Город истории «Молодые "летают", а мне страшно»: 60-летний кемеровчанин тренирует детей на эндуро — история крутого спортсмена

«Молодые "летают", а мне страшно»: 60-летний кемеровчанин тренирует детей на эндуро — история крутого спортсмена

В 90-е он оставил тренерскую работу, но теперь снова вернулся

Сейчас в Кемерове Шубинов детей готовит на той же трассе, где учился ездить сам

Каждую весну на дорогах Кузбасса становится всё больше любителей двухколесного вида транспорта. Наравне с чопперами и спортивными мотоциклами в последние годы популярность приобретают и эндуро. Но если для одних это хобби, для других — смысл жизни. Как раз ко второму типу относится мастер спорта СССР, двукратный чемпион России и заслуженный тренер Кузбасса, неоднократный победитель ряда мотосоревнований, кемеровчанин Анатолий Шубинов. За свои без малого 60 лет он воспитал много профессиональных спортсменов. В сложные 90-е годы мужчина уходил из спорта, но теперь снова, как и в советское время, занимается молодежью. Он рассказал корреспонденту NGS42 Александру Левчуку, как влюбился в «железных коней», почему оставил тренерскую деятельность и для чего вернулся снова.

На мотоцикле с детства

— Моторный велик мне купили, когда я в четвертом классе учился. У родителей был мотоцикл «Днепр», я и на нем с детства катался. В мотоспорте с 1979 года. Мне было 16 лет, учился в горном техникуме, пришел и записался в кружок при нем. Со мной вместе было 100 человек, из них в итоге остался я один. Знаете, как бывает, другим со временем неинтересно стало. Я и сам ходил когда-то в кружок по шахматам месяца три — ушел. Вольной борьбой занимался год, тоже почувствовал, что это не мое, но вот тут остался, — рассказывает Анатолий.

Анатолий Шубинов в годы СССР

Первые соревнования были в его карьере уже через год, в 1980-м в Междуреченске. Тогда его посадили на мотоцикл «Иж» класса 350, которые считались взрослыми, то есть использовать их можно было с 18 лет, а ему тогда было всего 17. Но целый год он выступал под чужими документами, а уже потом, в 18 лет, получил новый транспорт — CZ 250 и в дальнейшем выступал на нем.

В 1983 году Анатолия на два года забрали в армию. Сначала служил в учебке в Омске полгода, потом полтора в Новосибирске в штабе округа. Так как в техникуме учился на связиста, то и в армии служил по этой специальности. Там же он чуть не попал в спортивный клуб армии (СКА. — Прим. ред.).

— После учебки служил командиром отделения, пришел в кабинет начальника физподготовки СФО и спросил: как попасть в СКА? Он мне сказал, что проблем никаких нет и тут же составил на меня анкету. Ушел ждать вызов, а его все нет и нет, так и не дождался. Потом мне начальник по-человечески всё объяснил. Они где-то там посидели, подумали и решили, что мотокросс — неолимпийский вид спорта, а специалист я хороший, и терять не хотели. Потому и не перевели. Хотя я думаю, что достиг бы там хороших результатов, — размышляет тренер.

1 из 3

После армии кемеровчанин продолжил заниматься спортом. В 1987 году он выполнил норматив на мастера спорта, получил в Москве корочки в Госкомспорте СССР. Тогда же открыл свою школу на Бутовке, где работал тренером. Команда, на его взгляд, была хорошая, так как они не раз выигрывали чемпионаты области, взяли четвертое место на кубке СССР в Коврове в 1990 году.

Пик карьеры

— 1990 год был для меня удачный, насыщенный, времени вообще свободного не было, всё время куда-то ехал. Дочь тогда родилась, я закончил институт физкультуры, педагогический факультет, стал чемпионом по эндуро, тогда это были многодневные соревнования. В Швецию на сборы ездил. Зимой на Кубке СССР занял шестое место. Из 125 участников — 27 мастеров спорта международного класса, 10 КМС, остальные мастера спорта, и я. Это как чемпионат Европы сейчас, но всё равно совсем другой уровень, ведь приехали представители 15 республик, — вспоминает Шубинов.

С распадом СССР многое изменилось. Во-первых, все предприятия стали частными и у них появились деньги, начали образовываться профессиональные команды, закупались мотоциклы, форма, гонщиков начали отправлять на соревнования. Как профспортсмен он выступал за Междуреченск, потом за разрез «Черниговский» в команде Russian Coal, так как часть акций принадлежала иностранцам.


В Кемеровской области профессиональных команд было три — от «Облкемеровоуголь», в которую входили шахты в Полысаево, Грамотеино и «Лапическая», еще две были от «Кузбассразрезугля». Тогда члены клубов ездили выступать на соревнования поэтапно в различные территории СНГ, Прибалтики, Беларуси, Казахстана.

Вместе с тем появились в стране и новые мотоциклы, как тогда говорили «капиталистического производства» — КТМ, японские «Ямахи», итальянские «Каджимы». До 1991 года наши команды имели право выступать только на технике соцлагеря — CZ, «Иж», «Минск». Чехословацкий, конечно, считался лучшим из всех. Он весил 100 кг, а наш «ИЖ» — 150 кг. Отличались они и по качеству, например, практически не было проблем с двигателем, установлены более удобные детали подвески и коробки передач. В 1995-м Шубинов в последний раз поучаствовал в мотокроссе.

— Я его выиграл и не стал больше ездить. Нужно было детей поднимать, деньги зарабатывать. А тренировать было негде, всё закрыли постепенно. Сначала мотористом был, потом мастером, директором СТО. Я открыл автосервис, начал заниматься ремонтом автомобилей. Потом у меня были грузоперевозки, работал дальнобойщиком, у меня шесть фур было. Постоянно какие-то кредиты были, постоянно надо было деньги на поездки искать, на запчасти. И так 11 лет. В 2015 году у меня заклинил мотор на последней фуре и я по запчастям его продал, — говорит наш собеседник.

Он вспоминает, что когда на «Черниговском» ликвидировали секцию, чтобы спортсменов не обижать, мотоциклы разреза, на которых они ездили, решили просто так им отдать. Его кроссовый «железный конь» просуществовал до 1999 года. Иногда на нем он выезжал на трассу, катался просто для удовольствия. Параллельно с этим его сын подрос и тоже начал увлекаться мотокроссом. Ему купили мотоцикл, а Анатолий по старой памяти начал его учить. Вскоре взялся учить еще одного мальчика с Топок, и постепенно дети опять втянули его обратно в спорт.

— У меня вон там висят медали и кубки стоят, которые я за последнее время получил. Медалей точно не скажу сколько, но около ста точно. Кубков поменьше. В этом году участвую в чемпионате России среди ветеранов. Первые два этапа уже прошли, в Краснодарском крае были. Третий будет в Свердловской области. Пока иду на втором месте, думаю, на нем же и закончу. Выступаю в группе с «молодыми» — от 52-х до 59 лет. Вообще, мне не хватило до начала соревнований двух месяцев, чтобы в третью группу перейти, где от 59 лет и выше. Так бы я там был «молодым». Сейчас учусь на спортивного судью. Надеюсь, в этом году получить всероссийскую категорию, — делится планами Анатолий Шубинов.

У мотокросса в Кузбассе есть будущее?

— Сейчас технологии ушли в гору. Техника другая, мощная, другие подвески, режимы двигателей. Резина меняется, каждый год всё лучше и лучше. Для песка одна, для грязи другая. А раньше была резина одна на все виды трасс — как хочешь, так и крутись. И, главное, сам мотокросс изменился. Стали большие прыжки — высокие, длинные. Молодые «летают», а мне даже взрослому опытному спортсмену страшно. Не все элементы я могу уже с возрастом преодолеть, — отвечает тренер на вопрос о том, как поменялся спорт за эти годы.

Также он отмечает, что в СССР брали в мотосекцию с 16 лет, когда подростки получали права, а сейчас дети катаются уже с четырех лет. Это стало возможно, потому что появились маленькие мотоциклы, на которых обучение проходит быстрее и легче.

— Раньше на «Ижа» ребенка не посадить было, он его элементарно поднять бы в случае чего не смог. Да и сейчас нет клубов. Мы за свой счет покупаем мотоциклы, форму, защиту, шлемы. Мотоспорт — это дорого. Бензин купи, запчасти купи. Раньше всё это давало государство, заниматься мог любой, доход семьи был не важен, — с ностальгией в голосе говорит спортсмен.

Разбег цен на технику и экипировку значительный, но всё равно закупиться всем необходимым будет довольно накладно. Мотоцикл можно приобрести новый за 150 тысяч, а можно и за 900 тысяч рублей. Мотоботы — от 15 до 60 тысяч рублей, шлемы — от 3 до 100 тысяч, перчатки — 500 рублей, а хорошие французские — 3500. Даже резинки на руль китайские стоят 700 рублей, а нормальные, профессиональные, те же 3500. Всё зависит от бюджета. В тот же бассейн, конечно, проще: купил очки, плавки, шапочку и занимайся.

Сейчас в Юрге Шубинов тренирует 60 детей. Там купили 10 мотоциклов, одна девушка ведет со школьниками теорию и ОФП, он сам — вождение, еще один парень преподает мотомеханику, чтобы воспитанники знали, как цепь натянуть, рычажки поменять, и банально умели работать с ключами. Стоит это родителям относительно недорого — 2500 рублей в месяц.


На Бутовке, где находится база тренера, около 20 детей, но есть и повзрослее парни. Три мотоцикла им дали в федерации мотоциклетного спорта Кемеровской области, которая недавно начала поддерживать идею тренера по возрождению интереса кузбассовцев к мотосоревнованиям. Также они организовали работу в деревне Красной, где сделали большую трассу, построили два помещения. Пока каких-то особых сверхзадач нет, идет просто обучение детей водить мотоцикл, но если кто-то из них пожелает стать спортсменом, то это тоже возможно.

— Я всегда учу с нуля и до как минимум до какого-то разряда. Племянника, например, воспитал до мастера спорта международного класса, чемпионом Европы стал. Было много мастеров спорта, КМС, но они уже сейчас отошли от этого. Я считаю, что в Кемеровской области хорошее будущее у мотокросса и эндуро, — заключает собеседник портала.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства