Аккурат перед Днем шахтера США распространили санкции на предприятия угольной и металлургической промышленности. В список попали в том числе и кузбасские компании. Депутат Государственной Думы РФ от Кемеровской области и заместитель председателя комитета по энергетике Дмитрий Исламов и сам уже два года находится в санкционном списке, а кроме того, заочно приговорен украинским судом к 15 годам колонии. Корреспондент NGS42.RU поговорил с народным избранником о том, чем обернутся новые ограничения и как Кузбассу избежать кризиса.
По мнению Дмитрия Исламова, западные санкции приведут к серьезному увеличению расходов. Прежде всего, усложняется логистика, так как заблокированным оказывается фрахт судов, кратно возрастает цена транспортировки и страхования.
Усложняются, как говорит Исламов, и финансовые расчеты: банки отказываются проводить платежи от организаций из санкционного списка, соответственно, добавляются расходы на посредников.
Третий фактор, по мнению Исламова — санкции ведут к сложностям и для покупателей угля и металлургической продукции. Соответственно, потребитель на основании этого будет требовать большую скидку.
Пути выхода
Председатель комитета по энергетике Госдумы считает, что в этой ситуации у России все же есть пространство для маневра. Прежде всего, это развитие Восточного полигона и увеличение его пропускной способности. Также важны скидки и квоты на перевозку угля.
— Дальше — это совершенствование расчетов, совершенствование схем продаж. А также положительно бы повлияла отмена экспортной пошлины, — сказал Исламов.
В настоящий момент взимание таможенных пошлин в отношении энергетического угля временно приостановлено до 30 ноября этого года. Однако депутат считает, что их стоит отменить и на коксующийся уголь.
— Надо упомянуть и расширение внутреннего спроса. Чем выше рост промышленного производства товаров и для внутренних нужд России, и для экспорта, тем больше будет потребление угля у нас внутри страны. Это тоже такая мера поддержки, — добавил спикер.
Как изменится жизнь кузбассовцев?
Несмотря на непростые времена для угольного региона, Исламов считает, что социальные программы горняков не изменятся.
— Я все-таки уверен и знаю, что наши кузбасские компании социально ответственные, и те обязательства, которые они взяли перед своими работниками, конечно, будут выполнены. Но эти условия скажутся на объеме налоговых платежей, которые будут поступать в бюджет [Кузбасса] от предприятий, — пояснил депутат.
Также Исламов добавил, что правительство будет работать над тем, чтобы снизить неблагоприятные воздействия. Ситуация для России, по большому счету, не нова. С 2022 года Евросоюз ввел эмбарго на импорт российского угля, что привело к полному переформатированию рынка.
— Мы уже отошли от потребителей, которые были в европейских
странах, полностью перешли на восточные рынки. Теперь этот процесс просто будет дальше продолжаться, развиваться, — подытожил политик.
Что о санкциях думают власти Кузбасса?
Министерство экономического развития области признало, что санкционное давление, закрытие рынков сбыта и логистические трудности вывоза угля на Восток уже отразились и продолжают сказываться на объемах добычи угля. За первый квартал 2024 года снижение составило 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2023 году тоже отмечалось снижение добычи. Но пока это на работу предприятий особо не влияет: на шахтах запускают новые лавы, внедряют новое оборудование и технику, реализуют экологические проекты.
— На шахте «Распадская» началось строительство блока «Распадский-4», запасы которого оцениваются более чем в 60 миллионов тонн. К 2027 году компания должна построить угледобывающий комплекс, включающий в себя очистной забой с безлюдной технологией добычи угля <> Инвестиции компании в проект составят более 13 млрд рублей. Также на Калтанском угольном разрезе компании «Кузбассразрезуголь» появилась новая железнодорожная станция Юрково. Это позволит вдвое увеличить объем погрузки угля. Объем инвестиций в проект составил почти 12 млрд рублей, — говорится в ответе министерства.
Не влияет ситуация на угольном рынке и на количество занятых в этой сфере кузбассовцев: по данным Минэкономразвития, в текущем году численность работников увеличилась 0,4% к январю-февралю 2023 года. Сегодня в этом секторе заняты около 90 тысяч жителей области.
Личный опыт
В 2022 году Дмитрий Исламов, вместе с другими депутатами, проголосовавшими за признание независимости ЛНР и ДНР, попал в санкционный список Евросоюза. А спустя год он, в числе 20 народных избранников, был признан виновным украинским судом в «посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность этой страны». Прожив уже два года под ограничениями, он рассказал как лично адаптировался к новым реалиям.
По его словам, особых неудобств он не испытывает, за исключением ограничения мест для отпуска.
— Честно говоря, особого желания посещать другие страны и нет. Если захочется путешествовать, то наша страна такая огромная — жизни не хватит все уголки посетить, — пояснил народный избранник.
Также политик добавил, что не собирается оспаривать приговор украинского суда и даже не вспоминает о нем.
— Пусть это на их совести все будет, понятно же, с какой целью это все сделано. Меня это совсем не беспокоит, — пояснил он.
Ранее NGS42.RU публиковал полный список предприятий, которые попали в расширенный санкционный список США. До этого, в феврале, в него уже включили ПАО «Мечел» и АО «СУЭК», которые тоже имеют бизнес в Кузбассе.
Последствия для Кузбасса в результате этого решения ранее спрогнозировала регионовед Наталья Зубаревич.
Кроме того, по мнению экономиста Максима Марамыгин новый санкционный пакет может обернуться серьезным ростом цен.