Здоровье интервью «Возраст — не противопоказание»: кемеровский травматолог — об экстренной помощи пожилым

«Возраст — не противопоказание»: кемеровский травматолог — об экстренной помощи пожилым

Врач назвал самые частые причины травм у возрастных и молодых пациентов

Травматолог-ортопед рассказал, что чаще всего пожилые люди ломают бедро или шейку бедра
Источник:

С 2019 года в кемеровских больницах стали активно внедрять правило 48 часов — когда пожилому пациенту с тяжёлым переломом оказывают всю необходимую экстренную помощь в течение двух суток. В том числе успевают сделать операцию. Благодаря этому смертность удалось снизить на 48%. Мы поговорили с кемеровским травматологом-ортопедом Ильей Стаценко, который одним из первых внедрял правило 48 часов. Врач рассказал, какие травмы самые опасные для пожилых пациентов, какую первую помощь можно оказать родственнику с переломом и как обезопасить себя от травм.

Илья Стаценко — травматолог-ортопед, врач высшей категории. Стаж работы — 10 лет. Проходил повышение квалификации в Швейцарии, Италии, Португалии и дважды в Чехии.

Самые частые травмы


И для молодёжи, и для пожилых самая травмоопасная пора — гололед. Но возрастные кузбассовцы могут получить серьёзную травму и не выходя из дома. Пожилой человек может просто запнуться и упасть. Чаще всего как раз из-за таких ситуаций пенсионеры ломают бедро или шейку бедра.

А вот молодые люди часто получают травмы после употребления алкоголя.

— Есть и сезонность. Летом — травмы, связанные с дачами-огородами и пилами, электроинструментами. Обычно люди пренебрегают техникой безопасности. Не зная глубины водоема, ныряют, получая серьёзные травмы головы. Летом велосипедисты часто падают, ломают ключицы, сталкиваются с машинами, — добавляет травматолог-ортопед.

Также значительную часть занимают травмы, полученные в ДТП.

Пожилые люди в основном получают травмы, просто упав дома
Источник:

По словам Ильи Стаценко, для него самая приятная похвала — когда пациент на следующий день после операции может самостоятельно передвигаться. А в скором времени и совершенно забывают о полученной травме. Так, месяц назад он оперировал 95-летнюю женщину с переломом бедра. Она долго отказывалась от операции, но ее смогли уговорить. Утром она уже смогла сидеть и даже не поверила врачу, который напомнил о переломе.

Шанс на жизнь, или Что такое правило 48 часов


— В классическом варианте это правило 72 часов, но мы стремимся оказывать помощь за 48 часов. Мы не изобретали ничего нового. Это прописано в стандартах оказания первой медицинской помощи Великобритании. Там говорится, что люди старше 75 лет с переломами бедра, это частая травма у пожилых, должны быть прооперированы максимально быстро. Для того чтобы дальнейший прогноз для их жизни был благоприятным. В России это не так давно начали внедрять. Когда я об этом узнал, то отнёсся скептично. Но на практике стал удивляться: пациент, у которого раньше бы был неблагоприятный прогноз, при оказании помощи в кратчайшие сроки на следующий день уже может ходить. Главная мысль — возраст не является противопоказанием. Независимо от возраста, мы должны давать шанс на жизнь, — говорит Илья Стаценко.

По словам травматолога, раньше у российских врачей была тактика тщательной подготовки: пациента, а особенно пожилого, не могли экстренно прооперировать. Однако из-за этого возрастал риск летального исхода. Например, у человека могли начаться осложнения из-за того, что он просто лежит и испытывает боль.

— Я всегда говорю: шанс мы должны дать, так или иначе. Потому что чем быстрее мы их активизируем — заставим сидеть, вставать, ходить, тем больше у них шансов нормально жить и ходить. Родственникам объясняем, что разный может быть исход, но шанс надо давать всегда, — добавляет Илья Стаценко.

Правило 48 часов распространяется не только на пожилых пациентов, но и на тяжело травмированных. Например, после серьёзных ДТП, когда много переломов. В обоих случаях есть риск неблагоприятного исхода. Поэтому врачи стараются максимально быстро оказать всю необходимую помощь и стабилизировать состояние.

Весь процесс экстренной помощи может занимать два-три часа
Источник:

Оказание помощи начинается с осмотра врача, который ставит предварительный диагноз и назначает нужные анализы. Если есть какие-то противопоказания, например инсульт, то сначала врачи решают эту проблему. При отсутствии противопоказаний человека начинают готовить к операции — врачи определяют, какой будет наркоз, план действий. Непосредственно операция занимает от 20 до 40 минут. Перелом шейки бедра требует чуть больше времени: чаще всего пациенту нужно эндопротезирование — замена сустава.

По словам врача, весь процесс от поступления в отделение до окончания операции может занимать два-три часа.

— Как правило, если мы говорим о переломах у пожилых, то это те травмы, которые не дают вставать, ходить, садиться. При отсутствии каких-либо осложнений после операции пациент начинает ходить уже на следующий день. Современная конструкция позволяет проводить операцию малоинвазивно, то есть без больших разрезов. Через небольшие проколы в кость ставятся фиксаторы, которые позволяют человеку как минимум сидеть, как максимум — ходить. Все эти фиксаторы убирать потом не нужно, — добавляет Илья Стаценко.

Что сделать, чтобы ничего не ломать


Чаще всего у пожилых пациентов травмы случаются на фоне остеопороза — из-за слабой костной ткани человек может сломать что-то, даже просто упав с высоты собственного роста. К примеру, более молодому здоровому человеку, чтобы получить такую же травму, нужно упасть с высоты нескольких этажей или попасть в серьезное ДТП.

— Все люди старше 50 лет должны регулярно проходить исследование, которое называется денситометрия — измерение плотности костной ткани. Если есть ее снижение или дефицит, тогда нужно получать лечение, — говорит травматолог-ортопед.

Илья Стаценко объясняет: если однажды человек получил даже незначительную травму из-за остеопороза, то в дальнейшем риск возникновения других переломов возрастает в три раза.

Кузбассовцам для профилактики следует следить за плотностью костной ткани
Источник:

Узнать плотность костной ткани можно в нескольких клиниках Кемерово. Стоимость диагностики — от 1200 до 1550 рублей. Если периодически следить за состоянием костной ткани и проходить лечение по ее укреплению, то можно значительно снизить риск тяжёлых переломов в будущем. Однако врач добавляет: самостоятельно принимать никакие препараты не нужно. Для укрепления костной ткани лучше обратиться к врачу и проводить комплексную профилактику.

Почему пациенты отказываются от операции


Самому возрастному пациенту, которого оперировал Илья Стаценко, было 97 лет. Но, по словам врача, это не предел. Так, томские коллеги не так давно помогли 106-летнему мужчине. Травматолог говорит, что возраст, в принципе, не является противопоказанием для экстренной помощи, в том числе и для оперативной. Однако именно возрастные пациенты боятся медицинской помощи и часто сначала отказываются от экстренной операции.

— Задача врача — поговорить не только с пациентом, но и с его родственниками, объяснить все возможные варианты. Чем это грозит, что будет, если не прооперировать, какие риски могут быть во время операции. Как правило, удаётся достичь взаимопонимания с пациентом и его родственниками. Однако бывают ситуации, когда пациент отказывается от предложенного оперативного вмешательства. Тогда лечение происходит консервативно. Это не только гипсы, но и специальные фиксирующие протезы. Потом постепенно пациент начинает активизироваться. К сожалению, это не всегда дает хороший результат, — рассказывает травматолог-ортопед.

Часто пациенты отказываются сначала от операции, потому что боятся
Источник:

Если пациент отказывается от операции, его все равно пытаются «расшевелить», чтобы не возникли осложнения. По словам врача, даже со сломанной шейкой бедра пожилой человек может передвигаться. Через пару недель, а зачастую и лет, пациент может поменять свое решение и согласиться на эндопротезирование. Травматолог говорит, что в этом нет ничего страшного. Но в таком случае пациент переходит из категории «экстренный» в «плановый». Ему приходится вставать в очередь и ждать.

О пациентах из других городов


— Есть такое понятие как маршрутизация пациентов, в которой прописано, какой пациент с какой травмой где должен оперироваться. И это никакая не бюрократическая бумага, это всё основано на том, как быстрее и лучше оказать помощь. У нас территория огромная, и тут встает вопрос транспортировки. Транспортировка таких пациентов, как правило, — тяжелая ситуация. И если операцию можно сделать ближе к месту пребывания пациента, нужно сделать там. Если пациент не может быть прооперирован в травмоцентре того уровня, который есть рядом, он переводится в травмоцентр следующего уровня. Для высокотехнологичной помощи ему нужно попасть в травмоцентр первого уровня. Например, в Кемерово, — поясняет Илья Стаценко.

При этом, если у больницы есть возможность оказать помощь пациенту из другого города, который желает попасть именно в это медучреждение, его примут.

Первая помощь


Представим ситуацию: вы заходите в квартиру и видите своего пожилого (и не только) родственника на полу. Становится понятно, что близкий человек что-то сломал и ему нужна помощь. Что делать? Илья Стаценко объясняет: первое, что необходимо сделать, — придать сломанной конечности естественное положение. Такая помощь не навредит, потому что в неестественном положении будут сдавливаться сосуды и есть риск возникновения серьезных осложнений. После этого нужно попытаться зафиксировать сломанную часть тела. Например, ногу можно положить между двух подушек. После этого следует вызвать скорую помощь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Проутюжит некоторые знаки зодиака»: кемеровский астролог рассказала, чего ждать от ретроградного Марса
Татьяна Долгопол
Ведический астролог с 2015 года
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Знакомства
Объявления