В Центральном районном суде Кемерова продолжается разбирательство по делу, связанному с пожаром в ТРЦ «Зимняя вишня». На скамье подсудимых — бывший глава МЧС Кузбасса Александр Мамонтов и его подчиненный, экс-начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы Григорий Терентьев. Ожидается, что сегодня обвиняемые в халатности ответят на вопросы суда.
Наши корреспонденты находятся в зале суда, мы будем рассказывать подробности происходящего. Оставайтесь с нами, чтобы узнать все первыми.
Пожар в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» произошел 25 марта 2018 года. Тогда погибли 60 человек, большинство из которых дети.
После пожара Следственный комитет РФ возбудил четыре уголовных дела, по трем из них уже прозвучали приговоры. В суде продолжает рассматриваться дело бывших сотрудников МЧС Кузбасса Мамонтова и Терентьева, которых обвиняют в халатности.
По версии стороны обвинения, подсудимые не организовали проверку соблюдения требований пожарной безопасности в ТРЦ, хотя должны были это сделать до 18 марта 2018 года. Это привело к смертельному пожару.
Кроме этого, Мамонтову предъявили обвинение в растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК), а Терентьеву — в мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК).
Приговоры по другим делам «Зимней вишни»
Первыми приговор услышали восемь обвиняемых, в числе которых были руководители сгоревшего ТЦ, пожарные, охранники и инженеры, обслуживающие противопожарную систему. Приговор судья Заводского районного суда Кемерова озвучил осенью 2021 года. Вот какие сроки они получили:
гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок осуждена на 13 лет и 6 месяцев;
гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ) Юлия Богданова получила 14 лет колонии;
технический директор комбината Георгий Соболев — 11 лет лишения свободы;
сотрудник частного охранного предприятия Сергей Антюшин — 8 лет тюрьмы;
руководитель компании «Системный интегратор» (компания, отвечавшая за обслуживание противопожарной сигнализации) Игорь Полозиненко — 6 лет и 6 месяцев;
подчиненный Полозиненко, инженер противопожарной системы Александр Никитин, осужден на 5 лет и 6 месяцев лишения свободы;
начальник караула пожарно-спасательной части № 2 Сергей Генин получил 5 лет тюрьмы;
начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТЦ, Андрей Бурсин — 6 лет колонии.
В декабре 2021 года Центральный районный суд вынес приговор за взятку бывшей главе Госстройнадзора Кузбасса Танзиле Комковой, бывшей подчиненной, сыну и его партнеру по бизнесу. Суд признал всех четверых виновными и назначил им наказания:
Танзиле Комковой — 18 лет в колонии общего режима, штраф 80 млн рублей и лишение права занимать должности на госслужбе, связанные с осуществлением функций представителя власти, на 12 лет;
Никите Чередниченко — 15 лет в колонии строгого режима, штраф 70,5 млн рублей и лишение права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением управленческих функций в коммерческих организациях, на 11 лет;
Эдуарду Комкову — 10 лет лишения свободы, штраф 70 млн рублей и лишение права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением управленческих функций в коммерческих организациях, на 8 лет;
Светлане Шенгерей — 7 лет в колонии общего режима с лишением права занимать должности госслужбы на 2 года.
В октябре 2022 года за дачу взятки, благодаря которой была проведена реконструкция бывшей кондитерской фабрики без проектной документации, осудили совладельца «Зимней вишни» Вячеслава Вишневского. Ему назначили 8 лет колонии строгого режима и штраф 21 миллион рублей. Позже Кемеровский областной суд увеличил штраф Вишневскому до 70 миллионов рублей.
На прошлой неделе объединенная пресс-служба судов Кузбасса сообщила, что Центральный районный суд Кемерова продлил арест Мамонтову и Терентьеву на три месяца, до 10 июня 2023 года.
Как передает наш корреспондент, подсудимых уже доставили к зданию и в скором времени будут заводить в зал суда.
Как передает наш корреспондент, начался допрос Александра Мамонтова.
— В обвинении указано, что вы с 2017 по 2018 год не выполняли требования законодательства в отношении ООО «ККК» (компания-застройщик «Зимней вишни». — Прим. ред.) и ТРЦ «Зимняя вишня», — сказал представитель стороны защиты.
Мамонтов, отвечая на это, говорит, что в законодательстве установлены общие положения и полномочия руководителей МЧС региона. По его мнению, в нормативах не прописано, что начальнику ведомства необходимо было следить за состоянием ТРЦ.
По мнению следствия, Александр Мамонтов бездействовал в тот же период и халатно выполнял свои обязанности.
Мамонтов считает, что он не должен был проверять соблюдение требований пожарной безопасности со стороны ТРЦ. Это, по его словам, указано в различных положениях и постановлениях, что отражено в томах уголовного дела, но не учтено следствием.
Начальник отделения надзорной деятельности должен был проверять сгоревший ТРЦ и именно он, а не Мамонтов, был обязан организовать надзор. То есть речь идет о Терентьеве.
Вместе с тем, должностным лицом, которое должно было проверять ООО «ККК», является начальник отделения Заводского района Кемерова, а не он или Терентьев.
Мамонтов говорит, что задача начальника территориального отдела: организовать проверки, контролировать их выполнение и назначать инспекторов.
То есть обязанности проверять ТРЦ лежали на замах Мамонтова, начальниках отделов и инспекторах, а не на нем.
Момент, когда подсудимых заводили в зал, поймал наш фотокорреспондент. Кажется, у Александра Мамонтова сегодня хорошее настроение.
Мамонтов уже десять минут объясняет иерархию сотрудников кузбасского МЧС и их обязанности и степень ответственности.
Мамонтов резюмирует, что не понимает, чьи обязанности ему вменяет обвинение.
Мамонтов утверждает, что следствие не установило виновных в нарушении рискоориентированного подхода и доказательств тому в деле нет.
Мамонтов перечисляет документацию, которая якобы отражает тот факт, что он действовал в соответствии с нормативами и требованиями.
— В 2017–2018 годах подчиненные вам сотрудники непосредственно осуществляли применение рискоориентированного подхода при планировании проверок юридических лиц? — спрашивает адвокат бывшего главу МЧС Кузбасса.
Он отвечает, что был план, регламентированный Правительством РФ. «Зимняя вишня» имела категорию значительного риска, и в соответствии с этим были заложены сроки проверки — один раз в четыре года.
— До трагедии мне ничего не было известно, в плане надзора, я его [ТЦ] видел так, как видят все горожане, — говорит Мамонтов, добавляя, что все обвинения голословны.