Экономика Добыча и экспорт угля в Кузбассе снизились: эксперты — о том, что это значит для региона и почему так происходит

Добыча и экспорт угля в Кузбассе снизились: эксперты — о том, что это значит для региона и почему так происходит

Изучили данные за 2023 год и поговорили с федеральными экономистами

Кемеровская область добывает порядка 60% всего угля в России

В угольной отрасли Кузбасса занято более 90 тысяч человек, а для некоторых населенных пунктов региона такие предприятия являются градообразующими. Но в 2023 году, по данным Минугля Кузбасса, компании добыли на 9,4 млн тонн угля меньше, чем за год до этого. Заметное снижение произошло и в отгрузке — почти на 9,7 млн тонн ниже уровня 2022 года. Власти региона неоднократно говорили, что проблемы с экспортом «черного золота» возникают из-за срыва РЖД договоренностей по объемам.

Почему так происходит и к чему это может привести — NGS42.RU выяснил, поговорив с федеральными экспертами-экономистами.

«Были вынуждены обратиться к президенту»

Два года назад угольная отрасль России в целом и Кузбасса в частности столкнулась с серьезным испытанием: из-за санкций, связанных со спецоперацией, экспорт в Европу значительно сократился. Угольщики и власти довольно быстро нашли выход, заключили новые контракты и переориентировались на восточное направление. Но и тут возникла загвоздка: железные дороги оказались не готовы выполнить согласованный план и регулярно его проваливали. В итоге, как рассказывал губернатор Сергей Цивилев, для решения проблемы ему пришлось обращаться к президенту.

— Мы уже семь лет находимся на одном и том же объеме вывоза угля — 53 млн [тонн]. В прошлом году мы провалились даже на 5 млн [тонн]. <...> Заканчивается этот год (2023. — Прим. ред.), как жить нашим угольщикам в следующем году? [РЖД] не хотели подписывать на 2024 год, поэтому вынужден был опять обратиться к Владимиру Владимировичу. Он поддержал мое обращение, и в этом обращении мы написали цифру 55 [млн тонн] гарантированно, ну какой-то прирост у нас должен быть, и 60 [млн тонн] — к чему стремиться, — рассказывал Цивилев в начале ноября во время прямого эфира.

В итоге соглашение на 2024 год удалось подписать — стороны договорились, что к 54,1 млн тонн угля, которые планируют вывезти за год, добавят еще 0,5 млн тонн других, более дорогих для экономики Кузбасса грузов, чтобы железной дороге было проще устранить недовоз.

Но пока договоренности не были достигнуты, эксперты выражали беспокойство, что конфликт с РЖД может повлиять не только на отгрузку, но и на объемы добычи угля, а следовательно, и на зарплаты кузбассовцев. Частично это так: по данным регионального Минугля, в прошлом году угольщики добыли 214, 2 млн тонн топлива, что на 9,4 млн тонн меньше, чем в 2022 году.

Снизились, соответственно, и объемы отгрузки. За 2023 год экспортировать удалось 190,8 млн тонн — это на 9,7 млн тонн ниже уровня 2022 года.

«Решить проблему быстро невозможно»: мнения экспертов

Чем эта ситуация грозит для экономики Кузбасса и какие последствия почувствуют жители региона, редакция NGS42.RU спросила у федеральных экспертов.

Директор центра региональной политики РАНХиГС и член общественного совета Минфина РФ Владимир Климанов считает, что Кузбасс вряд ли сможет продолжить наращивать добычу и отгрузку угля. Из-за проблем с транспортировкой в 2024 году показатели могут лишь вернуться к цифрам двухлетней давности, но «внутреннего подъема отрасли ожидать не стоит».

При этом эксперт не видит серьезных последствий, которые могли бы ударить по кузбассовцам и экономике региона. По его словам, угольщики удачно смогли заключить контракты с восточно-азиатскими странами, среди которых Китай и Индия. Благодаря повышенному спросу из этих стран кузбасские предприятия не смогут снизить добычу. Поэтому Климанов считает, что работникам не грозят увольнения или снижения зарплат.

— Что касается текущих трендов, то мы видели взлет Кемеровской области в начале первой половины 2022 года, когда [мировые] цены [на уголь] были достаточно высокие. Тогда произошла некоторая переориентация на новых потребителей, и Кузбасс выигрывал в этой ситуации. Главные препятствия в наращивании добычи угля сейчас — это проблемы в транспортировке по занятым магистралям на Восток, — объясняет доктор экономических наук Климанов.

Как отмечает эксперт, трудности с экспортом могут решиться после модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также увеличения мощности портов Тихоокеанского побережья. Но это не быстрые процессы.

— Здесь не надо винить РЖД, что компания чего-то не хочет доставлять. Дело в том, что уголь является самым массовым товаром, перевозимым по Транссибу. Мы понимаем, что есть просто физические или технологические возможности перевозки того или иного объема грузов, и они находятся на пределе, — говорит член общественного совета Минфина РФ.

Климанов предупреждает, что через несколько лет у Кузбасса появятся сильные конкуренты. Мощным поставщиком угля может стать Якутия после строительства железной дороги до берегов Охотского моря. Также, по словам эксперта, ситуация может нормализоваться и на Донбассе, который всегда был угледобывающим регионом.

Специалист рекомендует властям региона уже сейчас искать альтернативную специализацию экономики.

— Отказываться сейчас от угля, исходя из каких-то долгосрочных задач и целей, в том числе следуя, например, зеленой повестке, [Кузбассу] нецелесообразно. Но в то же время есть и общий тренд на то, что рано или поздно произойдет постепенный отход от угля как основного топливного ресурса к другим видам генерации энергии. Забывать об этом нельзя. Мы видим, что бюджет Кемеровской области, например, за 2022 год очень активно изменялся. Значимые роли также играют и предприятия металлургической, отчасти также химической промышленностей, — отметил Климанов.

Президент Центра экономики инфраструктуры, экономист Владимир Косой соглашается, что быстро решить проблему с отгрузкой угля у Кузбасса не получится. По мнению эксперта, у дорожников сейчас есть более приоритетные грузы, которые надо перевозить через тот же Восточный полигон.

— Железные дороги перегружены. Учитываем, что Восточный полигон у нас во многом стал выполнять не только функцию экспортной железной дороги, но и той, которая обеспечивает перевозки импортных грузов. Это другой тип и размер тары. В полувагонах, в которых везут уголь в один конец, ты не повезешь, например, станки или оборудование, которые идут к нам из Китая. Естественно, это ограничивает возможности вывоза угля по Восточному полигону. Решить проблему быстро невозможно, потому что с точки зрения интересов целой страны, а не отдельных регионов, важнее завозить сейчас именно оборудование для той же обрабатывающей промышленности, — подчеркнул Косой.

Снижение объемов добычи в 2023 году, по словам экономиста, также могло быть связано с технологическими ограничениями для угольных предприятий.

— Когда у компании не происходит обновление даже таких вещей, как программное обеспечение, это может приводить к увеличению себестоимости добычи, — предположил собеседник портала.

Ранее эксперты в беседе с корреспондентом NGS42.RU поясняли, чем опасно снижение объемов вывоза угля из Кузбасса. В частности, это приведет к падению добычи. Что, в свою очередь, несет серьезные риски для экономики региона. А по словам регионоведа, профессора МГУ Натальи Зубаревич, снижение темпов отгрузки может отразиться на работе шахт и перерабатывающих предприятий и, как следствие, на жизни обычных кузбассовцев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства