Ровно год назад столицу Кемеровской области возглавил Дмитрий Анисимов — бывший замглавы, который долгие годы оставался в тени. По его же словам, у него не было необходимости быть публичным, но новая должность многое поменяла, и теперь он входит в топ-10 первых лиц Сибири. В своем первом большом интервью он рассказал корреспонденту NGS42.RU, что изменилось с момента его вступления в должность, чего ждать в ближайшее время и как поменяет образ жизни кемеровчан.
— Прошел почти год, как правление городом Кемерово перешло в ваши руки.
— Руководство администрацией города. Правят городом у нас кемеровчане.
— Хорошо. В каком состоянии вы принимали город?
— Кемерово стремительно развивается и развивался в предыдущие периоды. Илья Середюк, будучи главой, сделал очень много для этого. И в предыдущие периоды, начиная с 2018 года, была очень большая поддержка губернатора, правительства Кузбасса. Всеми предпринято много усилий, чтобы осуществлялось большое строительство, чтобы город содержался должным образом и были затронуты вниманием все его районы.
Я принимал руководство администрацией, когда город был в очень хорошем, даже прекрасном состоянии, и, по большому счету, продолжил те начинания, которые формировал Илья Владимирович.
После досрочного ухода Середюка в сентябре 2022 года с поста главы Кемерова эту должность по итогам голосования занял его бывший первый зам Дмитрий Анисимов. Помимо него на должность претендовали депутаты кемеровского горсовета и директор школы № 52.
— Были какие-то явные проблемы, которые нужно было решать здесь и сейчас?
— Проблемы всегда были, есть и будут, потому что город — это живой механизм, который требует внимания к каждой его детали. Они в принципе достаточно типичны: улучшение качества жизни, дорог — эти задачи, которые планомерно должны решаться в течение всей жизни нашего города.
— Кемерово стареет и обновляется одновременно, появляются новые районы.
— Да, инфраструктуру нужно обновлять, улучшать, есть проблема автомобилизации, то есть количество автомобилей становится всё больше и больше, а вместе с ними и пробки. В принципе, каждый аспект жизни города так или иначе является неким вызовом, и мы занимаемся его решением.
Например, проблема общественного транспорта, качество обслуживания которого должно постоянно улучшаться. В свое время было принято решение о замене автобусного парка, большую часть этой работы выполнил Середюк, а я ее продолжил.
Мы планировали за пять лет полностью завершить эту модернизацию, обновить весь транспорт. На момент вступления в должность автобусный транспорт был обновлен на 80%, то есть еще оставалась некая часть дизельных ПАЗов, которые катались по городу, и мне надо было завершить приобретение автобусов и разработку новых маршрутов.
Это уже сделано, сегодня в городе нет ни одной маршрутки, все обслуживаются полностью безопасными газовыми автобусами, современными и новыми. Они ходят по расписанию, на всех можно воспользоваться льготными условиями проезда. И самое главное, чего мы пытаемся добиться в части автобусного движения — это его предсказуемость, чтобы каждый кемеровчанин понимал, к какому времени ему выйти на остановку. Для этого мы сократили так называемые «ворота прибытия». Раньше они были «минус пять — плюс десять минут», то есть автобус мог прийти на пять минут раньше и на десять минут позже. Естественно, 15 минут — это очень большие «ворота» и это вообще недопустимо, потому что у нас возникали ситуации, когда кемеровчане выходили на остановку вовремя и видели уезжающий автобус. Это некорректно вообще. Поэтому одно из первых решений в части улучшения транспорта, которые я принял, это сокращение «ворот прибытия» на остановку, их сделали «0 — плюс семь».
— Эта система заработала?
— Да, мы поставили ее на контроль, у нас есть правовые механизмы воздействия на перевозчика в случае нарушения требований, мы им не оплачиваем так называемые «бракованные рейсы». Но мы понимаем, что дорожная обстановка в городе иногда меняется, порой просто невозможно что-то сделать, например аварийные ситуации. Каждый случай анализируется, и принимается решение, виноват ли перевозчик, что он опоздал на остановку или нет.
— Как лично мне кажется, жалоб на эту тему в соцсетях и правда стало меньше.
— Мы, скажем так, не относимся к таким публикациям как к жалобам, скорее как к информации, которую дают нам кемеровчане, чтобы мы корректировали работу транспорта.
— О соцсетях мы еще поговорим, скажите, как вы считаете, автобусная модернизация прошла успешно?
— Я считаю, что она продолжается и двигается достаточно успешно. Тому есть численные показатели, примеры. Мы видим увеличение пассажиропотока к аналогичному периоду 22-го года на 5 млн поездок.
— А сколько было?
— Было 36 млн поездок за январь — сентябрь 2022 года, за тот же период 2023 года их уже 41 млн. При этом количество автобусов на линии практически не увеличилось, и в целом это говорит о увеличении доверия к общественному транспорту. Мы закончили с автобусами, сейчас занимаемся троллейбусами.
— Электротранспорт. 10 троллейбусов вы уже закупили, 50 еще на подходе, что это даст городу?
— Все троллейбусы имели очень высокий износ, зачастую ломались. И, конечно, когда транспорт старый, выглядит непрезентабельно, это вызывает определенный негатив и уменьшает доверие к троллейбусам, и люди просто меньше на них начинают ездить. Благодаря поддержке губернатора нам выделили первый транш, мы приобрели 10 троллейбусов, новых «Адмиралов», они сегодня ездят по городу на 15-м маршруте. Мы видим увеличение пассажиропотока на этом направлении в три раза, и эта практика очень положительная. В процессе торгов сформировалась экономия, поэтому мы дозакупили еще два троллейбуса, они придут к нам до конца месяца и у нас их будет не 10, а 12.
Еще нам выделили деньги из областного бюджета, мы добавили местный бюджет и объявили аукцион на приобретение этих 50 штук.
— А трамваи?
— С трамваями сложнее. Их покупка не является проблемой, но, чтобы его приобрести, надо обновить всю инфраструктуру.
— Что сейчас делается для этого?
— В рамках комплексного развития территории (КРТ), строительства и реконструкции улицы Сибиряков-Гвардейцев мы меняем полностью трамвайные пути от Терешковой до улицы Соборной, там 3,5 км. Меняются рельсы, шпалы, шпальная решетка, контактная сеть, тяговые подстанции — источники электроэнергии, которые питают сети, автоматика движения трамваев. Что это дает? Первое — это совершенно новая система крепления рельсов шпал, прорезиненный стык и подпружиненное соединение. Смысл в том, что они будут бесшумные, не будет вот этого вечного «тук-тук-тук-тук».
Далее упрощается обслуживание. Условно говоря, сейчас специалист электротранспортной компании раз в месяц проходит по рельсам и подкручивает все болтовые соединения, которые там есть. Подпружиненные соединения не требуют такого обслуживания, они самозатягивающиеся, делаем дренаж внутри, чтобы вода не размывала соединения.
Мы наблюдаем по городу, что асфальт на перекрестках проваливается, появляются выбоины. Это происходит из-за неравномерных деформаций рельсов и самой дороги. Теперь перекрестки делаются по-другому, всё замоноличивается, и асфальт вместе с
рельсовым путем работает как единый узел.
— Трамваи там будут ездить быстрее?
— Сама по себе скорость движения трамвая с точки зрения перегонов существенно увеличиваться не будет, но мы ставим задачей увеличение средней скорости трамвая, то есть его передвижения из точки А в точку Б, в три раза: с 7 км/ч до 17 км/ч.
Это будет достигаться не из-за того, что трамвай просто быстрее едет, а за счет сопутствующих мероприятий. Первое — удобство посадки-высадки, мы делаем приподнятые посадочные перроны, а трамваи будем покупать с низкопольной конструкцией, чтобы не было никаких ступеней. Это и комфортный доступ маломобильным категориям населения, и наши бабушки могут спокойно заходить, мамы с детьми, и в общем-то все пассажиры.
Второе мероприятие — обособленная линия, то есть мы будем делать так, чтобы трамвай мог беспрепятственно передвигаться, ему не мешали ни люди, ни машины, кроме таких мест, как перекрестки. Но и там приоритет будет у трамвая.
— И когда же там трамваи снова пойдут?
— Когда мы закончим устраивать рельсы. Я думаю, это, наверно, где-то конец первого — начало второго квартала будущего года. Но сейчас его отсутствие не проблема, там работает автобус № 25А, который всех пассажиров, которые проживают на этой территории, бесплатно вывозит до транспортных магистралей, где они могут сесть уже на обычный транспорт и разъехаться туда, куда им необходимо.
— Что по другим веткам, правому берегу?
— У нас стартует очень большой серьезный проект, второй этап модернизации рельсового электротранспорта, реконструкция маршрута 10-го трамвая. Логика подхода к нему та же, и вот как раз к моменту завершения этих работ мы планируем начать приобретение новых трамваев.
— То есть там тоже будет всё перекопано, как в зоне КРТ? И когда это произойдет?
— Да, рельсы будут полностью убираться. У нас выполнение работ на 2024–2025 годы. Мы сейчас готовим торги и в течение двух лет эти работы будем выполнять. Но это не означает, что трамвай всё это время не будет ездить. Сегодня специалисты определяют этапы, чтобы минимизировать неудобства. Например, будет организовано разворотное кольцо на Сосновом бульваре. Соответственно, можно будет работать на той ветке, подвоз пассажиров точно так же будет бесплатным.
— Кольцо будет постоянным или временным?
— Этот разворот останется навсегда, но он будет резервным. Будет перестройка и на других участках. Наша задача — минимизировать неудобства для кемеровчан. Мы понимаем, что они неизбежны, но мы будем предлагать альтернативные маршруты, виды транспорта, чтобы все могли добраться до пунктов назначения по своим привычным маршрутам.
— То есть после этих работ начнется замена подвижного состава. Какие трамваи планируете покупать и в каком количестве?
— Сегодня в городе, если мне память не изменяет, 57 вагонов на линиях по всем маршрутам. Мы хотели бы приобретать вагоны большей вместимости. Если говорить про № 10, то нам видятся полуторные вагоны до 100 человек, перевозка увеличится в четыре-пять раз, количество трамваев изменять не планируется, то есть мы хотим сохранить то же количество, которое есть сегодня.
— Есть понимание, сколько это будет стоить бюджету?
— Это недешевое удовольствие. Пока рассуждать об этом бессмысленно, потому что к моменту, когда мы подойдем к приобретению трамвая, цена по ним, конечно, серьезно изменится, пока мы даже не прогнозируем.
— Модернизация транспорта как-то повиляла на экологию в городе?
— Если мы говорим про дизельные автобусы с их прямым выхлопом, сажей и выбросами СО2, которые заменили на газовые, то тут очевидно существенное снижение негативного влияния на экологию.
Правильнее считать не прямыми воздействиями, а косвенными. Видя увеличение пассажироперевозок на 5 млн, мы понимаем, что количество транспорта не увеличилось, то есть это те поездки, которые совершили горожане на общественном транспорте вместо личного автомобиля. Самое большое положительное влияние на экологию — невыезд машины на улицу города. Итого — 5 млн перемещений, а это примерно 25 млн км на автомобиле, скажем так, сэкономлено. Это довольно серьезное влияние: сколько сэкономленного топлива и сколько, соответственно, выхлопов не попало в атмосферу?
— По зоне КРТ. Есть понимание, что там вообще будет? Потому что год люди не могут нормально проехать, нормально пройти, туда-сюда грузовики и тяжелая техника ездит, а большинству так и неизвестно, как там что изменится.
— По зоне реновации, так сказать, заискитимской части всё, на самом деле, понятно, это было исторически генеральным планом предусмотрено: обновление территории, замена индивидуальных жилых домов на многоквартирные. В общем-то эта концепция сегодня реализуется.
— Это известно, да. Но какие там будут дома, их этажность, что появится из инфраструктуры, общественные и рабочие места?
— Эта территория будет содержать в себе все виды недвижимого имущества, которые присутствуют в любой жилой застройке. Там будет и жилье, и нежилые объекты, парки-скверы, школы, детские сады, пункты полиции, почты, поликлиники, кабинеты стоматологии и всё-всё-всё. Наша логика — создание нового города, иного уровня качества обслуживания населения. Есть территория в 170 гектаров от Сибиряков до Спортивной, Терешковой, Искитимской набережной. Согласно генеральному и мастер-плану, планируется построить 1 млн 400 тысяч квадратных метров жилья. Этого достаточно примерно для 45 000 тысяч человек.
Если взять вторую территорию, следующую волну КРТ, там еще столько же. Итого суммарно на этой территории будет проживать 77–85 тысяч человек. Это мощность очень большого района, сопоставимого с Рудничным или Кировским. Соответственно, эти 80 тысяч человек должны где-то работать, у них есть дети, которым нужны детские сады, школы, все они нуждаются в магазинах, аптеках и так далее. Так вот, там мы реализуем концепцию 15-минутного города. Проживающий там человек, должен будет иметь возможность получить любую услугу, не прибегая ни к общественному, ни к личному транспорту, то есть прогулявшись пешком. Мы будем делать упор на озеленение территории, на парки, скверы, в том числе внутри дворов.
Мы нашим застройщикам выставляем количество рабочих мест, которые должны быть созданы на этой территории в самых разных направлениях, в том числе офисы и магазины, коворкинги, это прямо прописано в контрактах у нас. И застройщики, разрабатывая проект планировки, определяя логику освоения микрорайонов, говорят: «Да, в этом магазине будет работать 25 человек, в этом детском саду — 150 человек, в этой школе — 200 человек», ну это условно.
— Есть какая-то конкретная цифра, сколько там появится рабочих мест?
— Благодаря первой очереди КРТ будет создано 3000 рабочих мест. Для нас это является обязательным требованием, и мы его транслируем на застройщика. Стратегическая задача — уменьшение маятниковой миграции, чтобы люди могли жить и тут же работать.
— Когда можно будет по Сибирякам и Гагарина проехать от начала и до конца?
— До конца текущего года, то есть до 31 декабря. Я, как руководитель процесса строительства, на машине перемещаюсь там уже сегодня. Сейчас там делается освещение, переустраиваются какие-то перекрестки, идет процесс строительства сетей, работы бурлят. Естественно, после открытия движения мы и дальше будем продолжать работать и всю зиму, и в следующем году до полного завершения, то есть еще достаточно длительный период времени.
— Вы сказали, что по зоне КРТ ездите, по другим районам, а есть в городе самый любимый?
— Конечно. Тот, где я живу, провожу больше времени, гуляю с детьми — это Заводский район. Я в целом много времени провожу на улицах в Ленинском районе, мне нравится мемориал на бульваре Строителей, в Рудничном районе очень хорошо в Сосновом бору, да, по большому счету, все районы города по-своему прекрасны.
— Бывает, что вы, просто гуляя, например, замечаете мусор валяющийся, нехватку скамеек?
— Конечно. У меня, скажем так, есть профдеформация. К сожалению для моих подчиненных, у меня в руках всегда есть телефон, и я постоянно всем звоню, сбрасываю фотографии, если какие-то непотребства вижу по дороге. Но, к слову, сегодня это нечастая ситуация, то есть такое случается, но довольно редко, и мы стараемся оперативно всё исправлять.
— Ваш предшественник постоянно говорил, что сам ведет свои соцсети. А кто вам пишет публикации?
— Соцсети я веду сам. Вы наверняка наблюдаете, что многие видеоролики я снимаю в формате «селфи». Некоторые тексты выверяются специалистами, естественно, есть помощники, но многие ответы, в том числе в комментариях, я пишу лично. Читаю я вообще всё, и это достаточно большой поток информации, но все комментарии, которые поступают к постам, попадают ко мне напрямую.
— Опять же, вас особо сравнивать не с кем, только с вашим предшественником. Так вот, у Середюка, когда он был главой, было много публикаций, в которых он показывал какой-то быт, котлеты жарил где-то в тайге, по лесам гулял. Это вызывало, конечно, неоднозначные реакции, но в целом одобрительно, у вас таких постов не бывает. Почему?
— Я не считаю необходимым освещать свою личную жизнь, потому что в основном она сосредоточена на работе. Считаю, что судить о моих делах надо по рабочим поступкам. Может быть, кому-то может быть интересно, как я время провожу, но не считаю, что это прям важно. По-разному к этому люди подходят, и каждый сам для себя принимает такое решение. Я тоже, естественно, готовлю кушать, я тоже выезжаю куда-то за город, как и все нормальные люди, общаюсь со своей семьей, с родителями. Но как-то больше предпочитаю информировать о профессиональной деятельности.
— А как к критике относитесь?
— Если она положительно справедливая, то нормально.
— На публикации в духе «глава ничего не делает» вы не реагируете?
— Нет, я реагирую. Но эмоционально я воспринимаю это нормально, и если кто-то говорит: «Мэр ничего не делает», то прошу конкретизировать, что именно «не делает мэр», что именно не делает администрация, в чем проблема. Иногда бывает, что это просто высказывание некое, но порой человека беспокоит какая-то конкретная локальная проблема, и тогда мы ее сразу же пытаемся устранить. Поэтому мы, наоборот, благодарны кемеровчанам и нашим коллегам, которые информируют обо всем. Для нас кемеровчане — дополнительные источники информации для улучшения города.
У нас вообще очень много методологии коммуникации, мы по-разному общаемся: мессенджеры, «ВКонтакте», «Одноклассники», все обращения, которые там поступают, комментарии, они все в 100% отрабатываются. Есть «Открытые муниципалитеты», мы собираемся по районам ежегодно, это 200–400 человек, лидеров общественного мнения, местного самоуправления, рядовых кемеровчан. Я там рассказываю, что происходит, что будет меняться, потом в формате прямого диалога мы общаемся, поступает масса предложений, которые мы берем в работу, что-то делаем сразу, что-то чуть позже, те же прямые линии проводим, приемы граждан. Бывает, что на улице подходят люди с какими-то мыслями, предложениями. Мы абсолютно открыты для общения, для диалога, и если это нужно городу, кемеровчанам, значит, это должно быть сделано.
— Последний вопрос. Как вы можете оценить свою работу за прошедший год?
— Я вообще не готов оценивать свою работу или администрации города. Это должны делать кемеровчане. Лишь могу сказать, что за год сформировалось понимание определенных направлений, которые надо решать, в частности водопроводы, например, по городу, которые не делались очень длительное время, а ими надо заниматься. Поэтому, если отвечаю прямо на вопрос, я вообще не оцениваю свою работу. Я работаю для того, чтобы было хорошо кемеровчанам, а оценки пусть дают другие люди.