В Центральном районном суде проходит заседание по делу о пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня», произошедшем в 2018 году, фигурантами по которому проходят экс-глава МЧС Кузбасса Александр Мамонтов и его бывший подчиненный Григорий Терентьев. Обвиняемые в халатности подсудимые вновь дают показания по делу о мошенничестве и растрате перед судьей, защитниками и гособвинителями.
Наш корреспондент находится в зале суда. Оставайтесь с нами, чтобы первыми узнать подробности.
Напомним, пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове произошел 25 марта 2018 года, в результате погибли 60 человек. Сразу после начала проверок Следственным комитетом РФ были задержаны экс-глава МЧС Кузбасса Александр Мамонтов и его подчиненный, экс-начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы Григорий Терентьев.
По версии стороны обвинения, подсудимые не организовали проверку соблюдения требований пожарной безопасности в ТРЦ, хотя должны были это сделать до 18 марта 2018 года. Это привело к пожару, в котором погибли десятки жителей Кузбасса, большинство из них — дети.
В декабре 2019 года дело бывших сотрудников МЧС было перенаправлено на рассмотрение в Центральный районный суд Кемерова, где и находится по сей день. Сейчас бывшим подсудимым вменяют несколько статей уголовного кодекса: часть 3 статьи 293 (халатность). Экс-главу ведомства судят за растрату — часть 4 статьи 160, а бывшего начальника отдела — за мошенничество по части 3 статьи 159.
Также в пресс-службе Центрального районного суда уточнили, что срок рассмотрения дела экс-главы МЧС и его подчиненного затянулся из-за пандемии COVID-19 и изменений в защите подсудимых.
Напомним, что в 2021 году в Заводском районном суде был вынесен приговор 8 обвиняемым по первому делу о пожаре в «Зимней вишне» — руководству ТЦ, пожарным, охраннику и инженерам, обслуживавшим противопожарную систему. Подсудимые получили от 5 до 14 лет колонии общего режима.
Как ранее писал NGS42.RU, c 2019 года судья последовательно решал вопрос о продлении Мамонтову и Терентьеву срока содержания в СИЗО. Согласно последнему продлению, под арестом подсудимые будут находиться до 10 марта 2023 года. При этом каждый раз адвокаты обжаловали решения.
— В последний раз апелляционным определением Кемеровского областного суда от 28 декабря 2022 года постановление суда изменено — исключено указание о необходимости продления подсудимым срока содержания под стражей с учетом инкриминируемого каждому из них преступления, предусмотренного ч. З ст. 293 УК РФ, а также выводы суда о том, что степень и характер общественной опасности инкриминируемого деяния определяется наступившими последствиями и общественным резонансом уголовного дела, — говорилось в сообщении пресс-службы Центрального районного суда.
Прямо сейчас журналистов пригласили вместе со слушателями в зал судебных заседаний. Обвиняемые — экс-глава МЧС Кузбасса Александр Мамонтов и его подчиненный Григорий Терентьев — будут присутствовать на заседании лично.
Заседание началось, на него пришла только одна потерпевшая. Судья объявляет участников процесса, передает наш корреспондент из зала суда.
Сторона обвинения и адвокаты просят ограничить видеосъемку судебного процесса. Против фотографий они не возражают. Решение обосновывают тем, что могут быть опубликованы персональные данные подсудимых.
Подсудимый Александр Мамонтов начинает свое выступление. По его словам, ему до сих пор непонятно, в чем его обвиняют. Но чтобы не задерживать суд, он будет давать показания.
Поддержать бывших коллег пришли ветераны службы МЧС Кузбасса (последний ряд), в том числе бывший руководитель главка ведомства, экс-начальники ГИМС и Центра управления в кризисных ситуациях. Также на заседании присутствует одна из потерпевших (на фотографии — справа внизу).
Александр Мамонтов рассказывает, как пришел на службу, кто руководил ведомством в те годы, поясняет, что не знал, какие обязанности были у главы Совета ветеранов и как он их исполнял. А также что в целом не имел никакого отношения к нему.
По его словам, руководители общественной организации ветеранов могли совмещать свою деятельность с госслужбой. Расходы совета ветеранов не проходили через него, никаких указаний на этот счет Мамонтов никогда никому не давал.
Подсудимый Мамонтов говорит, что, когда руководство совета ветеранов уволилось с госслужбы, они перестали участвовать в мероприятиях главка МЧС. После этого он предложил кадровой службе подыскать участникам совета вакансии, не связанные с оперативной работой, на которой они могли бы оставаться в общественной организации.
Обвиняемый уточняет, что никаких конкретных указаний на этот счет не давал, а просто просил подобрать что-то подходящее.