Николай Шарифулин — успешный актер Драматического театра, за его плечами роли уже в нескольких сериалах. Сейчас артист занят на съемках в художественном фильме «Трудные папы» (16+), который выйдет на экраны в 2025 году. А родилась восходящая звезда киноэкрана в кузбасском шахтерском городке Березовском. О призвании, студенчестве в КемГИК, переезде в Ростов и актерском счастье Николай поговорил с корреспондентом NGS42.RU.
«Я не хотел быть актером»
Актером Николай стал неожиданно для самого себя. До 12 лет рос в Березовском, откуда переехал с родителями в Кемерово, где и окончил девять классов. После поступил в горный техникум на бухгалтера, и всё это время о сцене даже не задумывался.
По признанию мужчины, творческих способностей он в себе не ощущал, но в один миг судьбу изменила поэзия. На учебе задали прочитать Маяковского, и Николай очаровался.
— Решил прочитать полное собрание сочинений и узнал про лесенку, зашагивание через строфу. И очень мне этот сложный метод запал в душу. А после был Есенин. И так сложилось, что я еще посмотрел спектакль с Безруковым «Хулиган». Мне тоже захотелось создать что-то подобное, и я поставил свой первый спектакль по Есенину в стенах техникума, — вспоминает Николай.
Тогда же Николай начал писать собственные стихи, и он вошел в литературный кружок. В 2015-м получил диплом бухгалтера и решил попробовать свои силы в КемГИКе на театральном отделении. В вуз он с легкостью поступил.
Шарифулин учился на курсе Ирины Латыниковой, режиссера литературного театра «Слово» и главного режиссера театра для детей и молодежи. Своего мастера актер и сейчас вспоминает с благодарностью. В молодежке и «Слове» он играл свои первые спектакли, а сам мечтал о больших сценах.
— Когда поступает человек на актера или на режиссера, каждый, мне кажется, думает, что он тут на первое время. Мол, я сейчас отучусь здесь год, наберусь какого-то опыта, подготовлюсь и поеду в Москву, Питер и меня обязательно возьмут. Тем более когда ты учишься на первом курсе и тебя все хвалят. Наивные мысли, — рассуждает кузбассовец.
А в это время педагог пыталась донести до учеников, что перспектива не в том месте, где ты находишься, а в тебе самом.
— На протяжении четырех лет она вбивала нам эту истину. И только, наверное, в последнее время эти слова как-то обрели для меня смысл, — говорит Шарифулин.
На втором-третьем курсе Николай столкнулся с кризисом и понял, что на самом деле не хочет связывать жизнь с актерским мастерством. Он даже задумался, чтобы перейти на продюсирование, но покончить со сценой помешала декан театрального отделения Наталья Прокопова.
— Она не отговаривала меня, но сказала, что даже если я не буду играть, то получить профессию никогда не помешает. Я послушал ее и решил, что все-таки доучусь, а там посмотрим, — рассказывает Шарифулин.
После выпуска в 2019 году Николай не захотел идти в театр и отправился преподавать в школу искусств. Он чувствовал разочарование в профессии: классные роли не достаются, денег платят мало, а юношеские мечты отправиться в Москву разбились о реальность. Николай уже понимал, что в мегаполисе его не ждут.
В 2021 году из КемГИКа выпустилась его будущая жена Александра Шилова. Она не разделяла пессимизма возлюбленного и искала подходящие подмостки. В это время артистов набирал новокузнецкий «Сказ», и актриса согласилась на предложение. Пара переехала в южную столицу региона. Николай поначалу не хотел работать в театре, но другие вакансии сразу не подвернулись, и он все-таки решил дать сцене еще один шанс.
В 2022 году молодые поженилась и задумались о переезде.
— На тот момент мне уже театр не то что бы начал нравиться, но я принял, что вот у меня есть профессия, и почему бы мне не заниматься тем, что я умею, что получается. Но в Новокузнецке очень плохая экология, завод КМК всё время дымит. Долго обсуждали и решили ехать в Ростовскую область, — делится собеседник.
Вакансии нашлись в Новошахтинском драматическом театре, супруги служат в нем и сейчас.
— Сейчас у меня есть ключевые роли. Могу похвастаться: играю Германа в «Пиковой даме» (12+). Это, кстати, первое, что мне предложили, когда я устроился в театр. Буквально с порога, еще не знали, что я за человек, какой актер, режиссер сказал: «Мы нашли героя для „Пиковой дамы“». Потом появилась маленькая, но значимая роль в «Русалочке»: играю Ганса Христиана Андерсона, — рассказывает Николай.
Последний спектакль, в котором задействован наш земляк, — «Солярис» (12+) по роману Станслава Лема. Премьера прошла только месяц назад, и здесь Шарифулин впервые попробовал сыграть антогониста, доктора Сарториуса.
— Эта роль как-то больше мне откликается, чем Герман. В антагонисте всегда есть что играть. И зритель больше запоминает отрицательных героев. Не знаю, как это работает, но это так. Наверное, когда люди видят какую-то гадость, становится неприятно, и это оставляет больше впечатлений, — говорит артист.
«Театр всегда новый, но у кино больше возможностей»
После переезда Николай смог получить и первую роль на экране, это был сериал «Бим» (16+) на телеканале НТВ. Правда, персонаж оказался эпизодический, шестерка криминального авторитета. Но находиться в кадре Шарифулину понравилось. Затем ему довелось съездить поработать в Геленджик и сняться вместе с Павлом Прилучным в сериале «Виноград» (16+). Серии должны выйти в эфир в 2025 году.
— Сейчас последний проект — это «Трудные папы» с Гариком Сукачевым, который тоже должен выйти в этом году, но это уже художественный фильм. Место действия в Питере, в типичной коммунальной квартире, где собираются творческие люди. Кто-то пишет картины, кто-то на музыкальных инструментах играет, кто-то татуировки бьет. И вот мой герой тоже крутится в этой среде, — воодушевленно рассказывает герой.
Кино оказалось совсем не похожим на подмостки и открыло кузбассовцу новые грани профессии.
— Сцена — это 3D-пространство, у нее есть глубина и масштаб. И это сильно отличает театр от плоского кадра, за границы которого зритель никогда не заглянет. В этом плане фильмы больше похожи на картины, что остаются неизменными с течением времени, — объясняет Николай.
В кино можно показать буквально всё, что придет в голову: любое место, любое время. Можно использовать спецэффекты, графику и труд каскадеров. У театра таких возможностей просто нет. Но это же и делает задачи театрального режиссера более интересными.
— Нужно придумывать метафоры. Как, допустим, показать море в театре? Каждый режиссер по своему решает, как бы так сделать, чтобы на сцене театра зритель увидел именно море. А в кино достаточно приехать на побережье и снять, — рассуждает артист.
Он вспоминает, что педагоги в институте всегда превозносили больше театр, нежели кино. Потому что спектакль всегда происходит здесь и сейчас.
— И они, конечно, правы. Ты приходишь на один и тот же спектакль, а спектакли разные. Актеры, допустим, играют «Антигону», которая была написана в античные времена. Но они не играют то, что было до нашей эры, они играют здесь и сейчас. То есть Древняя Греция переносится прямо в Кемерово, в Новошахтинск, на сцену именно того театра, куда пришли зрители, — говорит артист.
Николай признается, что и сам думал получить второе образование и стать режиссером, так как ему нравится думать над сложными задачами.
— Но мышление актера и режиссера — это два совершенно разных мироощущения. У режиссера должно быть особое мышление. Иногда я работаю в спектакле и задумываюсь, как это ему в голову пришло решить ту или иную сцену, и понимаю, что я бы, наверное, до этого никак не додумался. И так я прихожу к тому, что все-таки я не режиссер, наверное, — говорит Шарифулин.
Как найти идеальный театр
Николай Шарифулин и Александра Шилова всего второй год как живут за пределами Кузбасса, но уже скучают по дому.
— Есть желание вернуться, посмотреть, как всё изменилось, — говорит Николай.
Он признается, что иногда у него возникала мысль приехать в Кемерово и, может быть, попробовать себя в роли преподавателя, но до этого момента ему хочется добиться большего в профессии и набраться опыта.
— Наша театральная школа кемеровская действительно может научить многому. Если начинать учить кого-то, то, наверное, нужно иметь возможность дать что-то большее, чего там до этого еще не давали. Но я пока что, к сожалению, такими навыками не владею, — говорит актер.
В целом, как отметил собеседник, найти идеальный театр с точки зрения актера почти невозможно, так как у артиста совсем не такие критерии оценки, как у зрителя.
— Во-первых, важно, как нового актера примет труппа, во-вторых, должна быть достойная зарплата. Ну, конечно, человек никогда не получает столько, сколько хочет, но, по крайней мере, чтобы хватало на жизнь. А в-третьих, чтобы при всём при этом режиссер был с хорошим виденьем, — рассуждает Николай.
«Двум театралам уживаться сложно, но интересно»
Супруга Николая Александра Шилова работает в одной труппе с мужем. По признанию мужчины, это непросто. Часто у пары не сходится виденье, и они друг друга критикуют.
— Конечно, разногласия бывают, порой мы очень резкие высказывания можем сказать друг другу. Например, что мне не понравилось, как ты сделала что-то в спектакле, надо по-другому. Даю некие советы, они грубоватые несколько, но мы уже и не обижаемся на такое. Потому что, в принципе, к критике можно прислушаться, но делать всё равно как считаешь нужным, мы оба независимые люди, — делится мужчина.
Оба супруга очень много времени уделяют работе, и в этом вопросе они полностью солидарны. Поэтому обзавестись детьми пока не успели, зато у них есть два любимых кота, и вместе они счастливы.