Как снег на голову на жителей Кемерова на прошлой неделе свалилась неожиданно хорошая новость — дорожники заканчивают работы на Кузбасском мосту и открывают его для движения. При этом переправа должна была быть частично перекрытой как минимум год, что вызвало подозрения у горожан — а не случилось ли что-то плохое, из-за чего всё пришлось экстренно свернуть.
Прояснить ситуацию NGS42.RU попросил главу областной столицы Дмитрия Анисимова, который рассказал, появились ли в ходе капремонта проблемы, хватит ли денег на свершение всех планов и сказался ли общий дефицит кадров на восстановлении моста. Разговор с нашим корреспондентом состоялся прямо на Кузбасском мосту.
— Из-за скорого открытия дороги у людей возникла версия, что работы свернули из-за проблем с финансированием, якобы кончились деньги для ремонта.
— Ну нет, конечно, это абсолютно не соответствующая действительности информация. Деньги на выполнение капитального ремонта моста есть. Они находятся на счетах бюджетной системы. Здесь у нас консолидированный бюджет из федеральных, областных и местных средств. Это нацпроект «Безопасные качественные дороги», нацпроект, в рамках которого мы ремонтируем уже третий мост, по нему же велась и ведется работа на Кузнецком мосту. Более того, все заинтересованы как можно быстрее освоить эти ресурсы, чтобы в перспективе получить из федерального бюджета еще средств на выполнение каких-то других мероприятий.
На сегодня выполнено около 45% от общего объема капремонта. За два года был реализован большой объем работ, одних только болтов проверили 60 тысяч, весь металл отпескоструен, покрашен, всё не перечислить. Октябрь 2025 года не вызывает опасений, мы справимся. Срок окончания работ не поменяется.
— То есть деньги есть?
— Да, деньги есть, и проблем с ними нет.
— Изначально ведь план был другой — хотели делать ремонт без остановок. Поэтому решение и вызвало вопросы жителей Кемерова, почему так произошло?
— Выстраивая логику движения по срокам, мы понимали, что эта задача — организация капитального ремонта за два года — очень амбициозна и может получиться только в идеальных условиях.
Выполнение ремонтных работ на такого рода объектах всегда сопряжено с длительным планированием, подготовкой, но и одновременно с этим — с большим количеством скрытых проблем, которые постепенно выявляются. Мы не строим мост с нуля, а ремонтируем его, отсюда формируются разные сценарии. Рабочий сценарий, по которому мы двигались, был всё же заходить в ремонт второй полосы с начала осени и до ее окончания всё завершить, а уже затем уйти в подмостовое пространство.
Когда губернатор Кузбасса Илья Середюк проводил оперативный штаб, мы обсуждали варианты дальнейшей работы. В итоге решили продолжить на мосту в следующем году. То есть, если конкретно отвечать на вопрос, да, изначально плана разрывать ремонт не было, мы хотели двигаться без остановок. Но из-за того, что зимний период увеличивает срок и менее удобен для работ, решили приостановиться.
— Отчасти предположение о нехватке средств было связано с вашим же сообщением, что вскрылись новые проблемы с началом реконструкции. Это как-то повлияло на сроки и финансирование?
— Мы всегда говорили кемеровчанам, что, выполняя капитальный ремонт, будем более полно исследовать те конструкции, что скрыты, и делать выводы о дальнейшей методологии их ремонта. Здесь так и получилось. Когда убрали с верхних покрытий асфальт, стяжку, добрались до основных несущих конструкций — железобетонных плит перекрытия, выяснилось, что примерно 30% из них не обладают нужной несущей способностью.
— Это произошло за годы эксплуатации или они изначально были такими?
— Сложно сказать, но я думаю, что это, скорее всего, эксплуатационная потеря прочности бетона из-за размачивания. Строили же грамотные специалисты, мост принимался, надзирался, вряд ли там изначально какие-то проблемы были.
Профессиональные, квалифицированные проектировщики, которые нас сопровождают, дали решение, как исправить проблему, не сильно усложняя конструктивные особенности ремонта, а именно — залить густоармированную монолитную стяжку на всём мосту. Кемеровчане могли наблюдать большое количество людей, которые были на поверхности моста, тогда 50–60 человек занимались вязкой этой арматуры. Только на этой половине моста ее около 6500 кв. м. Сейчас прочностные характеристики восстановлены полностью. То есть 40–50 лет он будет стоять еще спокойно до следующего капремонта.
Теперь по поводу денег. Законодательством предусмотрено, что внутри сметы контракта присутствует резерв на непредвиденные работы. Если их не возникает, он возвращается в бюджет. Но когда возникают такого рода затраты, резерв используется. Поэтому с точки зрения финансов появление дополнительных дефектов никак не повлияло.
— Во многих сферах запретили работать гастарбайтерам, из-за чего произошел отток мигрантов. Это сказалось на скорости работы на мосту?
— Перед началом работ происходит так называемая производственная мобилизация,
когда собираются бригады с учетом дополнительных усилений. У нас здесь были трудовые мигранты, которые прошли обучение, получили допуски, сдали все экзамены, но их было немного.
Основная масса рабочих — уроженцы России, профессиональные мостовики из региона и Томска, с которыми мы работали на Университетском мосту.
Конечно, есть иностранцы, были даже африканцы, но это тоже мастера своего дела, которые занимаются общестроительными работами. Балками, деформационными швами — только профессиональные мостовики.
Были предложения сделать как в Китае: пригнать сюда 800 человек и за два дня всё уложить, но у нас другие условия. Мы не можем заливать стяжку гидроизоляционных ковров, пока она не набрала прочность, не можем класть асфальт в дождь. Мы бы очень хотели сделать всё быстрее, но нельзя.
В пике здесь работали до 200 человек, в среднем — порядка 110, сейчас около 80. Есть бригады, которые работают по ночам, под мостом, одни в начале моста, другие — в конце, поэтому и не всегда видно, как их много. Вообще, чтобы закатать весь мост в асфальт, надо всего шесть человек. Когда мы занимались демонтажем, одновременно до 10 экскаваторов задействовали и 40–50 единиц самосвалов.
— На ширину и длину моста капитальный ремонт не повлияет, это очевидно, а он в целом как-то изменится?
— В стилистике моста, да, изменений никаких не будет. Что меняется? Технические решения как таковые. Сегодня здесь смонтированы совсем другие, современные деформационные швы, которые отличаются конструктивом и логикой работы. Что такое старый деформационный шов? По сути это два короба, которые за счет движения моста наезжали друг на друга. Чтобы верхняя пластина была в работоспособном состоянии, она снизу подпружинена. Сейчас здесь разорванные между собой конструкции, закрытые друг от друга, при этом имеющие возможность двигаться. Это достаточно сложное техническое решение, которое на асфальте видно просто как прорези в покрытии.
Вместе с тем мы будем полностью менять ограждение, оно будет цинковое, а не металлическое, работы эти уже начались. Полная замена освещения — здесь будет новая подсветка, возможность включить динамическую иллюминацию, как на других отремонтированных мостах. Летом, например, зеленый свет, флаг России по праздникам.
— А тротуары тут будут?
— Здесь мы с вами говорим не про сам мост, длина которого всего 632 метра, из 2 км 100 метров от общего объема работ. Илья Владимирович [Середюк] еще в те времена, когда он был председателем правительства, а до этого главой города, активно занимался развитием пешеходной сети в городе. И мы продолжаем это направление. В прошлом году
соединили Ленинский и Центральный районы, чем реализовали мечту многих — пройти пешком из одной части города в другую. Но у нас сейчас нет такой связки между берегами. В прошлом году мы начали эту работу, чтобы с Рудничного и Кировского районов на велосипеде или пешком можно было пройти на левый берег.
Мы уже сделали тротуар от проспекта Октябрьского до Притомского путепровода, в проекте моста есть подходы к тротуарам, по которым можно будет дойти до улицы Крамского, то есть на 2 км дальше, чем сейчас.
В текущем году сделаем пешеходную дорожку в сторону Рудничного района, а в 2025-м — по другой стороне. Я надеюсь, что в 2026 году мы всё объединим.
— Какой гарантийный срок у моста?
— По законодательству гарантия от подрядчика — не менее пяти лет. Если какие-то дефекты возникнут, их устранят. Но в целом технические и проектные характеристики позволяют утверждать, что 40 лет конструкции моста можно будет не касаться.
— В 2010 году на мосту был выявлен серьезный дефект, он как-то повилял на работы?
— Тогда из-за очень сильных морозов зимой металл элементов моста настолько сжался, что крайняя опора моста соскочила с покатов. Тогда ее подняли домкратами, поставили назад, и ситуация больше не повторялась. Сейчас мы переделали блоки подферменников, на которые опираются балки, дали им больший запас прочности.
— А почему, как писали кемеровчане, нельзя было подождать с ремонтом моста?
— Мог возникнуть риск, что мост уйдет в аварийное состояние, и в таком случае уже вообще никто и нигде никакие потоки пропускать не будет.
— Еще в соцсетях жители часто пишут что-то в духе: «Тут перекопали, там перекрыли, здесь разрыли, мост перегородили, куда вообще мэр смотрит?!» Что вы можете ответить на это, куда глава смотрит?
— Конечно, я читаю эти комментарии и благодарен людям, что они замечают изменения в городе, за их конструктивную критику. Глава смотрит в перспективу развития города Кемерова в первую очередь, в безопасность кемеровчан с точки зрения теплоснабжения в зимний период.
Наверное, кемеровчане не очень часто сталкивались с ситуацией, когда в -35 прекращается подача горячей воды или отопления. Или когда из-за аварии перемерзают трубы. Мы все хотим приходить домой, чтобы там было тепло, хотим мыть руки под горячей водой. Наши энергетики прилагают максимум усилий, чтобы в летний период сделать максимум работ, которые защитят кемеровчан от возможных проблем зимой. Это касается не только теплоснабжения, но и водоснабжения, канализации и всего остального.
Поскольку практически все сети в Кемерове расположены под землей, выполнение ремонтных работ на них всегда сопряжено с раскопками. Это нормальный процесс,
скажем так, для обеспечения безопасности на будущее.
— А почему нет какой-то согласованности? Вот если взять проспект Ленина, где дорогу отремонтировали, а вскоре туда пришли энергетики и всё перелопатили, по сути, похоронив огромные деньги?
— Мы всегда сверяем свои планы с энергетиками, выполняя ремонтную программу по дорогам. И всегда согласовываем наши и их планы. К сожалению, не всегда можно предугадать, в каком месте порвется сеть в случае гидравлического испытания
повышенным давлением, когда подается давление в 1,6 раза больше обычного. Если сети выдерживают такое давление, то и зимнее давление они выдержат без проблем. Естественно, в каких-то местах происходят порывы, которые заранее предугадать невозможно, много сетей у нас расположено под дорогами, это тоже связано с логикой исторического развития города Кемерова. Если говорить про проспект Ленина, то тут в угоду автомобилистам дорога несколько раз расширялась, и в одно из расширений крайние правые полосы легли на трубопровод, который изначально был под газоном.
Нам это тоже не нравится, но обеспечение спокойной жизни зимой гораздо важнее, чем временное неудобство летом.
Да, деньги потрачены, но сетевики обязаны восстановить дорожное покрытие за свой счет. Мы с них это требуем, выставляем претензии, идем в суды, и такие прецеденты были, но крайне редко.
— А в зоне КРТ не возникнет такая же ситуация лет так через …дцать, что трубы под дорогу уйдут?
— В зоне КРТ под дорогой коммуникаций нет, поскольку там идет реконструкция или новое строительство. Из-под дорог все сети убраны, оставлена только ливневая канализация. Там таких проблем быть не должно, но вот что будет лет через …дцать, доживем — увидим.
— Опять же в тему вопросов от народа. Они возмущаются, для чего закрыли проезд через деревню Красную, ведь у всех всё было хорошо?
— Хорошо было не у всех. Мы понимаем, что огромный поток людей едет с Рудничного района, к нему же присоединяется Кедровка, Лесная Поляна едет там же. Весь этот поток стекается в узкое горлышко соединения трех полос в одну на мосту.
К сожалению, некоторые автомобилисты стали нарушать изначально принятые на период ремонта моста ограничения, ПДД, нашли лазейку — на улице Арсеньева вклиниваться в поток на мосту. Это приводило к остановке тех, кто ехал с правого берега, и огромная масса машин просто стояла и не двигалась с места. Конечно, надо было принимать какие-то меры. Были установлены запрещающие знаки, но увидели, что люди просто их игнорируют. Поэтому были приняты более жесткие меры. Обратите внимание, сейчас, как и на протяжении всей недели, таких заторов нет. К сожалению, приходится иногда идти на такие не очень популярные решения.
— Какие предложения из соцсетей брали, например?
— Да тоже перекрытие въездов на мост через Красновку. Запустили по просьбе людей 34-й автобус. Еще мы приняли решение оставить на мосту полосы для общественного транспорта после завершения капремонта Кузбасского моста. По одной полосе будет выделено в каждом направлении.
Мы всегда прислушиваемся к общественности. Да, не всё можно сделать вот прямо через минуту, но спустя какое-то время большая часть предложений так или иначе реализовывается.