Военкоматы Кузбасса собрали со всего региона жителей, которым пришла повестка из-за частичной мобилизации, объявленной в стране. В ночь с понедельника на вторник, 27 сентября, их свезли в областной сборный пункт для последующей отправки в «учебку». Как прощались власти и родственники первой «волны» призывников — в репортаже корреспондента NGS42.RU Александра Левчука.
Первые автобусы с будущими участниками спецоперации приехали в Кемерово рано, около 7 часов утра. В основном это жители юга и центра области: Таштагол, Новокузнецк, Осинники, Полысаево. В НЕФАЗах и КАМАЗах, на бортах которых красуются названия угольных предприятий региона, через затемненные стекла видно, что многие места пустуют. Некоторые мужики хмуро смотрят в окна на тех, кто стоит у сборного пункта, другие — приветственно машут.
На удивление, провожающих у сборного пункта практически не было. Лишь изредка к дверям подходили мужчины, рядом с которыми шли женщины, еще реже — в сопровождении детей.
Около 11 часов к воротам пункта приехал последний автобус, из которого выгрузились березовские военнослужащие.
— А вы кто? Из какого СМИ? Если вы из патриотов, то я вам всё расскажу, а если против, то жопу покажу! — со смехом отвечает один из мужчин.
— Пошли давай, интервью он давать собрался, — в ответ на это говорит другой пассажир автобуса.
Около 13 часов ворота сборного пункта распахнулись, и из него, опять же в сопровождении машин полиции, выехали девять автобусов. Несколько человек, стоявших у КПП около часа, помахали им в след. Спустя 20 минут призванных привезли к мемориальному комплексу Героям-сибирякам, где у заслона их ждали родственники, а на площади — губернатор Сергей Цивилёв, религиозные лидеры Кузбасса и представители власти.
Для мужчин, некоторые из которых впервые побывали в Кемерове, провели экскурсию по комплексу и показали стенды с именами погибших в ВОВ кузбассовцев и военных из других регионов Сибири. В это время Цивилёв подходит к полицейским и говорит, чтобы они перенесли забор ближе к мобилизованным.
— Мы как 300 спартанцев, — говорит мужчина в камуфляжной одежде.
— Почему? — спрашивает его другой.
— Ну тех же тоже три сотни было, как и нас, — отвечает тот.
Диалог прерывает приказ строиться в форме буквы «П». Первым слово берет губернатор, который напоминает о дедах, воевавших 80 лет назад, а также о нацизме, который не удалось тогда победить до конца. Пообещав помнить тех, кто сегодня уедет защищать родину, он заканчивает выступление.
Пока выступают другие спикеры, Григорьев Роман из Прокопьевска настойчиво просит нас взять у него интервью, говорит, что пошел добровольцем, до последних дней работая в шахте. Его засняли в пункте мобилизации, когда он туда пришел записываться, а ролик показали в соцсетях, после чего его стали узнавать.
— Прикинь, 29 тысяч просмотров, 400 лайков, мне все пишут: «Как ты, чё ты, а чё», я заднюю не сдаю, надо так надо. Снимешь, нет? — приводит он доводы, и мы соглашаемся сделать пару снимков ему на память, скинув их через мессенджер, а также записав «интервью».
После окончания официальной части мужчинам говорят возвращаться в автобусы. Те, проходя мимо родственников, машут им и кричат, что всё будет хорошо. Близкие понимают, что сегодня мужчины уедут и в следующий раз они увидят их не скоро. Многие начинают плакать, слезы на глазах появляются не только у матерей и жен, но и отцов, братьев.
Дети, которых не слишком много, будто не до конца понимают, что происходит. Но по взглядам видно, что они тоже взволнованы, и некоторые, увидев слезы взрослых, сами начинают плакать.
— Пока, пап, — говорит девочка отцу, который обняв ее с матерью, не оборачиваясь, уходит и садится в автобус.
Также NGS42.RU подготовил большой фоторепортаж с отправки первой группы мобилизованных.