Жителям Кемерова почти спустя 15 лет вернули электричку, которая связала Заводский район города с Кировским и Рудничным. Одним из первых, кто проехал по маршруту, стал наш корреспондент Александр Левчук. Он, как и другие кемеровчане, столкнулся с проблемами логистики на станции и сравнил, на чём быстрее можно добраться до вокзала с правого берега.
Накануне редакция NGS42 провела эксперимент, целью которого было понять, как теперь добираться с железнодорожного вокзала до Рудничного района и обратно, пока движение по одному из двух мостов частично ограничено. Об этом вы можете почитать в отдельном материале. Но проверяли мы не только Радугу, но и Кировский, куда теперь можно добраться на электричке. Ее власти города запустили, чтобы разгрузить пассажирские перевозки с одного берега на другой. Но действительно ли у нее больше плюсов перед привычными видами общественного транспорта? Это мы и проверили.
Начнем с поездки на правый берег Томи. Войдя в здание вокзала, тут же упираешься в рамку металлоискателя и ленту рентгена для проверки багажа.
Охранники, в это время — на часах 07:20 — не очень разговорчивы и на вопрос «как пройти к электричке» машут куда-то в сторону. Девушка-контролер уточняет, что в кассе можно заранее купить билет и поясняет, как туда пройти.
Снимать в здании РЖД запретили, пояснив, что это режимный объект. Спорить времени и желания не было, поэтому оплатив картой 27 рублей я получил билет и отправился на выход к перронам. Смутило, что никаких электронных табло, как на остановках города или в том же автовокзале, здесь нет. Поэтому куда идти, во сколько и с каких путей отходит электричка — приходится выяснять на местах. Билет тоже никакой информации не содержит.
На перроне никого, кроме меня, нет. Гордое одиночество прерывает мужчина, который выныривает из глубины перехода к путям. Он тоже спрашивает, откуда отходит электричка, но ответить мне ему нечего. Спустя еще пару минут появляется мужчина в телогрейке. Спрашиваем у него, где электричка, он говорит, что не в курсе и интересуется, будем мы стоять тут или пойдем внутрь, после чего скрывается в недрах станции.
На горизонте, со стороны Кировского района, появляется электричка с надписью «Притомье». После остановки из нее выходит человек 30. Те, что помоложе, говорят, что им не понравилось, так как приехали очень быстро и хотелось подольше.
Заходим в транспорт, спрашиваем у кондукторов, идет ли он в Кировский, на что получаем отрицательный ответ и выходим обратно на улицу. Спустя несколько минут одна из проводниц высовывается и зовет в вагон.
— Всё, выяснилось, да, мы туда всё же едем, — добавляет она.
В вагоне, кроме меня, к 07:45 собирается около 10 человек, еще двое мужчин идут в следующий. Места более чем предостаточно, вместимость новой электрички — почти 400 человек. Можно не только сесть, но и лечь.
После отправления кондукторы проверяют билеты и помогают купить их через телеграм-бота.
— Ух ты, как удобно, и вам платить ничего не надо! — удивляется одна из пассажирок.
— Не надо, вы уже всё оплатили, да, — отвечает кондуктор.
Виды за окном тут же становятся едва узнаваемыми: город с путей железной дороги многие не видели с начала нулевых, а дети и подростки вообще ни разу. По ощущениям, за считаные минуты выезжаем на мост, и вот уже остановка «Правотомск», которая находится на границе, разделяющей многоэтажный Кировский район и его частный сектор.
Назад «в город» нужно вернуться от остановки у ДК Кировского района, так как это некий «центр притяжения» этой части Кемерова. И в этом, пожалуй, главный минус электрички — ее удаленность.
Переходя путепровод, спрашиваю у другого бывшего пассажира электрички, как ему поездка. Он отвечает, что доволен, но замечает, что кардинальной разницы не увидел, хотя и добрался почти в три раза быстрее, чем обычно.
— Мне сейчас отсюда до дома — полчаса пешком, или садиться на трамвай, а это еще 27 рублей. Итого мне на работу и обратно скататься — чуть больше 100 рублей в день. Тем, кто рядом живет, удобно, а попробуй с «Прогресса» дойти, или «Особого». Ну посмотрим, — заканчивает он и убегает.
Прохожу 1,5 километра до автобусной остановки, что отнимает около 15–20 минут, и примерно в 08:30 оказываюсь у ДК, где стоят всего семь-восемь человек. Практически сразу подъезжает автобус до вокзала, почти все ожидающие заходят в него, в том числе и я.
Здесь, в отличие от электрички, свободных мест нет, но стоять тоже вполне комфортно — автобус практически пустой. Без проблем доезжаем до музея «Красная горка», где попадаем в небольшой затор на светофоре.
Мужчина предпенсионного возраста, судя по всему, не до конца отошедший от празднования выходных, говорит, что час пик бывает зимой из-за поломок автобусов или ДТП, в которые они попадают на скользких дорогах. Многие уезжают на служебках, другие — трамваями, автобусы битком бывают и летом, но теперь это, скорее, редкость, чем правило.
За разговором не замечаю, как выезжаем на Кузнецкий мост, который, к моему удивлению, абсолютно пуст. Ближе к съезду виден транспорт, но и он не стоит, а медленно едет.
— Херня это всё, вот фуры пустят после часов и всё, прикурим. Пробка от Инициативной будет (улица в Кировском районе. — Прим. ред.). Сейчас грузовики не пускают в город, чтобы народ на работу уехал, а это так, не пробка даже, — говорит водитель, всю дорогу обращавший внимание на то, что я фотографирую впереди идущий транспорт.
Автобус идет через центр, поэтому вынужденно делаем крюк. С каждой остановкой людей всё меньше, на вокзале в итоге, кроме меня, выходят еще три-четыре человека.
Таким образом, дорога от «Вокзала» до «ДК Кировского района» на электричке и пешком заняла примерно 30 минут, обратно на автобусе — 48 минут.
Как итог: электричка действительно самый удобный и быстрый способ добраться в Кировский, который может не подойти тем, кто живет далеко от путей. Другой вопрос целесообразности этого вида транспорта. Катать пустые вагоны из стороны в сторону — далеко не самая выгодная затея. Но, возможно, что через пару дней всё изменится, когда народ распробует возобновленный маршрут.
Согласны с автором?