Сегодня гостем нашей рубрики «Криминальный вторник» стал человек, который занимается, пожалуй, самыми опасными преступниками — убийцами, в том числе теми, кто выполняет так называемые «заказы» или действует в составе преступной группировки. Следователь по особо важным делам областного СУ СКР Сергей Трубенков отдал службе в правоохранительных органах почти 25 лет своей жизни и не раз отправлял за решетку кузбассовцев, имевших авторитет в местах не столь отдаленных. В День работника следственных органов он рассказал корреспонденту NGS42.RU подробности нескольких криминальных дел, которые в свое время вызвали большой резонанс у жителей нашего угольного края.
История первая. Киллеры-силовики
В конце нулевых криминальный мир Прокопьевска был завязан на одной фигуре — авторитете по кличке «Колхоз». Город был поделен между группировками, каждая из которых занималась своим преступным промыслом: одни торговали наркотиками, другие совершали автокражи, третьи — крышевали бизнесменов и угольщиков и так далее. За убийства отвечала банда Валерия Янца.
О киллере стоит поговорить отдельно. До того, как связаться с преступностью, мужчина вел с ней борьбу, проработав несколько лет в отряде милиции особого назначения. После этого омоновец ушел в бизнес, открыв частное охранное предприятие. Но это была лишь формальность, так как основной заработок он получал за счет выполнения заказных убийств. Вместе с ним «работал» действующий на тот момент сотрудник патрульно-постовой службы милиции Александр Харченко. Он изучал маршрут будущей жертвы, намечая места, где лучше совершить убийство, просчитывая пути отхода и подбирая оружие.
«Заказы» от клиентов принимал преступник по кличке Зима, он же Владимир Зимин. С ним стрелка связывали давние дела. Когда-то на Алтае они ограбили ларек, но попались правоохранителям и были осуждены. После освобождения будущий киллер и решил пойти работать в милицию. В базе преступников он был записан как Валерий Чернозипунников, но для трудоустройства он взял фамилию своей супруги-немки — Янц. Почему его не проверили досконально перед приемом в органы — вопрос открытый.
Члены банды Янца, в зависимости от роли каждого из них, в течение года успели выполнить пять заказов от Колхоза, застрелив несколько неугодных авторитету прокопчан, так или иначе связанных с преступностью города.
В 2008 году на свободу вышел авторитет Александр Морозов, который, оказавшись на воле, занялся переделом сфер влияния. Естественно, такое положение дел было невыгодно Колхозу, и он решил устранить конкурента, дав задание на ликвидацию Валерию Янцу.
В последний день своей жизни Морозов приехал домой вместе с сожительницей, пошел доставать сумку из багажника, и в этот момент к нему подошел Янц. Дав очередь из автомата в тело жертвы, киллер спокойно ушел, оставив в живых свидетельницу. Поначалу женщина заявляла, что не видела лица стрелка, но в итоге рассказала следователю все детали преступления и описала внешность убийцы.
Спустя несколько месяцев, весной, был убит местный предприниматель по фамилии Сидоров, которого Янц убил, выстрелив в упор из обреза. Преступление было совершено из-за того, что у жертвы возник денежный спор с Колхозом.
Третьей жертвой по факту стал случайный человек. Местные бизнесмены по выходным любили играть в футбол. Среди них было двое, имена и фамилии которых были одинаковыми, обоих звали Олег Николаевич. Одного из них и надо было убрать, но Янц не знал, кого именно. Подготовка к преступлению в целом была отвратительной, в спешке, не было даже снимка жертвы, а в качестве оружия использовался пистолет системы «Наган», выпущенный еще в 19-м веке.
Оказавшись на месте преступления, Янц увидел машину, из которой выходили двое мужчин. Первый успел пройти в спортзал, а второй замешкался у авто. Киллер подошел к нему и спросил, как того зовут. Услышав «Олег Николаевич», он тут же застрелил бизнесмена.
Последним от рук киллера погиб бандит по прозвищу Бережонок, относившийся к группировке «Красногорские». Его Янц расстрелял из автомата, когда жертва подъехала к своему дому на относительно новой Toyota Camry.
— Цели убить конкретно его не было. Колхоз велел расстрелять кого угодно из этой преступной группы, был разговор, что достаточно было просто стрельнуть по любой машине «Красногорских». Бережонку, можно сказать, просто не повезло, — рассказывает следователь.
Примечательно, что милиция на тот момент уже «вела» Янца, но ему, по неизвестным причинам, позволили убить Бережонка. Задержали его вместе с Харченко на выезде из города, при этом, когда бойцы СОБРа вытаскивали киллера из машины, умудрились вырвать его вместе с ремнем безопасности.
Харченко решил сотрудничать со следствием, но во время расследования постоянно менял показания. Янц же до последнего ни в чем не сознавался. Последним в СИЗО отправился Зимин, когда выяснили, что в банду входил и диспетчер. При этом он был не согласен с тем, что его обвиняли в убийстве «Олега Николаевича». По его мнению, застрелить надо было одного человека, а что погиб другой — не его вина.
В течение четырех месяцев дело было рассмотрено в суде с участием присяжных. По итогу диспетчер получил 20 лет колонии, Харченко, которого задним числом уволили из ППС, — 17 лет, стрелку назначили высшую меру — пожизненное лишение свободы. Заказчик преступлений — авторитет Колхоз, избежал тюрьмы, так как умер от цирроза печени.
История вторая. Дела без тел
Эта история началась с пропажи в городе Полысаево местного бизнесмена-азербайджанца, занимавшегося покупкой-продажей ГСМ в конце 2015 года, что стало причиной возбуждения уголовного дела. Поиски результата не дали, но силовики определили круг его знакомых, с которыми тот в последнее время общался. Среди них был 47-летний Константин Приставка, владелец банктротного хладокомбината. Когда-то он работал в налоговой службе, дослужился до майора, но в конце 90-х ушел из органов в бизнес, завел семью.
Здание хладокомбината, которое уже фактически не работало, ему досталось от матери. Единственный доход с него был за счет сдачи помещений и территории, так как толком вести дела мужчина не умел.
— К середине 10-х годов он уже прогорел везде, где только мог, стал много и часто пить. После того как жена выгнала его из дома, он стал жить на территории хладокомбината. Вместе с ним там жили двое рабочих, у которых другого жилья не было. Во время допросов те признались, что убили бизнесмена по приказу Приставки на его глазах, — рассказывает следователь.
Два бомжа рассказали, что их начальником была разработана целая схема по заманиванию жертвы на территории хладокомбината. Для начала он попросил своего двоюродного брата, который на тот момент работал в дорожной полиции, передать азербайджанцу предложение о продаже металлоконструкции. Вся округа знала, что Приставка распродает остатки предприятия практически за бесценок, и тот сразу согласился.
Когда мужчина приехал смотреть будущую покупку, ему предложили выпить, чтобы, так сказать, заранее отметить сделку. Но в спиртном было что-то подмешано, от чего азербайджанец практически потерял сознание и возможность передвигаться. После этого его вывели на улицу, где бомжи, под контролем и руководством Приставки, забили неудачливого покупателя металлическим прутом и кувалдой. Когда жертва перестала подавать признаки жизни, маргинальный бизнесмен велел обыскать погибшего, а затем сжечь его тело в печи.
К разочарованию убийц, денег при себе у мужчины не было, хотя подельники рассчитывали на крупную сумму, которую, как они предполагали, тот взял для покупки металлоконструкции.
Следователи проверили все помещения и территорию хладокомбината и нашли на полу кочегарки следы крови. Их отправили на геномную экспертизу, которая показала, что биоматериал принадлежал пропавшему. Также проверили место, куда выбрасывали золу, и там удалось найти фрагменты костей. Их отправили в лабораторию в Москве, и та подтвердила, что останки принадлежали мужчине средних лет.
Но оказалось, что это не первое преступление полысаевского предпринимателя. Во время следствия выяснили подробности еще одного убийства, которое в этот раз было совершено уже руками самого Константина. Двое бездомных рассказали следователю, что до недавнего времени их было трое. Мужчину по имени Андрей Приставка использовал для получения денег в банках. Он давал ему чистую одежду, обувь, заставлял побриться и привести свой внешний вид в порядок, вручал для солидности очки и дипломат, затем отправлял за займом. Сколько переодетому маргиналу удалось взять кредитов — неизвестно, так как для получения денег использовались поддельные данные.
Что за черная кошка пробежала между Приставкой и Андреем — тоже загадка. Свидетели вспоминали, что в день убийства они, как обычно, сидели в кочегарке, пили, болтали. В какой-то момент бизнесмен выхватил из кармана пистолет и одним точным выстрелом в лоб убил мужчину. Бомжам он велел сжечь тело в топке.
— На протяжении всего следствия Приставка не давал показания. Но мне удалось выяснить, что он был помешан на оружии. Во время обыска у него нашли и пистолет, из которого он застрелил рабочего, и охолощенный автомат, переделанный под боевой. В ходе следствия удалось доказать, что с этим оружием он между убийствами совершил налет на пункт приема металлолома. Кроме того, у него нашлось большое количество боеприпасов, деталей оружия, — рассказывает Трубенков.
Заключений экспертов, найденного оружия, показаний бомжей и родственника Приставки, а также ряда других доказательств было достаточно, чтобы отправить дело в суд. По итогам заседаний с участием присяжных бизнесмена-убийцу приговорили по совокупности преступлений к 24 годам колонии строгого режима. Бомжи-подельники получили по 14–16 лет тюрьмы, двоюродный брат предпринимателя, который сотрудничал со следствием, но не признал вины в пособничестве в убийстве азербайджанца, отправился в тюрьму на 12 лет.