюсов эксперт называет наличие инфраструктуры для обслуживания международных рейсов в аэропорту Новокузнецка. Причем, по его мнению, она уже сейчас достаточно приемлема, а после сдачи в конце 2023 года в эксплуатацию нового терминала условия для пассажиров станут еще более комфортными.
Отраслевое агентство «АвиаПорт» было основано в 1998 году, это независимая информационно-аналитическая компания, которая специализируется на исследовании и прогнозировании рынков, сборе статистики в авиационной отрасли.
Пантелеев отмечает, что многое зависит от формата, который хотят установить власти Кузбасса. Например, если самолеты будут летать регулярно, то, скорее всего, потребуются дополнительные непростые согласования, в том числе на уровне правительств России и ОАЭ. Если же рейсы станут чартерными, подобных шагов не потребуется.
— Если делается ставка на регулярные рейсы, надо включить это направление в межправительственное соглашение, чтобы авиакомпании двух стран получили коммерческие права на выполнение полётов по этому маршруту. Если рейсы чартерные, все согласования сильно упрощаются. В ОАЭ работает авиакомпания flydubai, у нее больше всего направлений полётов по России [и она могла бы быть заинтересована в введении рейсов в Новокузнецк]. Кому из российских перевозчиков будет интересно такое направление, гадать не стану. Но отмечу, что крупнейшим игрокам, таким как «Аэрофлот» или S7, может быть выгоднее отвезти пассажира в свой региональный хаб (Красноярск или Новосибирск соответственно), а оттуда доставить в ОАЭ, — сказал NGS42.RU Олег Пантелеев.
По словам эксперта, технические и организационные вопросы для установления авиасообщения между Новокузнецком и Дубаем вполне решаемы, при этом не до конца ясно, будут ли рейсы достаточно востребованными среди пассажиров и экономически выгодными для авиакомпаний. На это напрямую влияет уровень дохода жителей региона, где находится аэропорт, а также курс рубля по отношению к иностранным валютам.
— Единственное препятствие, которое существует при организации таких рейсов, — отсутствие стабильно высокого платежеспособного спроса. Главы регионов часто говорят, что они ведут переговоры об открытии рейсов по привлекательным направлениям. Но, когда авиакомпании анализируют потенциал рынка, оказывается, что можно максимум загрузить цепочку чартеров раз в 10 дней. При нынешнем курсе рубля международные путешествия всё еще остаются умеренно востребованными, но если курс будет и далее снижаться, то о массовом спросе на такие полеты можно будет забыть. Поэтому для открытия регулярных рейсов по любому международному направлению выездного туризма сейчас не лучшее время, — заключил Пантелеев.
С этим не согласна руководитель новокузнецкого офиса турагентства Pegas Touristik Алёна Лесовских, которая считает, что рейсы в Дубай будут пользоваться спросом. Ведь ОАЭ более привлекательны для кузбассовцев, чем Турция или, например, Вьетнам.
На это есть несколько причин. Во-первых, отдыхать там можно не в определенные сезоны, а практически круглый год. Во-вторых, в ОАЭ больше выбор для любителей шопинга. В-третьих, Дубай является деловым центром и интересен не только для туристических, но и рабочих, корпоративных поездок.
Лесовских отмечает, что частота рейсов может быть разной — от двух раз в неделю до одного раза в две недели. Властям и авиаперевозчикам еще предстоит подобрать оптимальную.
— Для меня как для человека, организующего туры, введение этого направления — одно из самых долгожданных. Многое будет зависеть от того, удастся ли на стороне Новокузнецка организовать достойный сервис — насчет Дубая в этом плане сомнений нет. Это касается создания условий в аэропорту и для пассажиров, выбирающих эконом-класс, и для клиентов бизнес-класса. Также важно, какие самолеты выделят для полетов между Новокузнецком и Дубаем, будет ли на борту только эконом-, или бизнес-класс тоже. Потому что среди наших предпринимателей ОАЭ — одно из востребованных направлений и они готовы где-то даже переплачивать за комфорт, — рассказала Алена Лесовских.
Представитель туроператора добавила, что сейчас кузбассовцы, желающие отправиться в Дубай, в основном летают туда через Новосибирск. Оттуда дважды в неделю летает flydubai и три раза — S7. Также при желании можно добраться до Дубая через Москву. В обоих случаях время полета до Эмиратов составят около 5,5–6 часов.
По подсчетам руководителя новокузнецкого офиса Pegas Touristik, сейчас тур в Дубай на семь ночей с перелетом из Новосибирска, проживанием в трехзвездочном отеле, трансфером до отеля, включенным завтраком и медстраховкой обойдется одному взрослому кузбассовцу в 75 тысяч рублей. Для семьи из двоих взрослых и одного ребенка такой же пакетный тур будет стоить около 190 тысяч.
Как говорит Лесовских, единственное, что в настоящее время не готово для введения рейсов Новокузнецк — Дубай, — это новый терминал аэропорта южной столицы Кузбасса. Если к его открытию власти договорятся со всеми заинтересованными сторонами, представитель туротрасли не видит препятствий для начала полетов.
Напомним, в рамках взаимодействия с ОАЭ власти Кузбасса также планируют открыть представительство региона в Эмиратах. Помимо этого, в областной администрации рассчитывают, что сотрудничество с азиатским государством будет способствовать развитию курорта Шерегеш. Сроки реализации этих планов в правительстве Кемеровской области не озвучивали.