В СССР не было не только секса, но и преступности. Это утверждают наши бабушки и дедушки, жившие в то время. Потом были лихие 90-е с бандитскими разборками и заказными убийствами, на смену которым пришли спокойные нулевые — а так уже воспринимаем недавнюю историю мы сами. Каким был мир криминала на самом деле может знать только тот, кто работал в силовых органах во все эти периоды. И мы нашли такого человека.
Александр Свиридов пришел в следователи-криминалисты в 1984 году и около 10 лет назад вышел на пенсию, но до сих пор продолжает помогать молодым сотрудникам СУ СКР Кузбасса расследовать преступления. В беседе с корреспондентом NGS42.RU он ко Дню сотрудника органов следствия рассказал, как за треть века изменилась криминальная сфера в регионе.
«Помоги собрать мозг»
В конце 70-х Александр Павлович думал стать учителем истории — он до сих очень любит этот предмет. Но во время службы в Военно-морском флоте у него появилось желание работать следователем. Там его отправили в трибунал, где он занимался конвоированием и стал участником следственных экспериментов. Расследование заинтересовало будущего криминалиста, но по возвращении в Кемерово он сначала всё же поступил на историческое отделение, а позже ушел на юрфак.
Одно из ярких воспоминаний того времени — похороны известного на всю страну кузбасского прокурора Ивана Ревякина, который прославился после ареста несостоявшегося министра сельского хозяйства СССР, оказавшегося маньяком (подробнее о прокуроре NGS42.RU рассказывал ранее).
После получения диплома в 1984 году Свиридов по распределению попал в Мариинский район, где его куратором стала Фаина Барышева, недавно отметившая 100-летний юбилей. Первым преступлением, которое довелось там расследовать, было убийство водителя.
— В кабине КАМАЗа нашли труп с огнестрельным ранением в голову, неподалеку от машины лежало ружье. Эксперт меня, тогда еще молодого специалиста, проверил на прочность: попросил надеть перчатки и собрать остатки головного мозга и костей черепной коробки, поврежденные выстрелом. Потом он позвал на вскрытие трупа, тем самым проведя курс судебной медицины. Установили личность, оказалось, что это 22-летний парень из Шарыпово, который приехал к девушке в Кемерово, признался в любви, а она ему отказала. Узнали, что он в порывах ревности лазил к ней по водосточной трубе на третий этаж, наносил себе раны и проявлял прочие признаки психологических проблем. Оказалось, это был суицид, — вспоминает бывший следователь.
Этот случай стал первым в карьере криминалиста, когда требовалось много работать с трупом человека. По его словам, все последующие годы каждый осмотр тела погибшего, будь то взрослый человек или маленький ребенок, вызывали слезы на глазах и желание работать так, чтобы подобных преступлений больше не происходило.
Криминалист вспоминает, что преступления в те времена, которые принято считать спокойными, были те же, что и сейчас: убийства, изнасилования, коррупция. Но наибольший пик криминала пришелся на 90-е.
За «видик» убили беременную двойней
Развал Страны Советов привел к расцвету бандитизма не только в Кузбассе, но и по всей стране. Тогда, по воспоминаниям Свиридова, происходило около 1500 убийств, большинство из которых имело сугубо криминальный характер: разборки авторитетов, расстрелы, передел сфер влияния и прочее.
Бывший следователь-криминалист вспоминает, что в те годы резко выросло количество преступлений, совершенных с помощью взрывчатки и огнестрельного оружия. На места расправ приходилось выезжать чуть ли не каждый день.
В 1996 году Свиридов занимался расследованием убийства криминального авторитета Пашкана. Тот садился в машину на бульваре Строителей у дома № 16 в Ленинском районе Кемерова, когда неизвестные расстреляли его из пистолета. В историю региона это вошло как разборка криминальных кланов.
Порой жертвами бандитов становились и те, кто в такие сложные годы находил возможность жить легально, но чуть богаче остальных. Так, например, в конце 90-х Свиридову пришлось расследователь дело об убийстве женщины в Кемерове, которая была беременна двойней на седьмом месяце.
— Мы очень быстро нашли виновных. Оказалось, что убийство произошло на фоне ограбления. Они похитили из квартиры жертвы видеомагнитофон, золото, шубу. Нам удалось всё изъять до того, как они успели сбыть добычу, пришли к матери погибшей, чтобы вернуть имущество, а она ответила: «Мне ничего не надо, верните дочь». Преступники были знакомы с потерпевшей, помогли их найти соседи, которые заметили мужчин, с которыми она говорила в кармане подъезда, — рассказывает пенсионер СКР.
В 1997 году криминалист занимался делом об убийстве четырех человек в поселке Пионер. Глава семьи продавал мясо, помогали ему в этом два сына 18 и 19 лет. Их тела с огнестрельными ранениями были найдены у машины на дороге, а их мать задушили в собственном доме.
Преступника нашли довольно быстро, им оказался помогавший по хозяйству местный житель, который часто привозил ворованный скот бизнесмену. Он посчитал, что ему мало платили, поэтому вместе с подельником перебил всю семью, а затем расправился и с соучастником преступления. Похищенные деньги и драгоценности оставил себе, при этом одно из украшений подарил любовнице — замужней женщине, которая с радостью приняла подарок. Мать убийцы помогала ему — выбросила ружье в реку, которое во время расследования удалось найти водолазам, несмотря на то, что водоем к тому времени успел покрыться льдом.
Убийства по знакомству тогда происходили часто. В те же годы на Советском проспекте расправились со студенткой мединститута, которая приехала на учебу из Ленинска-Кузнецкого и жила в квартире родственников. Двое молодых парней знали жертву, приехали к ней, та без проблем пустила их, полагая, что ее хотят навестить. Но у 20-летних парней были другие цели. Они задушили девушку, забрали всё самое ценное и скрылись. Добычу делили на пустыре в родном городе, где и оставили полис с фамилией потерпевшей. Документ нашла местная жительница, и следствию стало очевидно, что причастны к совершенному местные жители. Определив круг знакомых несостоявшегося медика, подельников задержали.
Бытовуха нулевых
Количество заказных убийств с годами сильно сократилось, разборки бандитов практически сошли на нет. Последним действительно громким преступлением стал расстрел генерала Сергея Шумляева, который от лица военного училища курировал стройку здания компании «ТВ-Мост» в центре Кемерова.
Большинство преступлений нулевых — на почве бытовых конфликтов, но случались и резонансные приговоры по делам, которыми занимался Свиридов. Так, например, была осуждена банда киллеров, в которую входили сотрудники МВД Киселевска. В частности, их нанимала предпринимательница Ольга Новикова, которая заказала своего бывшего партнера по бизнесу Александра Гурьянова.
Последним делом Свиридова стало нападение на женщину в Заводском районе Кемерова. Потерпевшая хотела перейти с Южного на ФПК через полосу, где на нее набросился мужчина, освободившийся из мест не столь отдаленных за четыре дня до этого. Он изнасиловал кемеровчанку, отнял у нее телефон и сильно избил, сломав руки и частично скальпировав. Нашли его через месяц с помощью украденного мобильника.
Нужен ли мораторий на смертную казнь?
Бывший следователь вспоминает, как, будучи студентом, ходил на приговоры по особо тяжким делам. Трижды он видел тех, кто за совершенные деяния слышал самые страшные слова: «Приговорить к расстрелу».
— За убийства детей, педофилов, против которых есть неоспоримые доказательства, применять смертную казнь надо, я так считаю, тем более что некоторые только к этому и стремятся, — рассуждает Свиридов.
Свиридов вышел на пенсию в звании полковника юстиции, но до сих пор сотрудничает с СК Кузбасса. Он отмечает, что криминалистика сейчас ушла далеко вперед по сравнению с теми временами, когда он искал улики на местах преступлений, и всё равно его практический опыт остается бесценным для начинающих следователей.
Кроме того, как член аналитической группы пенсионер помогает раскрывать дела прошлых лет, одно из которых — изнасилование и убийство девочки в СНТ на Южном в Кемерове, о котором NGS42.RU писал ранее. Подробности этого случая мужчина раскрывать не стал, предложив дождаться окончания следствия.