Прошло уже четыре года с тех пор, как оборвались жизни 60 человек, оказавшихся в стенах объятого пламенем ТРЦ «Зимняя вишня». За это время, в конце 2021 года, были оглашены приговоры по двум делам, возбужденным после пожара.
Сначала сроки огласили пожарным, руководству и охраннику ТРЦ, а также сотрудникам организации, отвечавшим за работу пожарных систем, затем — экс-главе Госстройнадзора Танзиле Комковой, бывшей подчиненной, сыну и его другу.
В первом деле подсудимых признали виновными в нарушении требований пожбезопасности, оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, халатности, во втором — во взятке за стройку «Зимней вишни» и злоупотреблении должностными обязанностями.
И если на первом суде еще были родные погибших, которые сыпали проклятиями в сторону осужденных, то на втором оглашении были только журналисты да родные подсудимых.
Многие стараются не вспоминать 25 марта 2018 года и жить дальше, некоторые семьи, у которых в пожаре погибли дети, вновь стали родителями.
Сегодня мы вспоминаем хронологию тех страшных дней пожара в «Зимней вишне», которого можно было избежать, если бы все ответственные лица думали о людях, а не о собственной выгоде, и не надеялись на авось.
Пожар был неизбежен
Если верить решению суда, который признал Комкову виновной в получении взятки за ввод здания ТРЦ в эксплуатацию, то случившееся было предрешено еще в 2013–2014 годах, когда велось строительство объекта. По первоначальной задумке там должен был быть размещен спортивный центр, о каких-либо торговых площадях не было и речи. Но по итогу от спорта в нём к моменту открытия были только небольшая ледовая арена, боулинг и лазертаг на четвертом этаже здания, примыкающего к детскому центру «Круча».
Так как строительство шло с отступлениями от проекта, а подписи на разрешающих документах ставились за взятку, логично, что на многое, в том числе на пожарную безопасность, просто закрывали глаза. Каждый посетитель торгового центра знал, что «Зимняя вишня» — огромный муравейник, выход из которого найти можно далеко не сразу.
Горожане помнят, что когда-то вместо ТРЦ была кондитерская фабрика, и, как и любое другое производство, ее помещения были рассчитаны на небольшое количество рабочих, а не на бесконечный поток посетителей.
Длинные, но узкие коридоры, глухие закутки без окон с одной только дверью, небольшие дверные проемы и лестницы, рассчитанные на то, чтобы спокойно могли разойтись два-три человека, — вот что из себя представляло основное здание, которое решили переделать под популярное место отдыха. Проемы кое-где расширили, где-то из гипсокартона собрали перегородки, чтобы разместить как можно больше арендаторов, придали зданию свежий вид и торжественно открылись.
В первые годы работы ТРЦ тоже не особо проверялся контролирующими органами по причине того, что предприятие попало в список организаций, для которых были введены «надзорные каникулы». Собственно, по бумагам «Вишня» числилась как малое предприятие — по количеству работников, но если бы считали по проходимости, то оно, конечно, явно не подходило бы по критериям.
Тот факт, что верхние этажи, где размещались детские аттракционы, кинозалы, боулинг и бильярд, сауны и бассейн не оборудованы системой пожаротушения, никого на тот момент не волновал.
Очередным тревожным звонком, на который никто не обратил внимания, стали ложные срабатывания пожарной сигнализации в начале 2018-го. Первое время к зданию приезжали пожарные, но вскоре было найдено решение проблемы — отключение оповещения. По привычке охранник Сергей Антюшин так же сделал и 25 марта 2018 года в 16 часов, когда начался пожар на 4-м этаже. Когда стало понятно, что здание полыхает, он сел в машину и уехал домой, оставив посетителей и работников.
Первые жертвы
В суде было доказано, что в 15:59 на детской площадке начал плавиться плафон освещения, горящие капли которого упали в сухой бассейн. За доли секунды мягкие поролоновые кубики вспыхнули — и уже через пару минут весь этаж поглотила тьма от черного и едкого дыма.
Около 16:05 сигнал о произошедшем поступил в Кемеровскую службу спасения. Но, как рассказывали пожарные Андрей Бурсин и Сергей Генин, в МЧС пришло сообщение не о пожаре, а именно о задымлении. Почему экстренные службы получили разную информацию, вопрос до сих пор открытый.
До того, как первые спасатели прибыли на место, в здании, говоря официальным языком, началась эвакуация, но на деле люди метались по зданию, пытаясь найти из него выход. Так как пожарное оповещение было отключено, таблички с надписью «выход» и сирены здания молчали, поэтому посетители первых двух этажей вообще не знали, что здание уже вовсю горит.
Журналисты, в том числе и автор этих строк, начали стекаться к ТРЦ в начале пятого, и уже тогда было понятно, что случилась большая беда. К зданию нельзя было близко подойти, потому что его оцепили сотрудники полиции, повсюду сновали пожарные, в ожидании первых пострадавших стояли сотрудники скорой помощи.
К 16:40 спасателям удалось снять с крыши ТРЦ тех посетителей, которые вышли на нее с четвертого этажа. Примерно в то же время из стеклянного лифта живой достали женщину, которая застряла между этажами.
Спустя 10 минут поступило первое сообщение о погибших: спасатели нашли тела четырех детей, но вскоре информация была уточнена — трое детей и одна женщина. Но на тот момент об этом сообщали только СМИ, официальной информации о погибших не было до конца дня.
В 17 часов площадь пожара достигла 500 кв. м и продолжала увеличиваться. Глава Кемерова Илья Середюк сделал первое заявление о пострадавших: девять человек, в том числе двое детей, были госпитализированы с признаками отравления угарным газом.
Около 19 часов представители МЧС заявили, что в здании на момент пожара было около 1000 человек, примерно 700 из них были эвакуированы при содействии ведомства, про погибших не сообщали. Тогда же появились первые сообщения от посетителей, которые говорили, что сигнализация не работала в момент пожара.
В начале 20 часов родственники тех, кто оставался в здании, а также их друзья и близкие стали собираться в школе № 7, где создали штаб по ликвидации пожара. К тому моменту к зданию ТРЦ были стянуты все спасатели Кемерова. Те, кто не был на смене, тоже приезжали, чтобы помочь, подтягивались и пожарные с Кемеровского округа, в Кузбасс выдвинулись эмчеэсовцы с других регионов.
В 9 часов было найдено тело еще одного погибшего — молодой человек не смог выбраться с лестницы.
В это же время был запущен фейк о 300 погибших, в который многие верят до сих. Но для тех, кто работал в штабе, было очевидно, что такого количества людей там не могло остаться.
Работе спасателей мешала сверхвысокая температура — до 900 градусов, которая не давала зайти на 4-й этаж. Когда им всё же удалось снизить пламя и пробиться к выходам, началось самое страшное.
60, 64, 300?
В 1:30 ночи всех родственников собрали в спортзале школы, где им сообщили об обнаружении восьми тел погибших. На вопрос о том, чьи останки нашли, ответить до процедуры опознания было невозможно, а вынести людей мешали всё та же температура и сильная задымленность в помещениях.
В общей сложности до 3 утра были найдены останки 37 человек, но по спискам, которые были составлены в стенах школы, не хватало еще 27 тел погибших. В основном это молодые люди в возрасте от 28 до 35 лет и дети от 3 до 17 лет.
— На 3 часа ночи группировка сил МЧС составляет 513 человек и 104 единицы техники. Из Томска и Новосибирска выдвинулось 150 человек и 20 единиц техники для усиления, из Красноярска прибыли и работают 47 человек. Госпитализировано 43 человека. Обнаружено 37 тел погибших, — рассказывал представитель МЧС журналистам.
В спортзале люди говорили Илье Середюку и на тот момент замгубернатора Владимиру Чернову, что телефоны тех, кто остается в ТРЦ, работают, а значит есть надежда, что они где-то спрятались и ждут помощи. Чиновники на это отвечали, что в тех условиях выжить невозможно.
В 4:20 утра появилась информация о гибели двух пожарных во время поисково-спасательной операции. Вскоре она была опровергнута: спасателям потребовалась помощь медиков, но они живы.
В то же время уже бурно обсуждалась информация о 300 погибших, которая разносилась по желтым СМИ и соцсетям. Только спустя некоторое время стало известно, что украинский пранкер запустил эту утку, но к штабу, несмотря на глубокую ночь, приходили люди, чтобы узнать, правда это или нет.
В ТРЦ действительно было больше 200 погибших, но это были животные, а не люди. На третьем этаже здания располагался контактный зоопарк, питомцы которого, предположительно, скончались от дыма задолго до того, как к ним добрался огонь.
Окончательно надежда на то, что кто-то в кинотеатрах сумел укрыться от пламени, была погребена около 6 утра, когда обрушились участки крыши над всеми тремя залами. Более того, обследование конструкции здания показало, что следом может рухнуть и здание, так как от температур началось плавление стальных балок, на которых держался ТРЦ.
Примерно в 9 утра начали выносить тела, а в это время со стороны магазина «Мария-Ра», располагавшегося в дальней части горящего здания, небольшой сквер начал заполняться цветами, которые несли убитые горем горожане.
Для большинства кемеровчан прошедшая ночь стала самой страшной и трагичной в истории города.
Окончательно с огнем удалось справиться только на следующий день, хотя уже около 11 утра 26 марта все этажи здания были потушены. Редкие сигналы тревоги появлялись, когда спасатели вскрывали обрушившиеся конструкции и находили под ними небольшие очаги.
Тем временем люди требовали ответа: где оставшиеся 27 человек, но очень долго никто не решался сказать, что найти их невозможно, так как тела сгорели до пепла и, скорее всего, были смыты водой, когда пожарные пытались потушить здание. Впоследствии, после всех пересчетов и уточнений, число пропавших сократили до 23 фамилий — из него исключили тех, кто в день пожара вообще не был в ТРЦ или кого нашли живым и невредимым за пределами «Зимней вишни». В окончательный список погибших вошли 60 человек: 37 детей и 23 взрослых.
Но и эти цифры не были озвучены. Люди требовали официальную информацию о проводимых работах, о погибших и выживших, каких-то слов от теперь уже бывшего губернатора Амана Тулеева, но «Белый дом» на площади Советов в лице пресс-секретаря Алексея Доронгова хранил молчание. Всё это привело к вполне прогнозируемому общественному взрыву, который произошел через два дня после пожара, когда в регион прилетел президент Владимир Путин.
Извинения не перед теми
В 9 часов утра 27 марта Путин, в сопровождении тогда полпреда в СФО Сергея Меняйло и пресс-секретаря Дмитрия Пескова, возложил цветы у стихийного мемориала у стен догоревшего ТРЦ и уехал в областную администрацию, где его уже ждал Тулеев. Вскоре после этого по соцсетям разлетелось видео, на котором глава региона просит прощения у президента за то, что такая трагедия произошла на его территории. Заканчивает он свою речь тем, что недовольство выражают всего 200 бузотеров, поэтому не стоит обращать на них внимания. Ответ народа не заставил себя ждать.
К полудню вся площадь Советов была заполнена взволнованными людьми. Одни требовали назвать число погибших, другие кричали, явно обращаясь к губернатору: «А перед нами ты извиниться не хочешь?» и «Тулеева в отставку!».
Для снижения накала страстей с людьми разговаривал на тот момент еще никому не известный Сергей Цивилёв, который к тому времени только-только начала работать замом губернатора, а также уже упоминавшиеся Середюк и Чернов. В какой-то момент будущий губернатор обратился к одному из особо разгорячившихся участников митинга, почему тот решил попиариться на трагедии и как его фамилия, на что тот ответил: «Востриков моя фамилия! У меня вся семья погибла! Сестра, жена, трое детей! Попиариться я хочу?!»
Вскоре после этого интернет облетели кадры, как Цивилёв встает на колени и просит прощения у горожан.
До конца дня люди оставались на площади, полиция никого не разгоняла, задержаний тоже не проводилось. Во время стихийного митинга собирались фамилии людей, связь с которыми пропала в день пожара. По данным некоторых СМИ, в список вошло более 150 фамилий.
В тот же день следствие предъявило обвинение по различным статьям четырем задержанным: охраннику Сергею Антюшину, техдиректору Георгию Соболеву, директору Надежде Судденок и директору «Системного интегратора», который обслуживал и монтировал сигнализацию, Игорю Полозиненко.
Штаб закрыт, Аман уволен
После того как с огнем в сердцах людей и здании ТРЦ удалось справится, в «Зимнюю вишню» допустили журналистов и сотрудников организации, которая должна была проверить техническое состояние конструкций.
К вечеру четверга штаб в школе № 7 был свернут, поисковые, спасательные и прочие работы на этом были завершены окончательно, но следственная машина только начинала набирать обороты. В числе прочих под стражей оказались глава МЧС Кузбасса Александр Мамонтов, экс-руководитель регионального Госстройнадзора Танзиля Комкова, а в розыск был объявлен собственник сгоревшего центра Вячеслав Вишневский, в честь которого и был назван печально известный ТРЦ.
Логичным было и сообщение об уходе с поста губернатора Амана Тулеева, хотя многие сначала в это и не поверили, потому что объявлено это было 1 апреля. Позже уже бывший губернатор объяснял, почему не вышел к горожанам. В числе причин он называл то, что спонтанный митинг был политической провокацией.
Что было потом, еще свежо в памяти: проверки по всем ТРЦ страны, соболезнования от глав десятков государств мира, многомиллионные выплаты потерпевшим и родным, суды и оглашения приговоров осужденным, причем по двум делам еще проходят заседания — в обоих стороны защиты представляют свои доказательства.
История трагедии «Зимней вишни» еще не кончилась, а для многих она не завершится никогда.