Каждый раз после очередного расстрела детей в школе мы слышим от властей, что надо не допустить подобные случаи впредь. Чиновники всех мастей клянутся, что никаких денег на это не жалко и надо сделать всё, чтобы учебные заведения были максимально защищенными. Но как показывает практика, такие речи не работают и истории со стрельбой в школах происходят чуть ли не каждый год — за последние девять лет было 14 таких случаев. Причем устроить ад может и маленькая девочка, как это произошло накануне в брянской школе, где не было даже банальных рамок металлоискателя.
Не отстает в обещаниях обезопасить школы и Кузбасс — летом правительство анонсировало выделение 400 миллионов рублей на антитеррористические мероприятия: установку видеонаблюдения, контролей доступа и прочее. Останавливает ли это людей, желающих проникнуть в наполненные учениками здания? Корреспондент NGS42.RU, вооружившись редакционным заданием и пресс-картой, отправился проверить, насколько образовательные учреждения Кемерова готовы к нежданным гостям, можно ли пройти в них и оборудованы ли входы рамками металлоискателей.
Средняя образовательная школа № 55
Школа № 55 в Ленинском районе Кемерова кажется неприступной из-за забора по всему периметру и закрытых дверей в здание, но это только на первый взгляд. Нажимаю кнопку звонка и меня впускают внутрь.
На входе стоит рамка, обойти которую не составляет труда. Далее — открытые ворота КПП. Не останавливаясь, иду дальше до стола, за которым сидит охранник.
— А вы куда? — спрашивает мужчина в форме охраны.
— Внутрь, а что, нельзя? — отвечаю и иду дальше.
— Нет, ну вы должны вон там были остановиться, — отвечает он, указывая на рамку ворот.
— А если я захочу пострелять, мне тоже надо так делать? — задаю вопрос, на который не получаю ответа.
После беседы с охранником он предлагает дождаться зама директора и поговорить с ним на тему безопасности школы, пройти в которую большой проблемы не составило.
Замдиректора по безопасности Алексей Ивленков очень удивился произошедшему и предложил пройти к охраннику ЧОП «Застава». Итог беседы — видео.
Ивленков рассказал, что записи с камер видеонаблюдения хранятся «как положено» — месяц. Также в школе установлена «тревожная кнопка», которая ежедневно проверяется. Замдиректора обещал устранить все нарушения, разобраться с охранной фирмой, а пока потребовал от сотрудника объяснительную.
Средняя общеобразовательная школа № 45
Еще одна школа Ленинского районе — № 45. Через главные ворота пройти нельзя, они на замке, но дыра в заборе как бы намекает, что можно воспользоваться ей.
Главный вход в здание открыт, прохожу в «родительскую зону», огороженную лавочками и пунктом КПП.
На встречу мне бежит женщина, на ходу задавая вопрос, кто я и к кому. Говорю, что провожу эксперимент, проверяя, насколько безопасны школы. Вахтер делает суровое лицо и говорит, что никуда не пустит.
Сегодня в школе около 300 детей, остальные из-за мороза остались дома, и никого из них, как говорят работники, они в обиду не дадут. Про случай в Брянске они услышали впервые от меня.
Рамка металлоискателя стоит, но пройти к ней не дали, объяснив, что она работает, но не сейчас.
— Ну она у нас включается, но только при усилении, каждый день не работает, — рассказывает вахтер.
— Родители возмущаются, требуют выключить, облучение же, — говорит техничка.
Бабушка от охранного предприятия «Витязь», как и в предыдущей школе, работает одна на смене.
Какое именно облучение — не уточняют. Меня просят оставить свои данные на всякий случай, переписывают информацию с удостоверения, на этом мы прощаемся.
Гимназия № 21
Гимназия № 21 в Центральном районе города также обнесена забором, но тут ни дыр, ни щелей, только главные ворота.
Вход в здание открыт, но после тамбура тут же упираюсь в КПП и рамку металлоискателя.
Толкаю створку и свободно прохожу внутрь. На сигнал вяло реагирует разговаривающий с кем-то по телефону охранник, сидящий неподалеку.
— А вы к кому? Вы куда? — спрашивает он.
— Вы лучше скажите, почему я свободно до вас дошел, — отвечаю ему и показываю удостоверение.
Мужчина переписывает данные и предлагает дождаться директора. Однако руководитель школы Зоя Демуцкая говорить не хочет и присылает вместо себя зама по безопасности Вадима Рудковского.
Вскоре ко мне подходит мужчина, представляется и спрашивает, в чем проблема. Далее — на видео.
По словам представителя школы, тот факт, что я прошел через рамку без препятствий — не очень хороший, разбираться в ситуации они будут, но как именно — пояснять не стал, отметив, что это уже их внутренние дела.
— Всё, что от нас требуется, мы выполняем, насколько эти меры эффективны, решать не нам, — заключает мужчина, согласившись с тезисом, что если бы я пришел стрелять, то рамки ворот и КПП меня вряд ли бы остановили.
Система пропуска, по словам сотрудников школы, самая современная, она не только работает по пропускам и умеет считывать температуру тела, что было актуально в период пандемии. Но судя по ее эффективности, защитить от проникновения в здание она не способна.
Охранник ЧОП «Застава» фотографироваться отказался.
Средняя общеобразовательная школа № 44
Школа № 44 находится в двух сотнях шагов от городского телецентра в Центральном районе Кемерова. Территория огорожена, всего три входа, и дойти до дверей нет никакой сложности.
Вход закрыт, но по звонку домофона меня без проблем пускают внутрь. Бабушка-вахтер не пытается остановить, не угрожает вызвать охрану, а лишь спрашивает, куда я иду. Я свободно прохожу ворота КПП и рамку, последняя начинает пищать, но бабуля и тут сохраняет спокойствие, лишь повторяя свой вопрос.
— Документы покажите, вы к кому. Почему так нагло себя ведете? — твердит старушка, пока я не дохожу до ступеней на второй этаж здания.
Только после этого из каморки выходит сторож.
— Я дошел до КПП, охранника нет, вы здесь сидите. Если бы я хотел что-то сделать плохое, вы бы меня не остановили, я бы дальше пошел.
— Что я должен сделать?
— Я и хочу понять, кто что должен сделать. Поэтому я говорю: позовите кого-нибудь из руководства. Непонятно тогда, зачем вы здесь сидите, какая у вас функция? Если я могу свободно ходить.
— Где вы свободно ходите?
— Если бы я сам не остановился, вы бы ничего не сделали. Вас вообще на посту не было.
— Я чай пил.
Историю про брянскую школу они слышали, но, по их мнению, ничего страшного в том, что я прошел в здание, не произошло.
Почему меня запустили в школу и дали пройти внутрь — ни сторож, ни бабушка-вахтер ответить не могут, лишь твердят, что я обязан показать некие документы. Раздается звонок, и из классов выбегают толпы школьников прямо на нас.
Завуч, которую зовут охранники, говорить отказывается. Несколько раз меня пугают, что сейчас вызовут полицию, на что я отвечаю, что ничего против не имею и интересуюсь, почему этого не сделали сразу. Сторож демонстративно жмет кнопку на брелоке и встает рядом со мной, всем видом показывая, что он — непреодолимая преграда на моем пути, правда, я уже никуда идти и не хочу.
Наряд приехал на сигнал спустя примерно семь минут. По их словам, могли бы и быстрее, но помешали три светофора. Только после того, как росгвардейцы потребовали позвать кого-то из руководства, приходит директор.
— Вас спросили, куда вы, к кому вы, — говорит директор.
— Они спросили, но я дошел досюда. Если бы я захотел, я бы дошел дальше.
— Нет, не дошли бы.
— Почему?
— Вас бы остановили!
— Кто?
— Охранник.
— Так его не было.
— Как не было?! Он вот здесь был. Он же видит.
— Я услышал разговор и вышел, — вступает в разговор представитель охраны.
Конечная позиция руководителя образовательного учреждения в том, что меня никто никуда не пустил. Тот факт, что я остановился сам в метре от ступеней и никто не соблаговолил подняться, чтобы меня не пустить, никого не смутил.
Видеонаблюдение ведется внутри и снаружи, записи какое-то время хранятся. Кстати, охранная компания всё та же — ЧОП «Застава».
Уровень безопасности в школе оценил росгвардеец, пока мы шли до их машины.
— Ну а кто будет сторожить, да за такую зарплату? Сидит эта бабушка, что она делать будет? Да и вообще, почему эти стрелки в школы именно идут? — задает риторический вопрос мужчина.
Городской классический лицей
Следующее учебное учреждение — лицей на улице Мичурина. Здесь, как и в 45-й школе, есть родительская зона, пройти в здание, как и везде, особых проблем нет. Еще одно сходство — охранник, который сидит практически у дверей, но тут это молодой человек, а не пожилая женщина.
— У нас всё есть, всё работает, вот ворота, вот металлоискатель ручной, всё безопасно, — говорит женщина-вахтер.
Женщина также пояснила, что сегодня у них никого нет из учеников, все ушли на дистанционное обучение из-за морозов.
Средняя общеобразовательная школа № 7
Школа № 7 с улучшенной системой безопасности уже попадала в новости в негативном ключе, связанном с проникновением в образовательные учреждения. В феврале туда спокойно прошел бывший выпускник, о чем стало известно из соцсетей. Тогда в мэрии сообщили, что договор с частным охранным предприятием будет расторгнут в ближайшие дни, а действия руководства проверят.
Сейчас в школе один охранник и вахтер, которые сидят в помещении службы безопасности. Здесь, помимо кнопок вызова экстренных служб, есть монитор, на который выводится порядка 40 камер наблюдения.
После тамбура, который есть и в других школах, створка ворот КПП, а перед ней — рамка металлоискателя. Решительным шагом прохожу через эти препятствия и двигаюсь дальше, несмотря на писк системы безопасности.
Окликают меня уже у гардероба, дойти до кабинетов или других помещений с детьми я не успеваю. Далее — беседа с сотрудниками школы.
Объясняю, кто я, откуда и для чего прошел в школу. Сотрудники согласны, что получилось нехорошо, что я без особых препятствий оказался внутри. При этом уверяют, что если бы не остановился, то предприняли бы более решительные меры, вплоть до вызова сотрудников Росгвардии.
Продолжить разговор предлагают в кабинете директора, но беседы в итоге не состоялось — без разрешения управления образования города комментировать тот факт, что я смог пройти КПП, отказались.
ОБНОВЛЕНИЕ:
Наша публикация инициировала проверку в вышеуказанных учебных учреждениях со стороны правоохранителей.
Часто ли проникают в школы Кузбасса?
С начала года, по данным регионального МВД, в Кузбассе произошло 15 случаев, когда посторонние проникали на территорию больниц, культурных и образовательных учреждений, в том числе дошкольных. В марте подобный инцидент произошел в Прокопьевске. До этого в Новокузнецке благодаря школьнику задержали мужчину, пытавшегося пройти в образовательные учреждения города, причины его поступка не уточнялись. А в апреле и вовсе был пойман мужчина с оружием у стен образовательного учреждения в Новокузнецком районе.
Наш эксперимент ничего не доказывает, а лишь может служить примером того, насколько безопасно в школах города. Однако этот материал может стать причиной прокурорской проверки — редакция NGS42.RU попросила надзорное ведомство обратить внимание на соблюдение антитеррористического законодательства.