В Кемерове 5 сентября 2022 года произошла резонансная авария: на пересечении проспекта Ленина и улицы Волгоградской столкнулись две легковушки и мотоцикл. Единственной пострадавшей в ДТП стала управлявшая байком 29-летняя Валерия Козырева, которая не нарушила никаких правил. С места инцидента ее госпитализировали в тяжелом состоянии, после чего прооперировали. Реабилитация кемеровчанки продолжается до сих пор и будет длиться еще как минимум несколько месяцев.
Валерия согласилась рассказать NGS42.RU, почему стала мотоциклисткой, как произошло и повлияло на нее злополучное ДТП, а также поделилась мыслями о будущем.
«Машина везет тело, а мотоцикл — душу»
В подростковом возрасте Валерия Козырева с опасением относилась к мотоциклам, да и первый опыт знакомства с ними получился не самым удачным, вспоминает кемеровчанка. Когда ей было 15, новый знакомый довез девушку на пассажирском сиденье до педагогического колледжа, где она училась. По пути у студентки из-за ветра испортилась прическа, вдобавок в самом конце она упала с байка. Тогда, к счастью, обошлось без серьезных травм.
Спустя несколько лет, уже будучи взрослой, Валерия вновь стала общаться с тем же байкером, известным в Кемерове как Вит, из мотоклуба «Феникс». В свободное время мужчина и женщина часто отправлялись на мотоцикле к живописным местам региона, постепенно кемеровчанка привыкла к двухколесному транспорту и полюбила его.
В 2021 году Валерия отучилась и сдала экзамен на права для мотоцикла. Примечательно, что тремя годами ранее она получила водительское удостоверение на легковые автомобили и некоторое время пользовалась машиной, однако никакого удовлетворения от этого не испытывала.
— Знаете, говорят, что машина везет тело, а мотоцикл — душу. Для меня это идеальное определение. На байке совсем другие ощущения: всё вокруг становится ближе, ярче, ты это совсем по-другому чувствуешь. В автомобиле мне еще не нравится наличие слепых зон — на мотоцикле такого практически нет, ты транспорт рядом с собой лучше видишь и контролируешь. Плюс на байке ты постоянно на 100% сосредоточен на дороге, потому что осознаешь, что не можешь отвлечься на музыку, радио, телефон, поразглядывать себя в зеркале и так далее. В противном случае крайне велик риск попасть в аварию. Еще один очевидный плюс мотоцикла — он требует намного меньше затрат на топливо по сравнению с машиной, — говорит Валерия.
Сдав на права, Валерия оформила кредит и купила свой первый мотоцикл BAJAJ Pulsar 180. Выбрала его прежде всего из-за внешнего вида. Жительница столицы Кузбасса часто ездила на нем на работу в один из кемеровских ресторанов и по другим делам, отправлялась в путешествия к красивым местам области, причем всё чаще в одиночку. Также она влилась в кемеровское движение байкеров, стала участвовать в его мероприятиях.
Родственники и друзья, в основном, отговаривали кемеровчанку от идеи постоянной езды на мотоцикле, переживая за ее безопасность. Но Лера настаивала на своем решении и, по ее мнению, была с байком предельно аккуратна. Она регулярно проверяла техническое состояние транспорта, не превышала скорость, соблюдала требования знаков и светофоров, не обгоняла машины по обочине или между рядами, постоянно оценивала ситуацию на дороге перед тем, как перестроиться или выполнить любой другой маневр.
«После аварии не узнала мужа»
В понедельник, 5 сентября 2022 года, Валерия утром собрала 10-летнему сыну Роме школьный рюкзак, в очередной раз проверила состояние мотоцикла и поехала по делам: ей нужно было купить ребенку обложки для учебников и заехать на примерку одежды. Двигаясь по проспекту Ленина со стороны Парка им. Волошиной в сторону бульвара Строителей, байкерша на небольшой скорости подъехала к пересечению Ленина с улицей Волгоградской и продолжила движение на зеленый свет. Через секунду случилось страшное.
— Слева от той полосы, по которой я ехала, водители автомобилей часто заходят на разворот. Поэтому тогда я больше ожидала потенциальной опасности оттуда и посматривала в ту сторону. Но беда пришла с противоположной, правой, стороны — там женщина на «Фольксвагене» проехала на красный свет и сбила меня, а потом врезалась в машину такси. Я услышала только звук приближающегося автомобиля, повернула голову — и бам! Причем за мгновение до аварии я четко увидела, что водитель «Фольксвагена» только в этот момент подняла глаза и заметила меня. Затормозить она не пыталась. Думаю, перед въездом на перекресток она на что-то отвлеклась, хотя позднее это отрицала. От удара меня выбросило с мотоцикла, я подлетела, несколько раз перевернулась и рухнула на асфальт. После падения ненадолго потеряла сознание, потом очнулась и подумала: «Ну всё, докаталась!» Была дикая боль в разных частях тела, очень сильно вывихнуло руку, причем так, что она, приняв неестественное положение, оказалась на визоре шлема и практически полностью закрыла обзор. За исключением визора шлем остался целым и, безусловно, уберег меня от смерти, — вспоминает Валерия Козырева.
В первые минуты после аварии Валерия всерьез думала, что не выживет. Мысли об этом ушли только после того, как пострадавшая оказалась в карете скорой помощи и ею занялись врачи. После доставления в больницу мотоциклистку прооперировали, она очнулась с огромной трубкой в горле от аппарата, помогавшего ей дышать.
— Я жестами просила врачей убрать трубку, но они мне объяснили, что самостоятельно я пока дышу всего четыре раза в минуту и делать этого не стоит. В итоге в больнице провела около трех недель. Ощущения ужасные, конечно. Заново училась ходить, делать другие элементарные движения. Спасибо маме, всем близким, кто уже помог и продолжает помогать мне, без них было бы совсем тяжко. Хотя и с близкими был непростой этап: после ДТП у меня появились провалы в памяти и, например, мужа я далеко не сразу узнала, плюс думала, что сын намного младше, чем на самом деле. Сейчас продолжаю реабилитацию дома, по-прежнему сохраняется очень много ограничений. Одна рука всё еще в гипсе, ходить на ногах не могу без дополнительной опоры. В основном, перемещаюсь по квартире на кресле с колесиками. Полное выздоровление, по прогнозам врачей, займет не меньше полугода, — рассказывает потерпевшая.
Согласно выписке из истории болезни, в результате ДТП Валерия Козырева получила четыре перелома костей ног, два — костей рук, один — ребра. Также врачи диагностировали у пациентки сотрясение мозга, артериальную гипертензию, ушиб почки и другие повреждения.
По информации Валерии, сбившей ее женщиной оказалась следователь одного из правоохранительных ведомств. После аварии она связалась с пострадавшей, перечислила ей 50 тысяч рублей в качестве материальной помощи и частично, на 12 тысяч, компенсировала затраты на лекарства.
— Она уверяла, что будет постоянно звонить, спрашивать о моем самочувствии. Но на деле одним звонком и тремя СМС всё и ограничилось. Если честно, мне не хочется с ней беседовать. В отношении этой дамы возбуждено уголовное дело, расследование еще продолжается. Насколько слышала, от работы ее не отстранили. Я ей не желаю зла и сурового наказания, например, тюремного срока. Но в то же время считаю, что за содеянное одна должна понести ответственность, компенсировать мне моральный ущерб, вред здоровью, стоимость мотоцикла, недополученный заработок, поскольку я сейчас лишена возможности работать. Сумму я ей назвала, она взяла время подумать, с тех пор — тишина, — говорит Валерия Козырева.
«На тебя может кирпич упасть. Что тогда, вообще не выходить из дома?»
Как рассказывает кемеровчанка, она с детства привыкла постоянно чем-то заниматься и редко подолгу сидела в квартире. Поэтому в нынешней ситуации ей приходится непросто. Скрасить сложный период помогают друзья, которые часто заглядывают в гости. Иногда с их помощью Валерия гуляет и выбирается в любимые места в Кемерове. Например, недавно она вместе с приятелями побывала в ресторане, где работала.
Поддерживают горожанку и кемеровские байкеры — они также навещают ее и приносят вкусные подарки. 8 октября они помогли Валерии посетить закрытие мотосезона.
Валерия Козырева твердо решила, что после восстановления вернется к управлению мотоциклом. Для нее эта мысль очевидна, при этом близкие кемеровчанки ожидаемо выступают против.
— Я с ранних лет принимала решения сама. Могу выслушать аргументы, но окончательный выбор всегда за мной. К тому, чтобы кататься на мотоцикле, я шла очень долго, это одновременно и моя мечта, и любимое хобби, и способ добираться до нужных мест каждый день. Не считаю, что должна отказываться от этого из-за аварии. Одно дело, если бы я гоняла на скорости 200 км/ч и сама нарывалась на неприятности, но всё ведь наоборот: я езжу по правилам. К сожалению, в нашей жизни никогда нельзя исключать, что даже если ты за собой всё контролируешь, по неосмотрительности других людей всё равно можешь пострадать. Можешь идти по улице, и на тебя упадет кирпич. Что тогда, вообще не выходить из дома? Понятно, что будет непросто, сейчас у меня определенный страх перед вождением. Но я уверена, что постепенно справлюсь. Конечно, у нас с близкими сейчас это острая тема, много спорим, но от своей позиции я не отступлю, — рассказывает Валерия Козырева.
Поскольку первый мотоцикл Валерии не подлежит восстановлению после аварии, она уже оценивает модели байков, из которых выберет следующий. Среди возможных вариантов — мотоциклы линейки Kawasaki Vulcan либо чопперы (вплоть до Harley Davidson).
Девушкам, которые мечтают сесть на байк, но не решаются из-за осуждения окружающих, кемеровчанка советует не отказываться от желаемого. При этом Валерия настаивает, что кандидат в водители должен пройти полноценное обучение управлению мотоциклом, честно сдать экзамен на права, постоянно следить за состоянием транспорта и всегда пользоваться качественным шлемом и другой защитной экипировкой.