Кемеровчанка Мария Никулина находит красивые вещи на маркетплейсах и собирает из них модные образы. В ее блоге Masha Sovetuet на YouTube уже полмиллиона подписчиков, немалой популярностью пользуются также паблик во «ВКонтакте» и канал в «Телеграме». В крупных городах России контент-мейкера узнают на улице, но Маша говорит, что ни на что не променяет Кузбасс. Как ей удалось достичь успеха, инфлюенсер рассказала корреспонденту NGS42.RU Елене Гуськовой.
«Знала, что успех неминуем»
После института Маша работала ассистентом стоматолога. В 25 лет родился маленький Сережа, и девушка осела в декрете. В это время она выискивала интересные покупки на AliExpress, сохраняла, хвасталась подругам. Одна из них отметила, что постоянно что-то покупает с ее подачи и посоветовала нести свои заметки в мир. Муж Дмитрий поддержал, и 1 мая 2020 года девушка опубликовала первый видеообзор.
Мария рассказывает, что блог заводила с мыслью, что он обязательно «выстрелит». В противном случае, считает девушка, не стоило и начинать, ведь это огромный труд. Однако пришлось проявить немало терпения и самоотдачи. Сейчас каналу пять лет, а ощутимой прибыли удалось достичь только год назад, когда появились первые рекламные интеграции.
— Стала показывать тогда еще в Instagram (экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) и «Телеграме». На «Али» был блог, такая социальная сеть, грубо говоря. Я стала там тоже постить и быстро-быстро набрала первые свои 10 тысяч подписчиков буквально за два месяца, — вспоминает блогер.
Вскоре ее заметили китайские продавцы и стали бесплатно присылать вещи из новых коллекций ради прямых эфиров. Людям такой формат очень понравился, и блог стал уверенно расти. Выгоду Мария получала опосредованно — после публикации продавала полученные вещи. Правда, и съемки требовали вложений.
— Вначале у меня был потолочный квадратный светильник, какие бывают в офисных зданиях, типа LED-подсветки. И вот я его просто через проволоку цепляла к штативу. Качество, конечно, оставляло желать лучшего, и я зависела от погоды: солнечно — снимаю, пасмурно — не снимаю. Потом муж подарил мне первую лампу, круглый softbox.
Блогер считает, что вовремя начала вести соцсети, так как в то время эта ниша не была перегружена. Марии удалось найти свежую подачу и точно попасть в целевую аудиторию. Сейчас этот рынок уже перегрет.
— TikTok тогда хорошо раскрутился, быстро. Потому что я самая первая стала делать такой формат, видеообзор с озвучкой сверху. Были разборы конкретного товара, а вот подборки никто не делал. Потом смотрю, стали повторять. Сейчас это ушло в массы, так делает каждый второй обзорщик, — рассказывает девушка.
«Я просто люблю моду»
Мария не училась на стилиста, в создании контента ей помогают врожденное чувство стиля и самообразование.
— У меня есть бешеное желание держать руку на пульсе. Я смотрю разных стилистов, показы мировых брендов, развиваю насмотренность. Не засекаю, сколько это занимает времени, я не прокачиваю скилл, я это люблю! — восклицает Мария.
Также для себя кемеровчанка прошла курс макияжа, этот навык пригождается в ее работе. Свой стиль она определяет как кэжуал, и если копирует ультрамодные образы от мировых дизайнеров, старается их всё же оптимизировать под повседневные потребности обычных горожанок.
— Если будет что-то суперэкстравагантное, я знаю своих девочек, они спросят: «Ну и куда мы в таком пойдем?» Я вдохновлюсь, там возьму идейку, там возьму идейку, но всецело не копирую никого, — говорит модная советчица.
Сама контент-мейкер любит необычные головные уборы, например береты, панамы или канголы. Но даже за такую небольшую эксцентричность порой нарывается на хейт, фолловеры считают это «ту мач».
Начинающим блогерам Маша советует запастись терпением, так как сразу ни у кого не получается.
На полгода опустила руки
Был трудный период и у Марии. В 2022 году неприятности начали сыпаться одна за одной.
— Одну соцсеть запретили, TikTok тоже [запретил новые публикации в России], AliExpress развалился. Это был неожиданный удар. Перешли во «ВКонтакте», но аудиторию туда перетянуть не удалось, — вспоминает собеседница.
Маше пришлось выбираться из настоящей депрессии. От любимого дела остались обломки, а начинать строить заново на руинах просто не было сил. В итоге полгода девушка просто занималась домашними делами и материнскими обязанностями, ведь сын был еще дошкольником. В то время семью полностью обеспечивал Дмитрий. Он и вернул жене веру в себя, постоянно повторяя: «Давай-давай, ты это любила, вставай и иди».
Заново копить фолловеров пришлось долго и кропотливо. Тем более кемеровчанка принципиально не участвует в гивах и не ходит на рекламу — использует только органичное продвижение.
— Создаю свои рилсы, рассчитываю, что они попадут в свежую аудиторию, которой захочется остаться. В «Телеграме» нет логичного роста аудитории. Нужно обязательно откуда-то людей тянуть. Например, в TikTok выкладываешь ролик, там поле с символами ограниченное, пишу «Переходите в „Телеграм“», сам канал оставила открытым. То есть всеми правдами и неправдами добивалась роста, — поделилась стильный инфлюенсер.
Главный принцип, которого придерживается автор, — быть честной. Только тогда, считает Мария, аудитория останется с тобой надолго.
— Это хороший полезный контент, я это прекрасно понимаю. Тут надо делать как для себя. Рассказывать не каким-то чужим левым женщинам, а как подруге, маме. И люди будут идти, — говорит интернет-стилист.
Сейчас в Youtube советы Маши смотрит полмиллиона человек, еще около 150 тысяч — в «Телеграме», приблизительно столько же во «ВКонтакте». И число подписчиков продолжает расти. Дмитрий по-прежнему поддерживает жену, теперь он взял на себя роль ее менеджера. Также он продолжает работать на удаленке по специальности.
— То, что он системный администратор, очень здорово сыграло, потому что я отвечаю за творческую часть, а он — за техническую. Он и с программами поможет, и со светом, и с другими техническими штуками. Да и как специалист по связям с общественностью он тоже великолепен, — рассказывает супруга.
«Не разорваться бы от задач»
Помощь приходится очень кстати, так как сейчас Маша работает над расширением тематики. Она считает удачным ходом подключить к блогу свою маму Ольгу. Изначально девушка показывала подборки стильной одежды только на себе — молодой и худощавой женщине. В этом случае за бортом оказывалась значительная часть потенциальных зрителей более зрелого возраста и с пышными формами. Теперь Мария демонстрирует, как освежает модная и хорошо подобранная капсула типичную горожанку за пятьдесят.
Первая попытка с преображением мамы оказалась не совсем удачной — ролик не «залетел». Но Маша повторила эксперимент, и в этот раз пришел успех.
— Этот ролик разошелся по разным пабликам, он был буквально везде. И я поняла, что надо еще и еще. Можно делать и с верхней одеждой, и образы на работу, — говорит интернет-стилист.
Сегодня девушка регулярно снимает маму, периодически подключает сына Сережу и мужа Дмитрия. Кроме того, кемеровчанка хочет стать фуд-блогером или создавать заметки о путешествиях, но пока не знает, как смену формата воспримет ее комьюнити.
— Я вот прям это всё люблю! Всегда рассказываю про рестораны, постоянно что-нибудь советую и всегда получаю огромную обратную связь. Но я заключена в определенных рамках — девчонки подписались на стилиста и что будет, если Маша вместо того, чтоб их одевать, начнет «обзорить» фильмы. Может быть, когда-нибудь я заведу вторую страницу, но только после того, как делегирую некоторые обязанности по основному направлению, — рассказывает инфлюенсер.
Сейчас девушка мечтает о создании собственной профессиональной команды, потому что с ростом блога чувствует, что буквально разрывается от задач.
Узнают на улице
Рост блога приводит и к увеличению подписчиков. Вокруг стильных советов уже сложилось теплое комьюнити, которое готово обрушить на любимого автора лавину поддержки.
— Они пишут: «Маша, да как мне нравится, да какая ты умница!» Когда руки опускаются, бывает тяжело проводить съемки три дня подряд, выматываешься. А начинаешь читать и думаешь: «Девчонки, спасибо, да я ради вас еще 100 роликов таких напилю», — улыбается девушка.
Благодаря хорошим отзывам кемеровчанка легко переживает и хейт, который, как у всякого блогера, тоже проскальзывает в комментариях. Чаще всего злопыхатели проезжаются по внешности: очки, нос, брекеты. Когда она чувствует, что эти уколы ее задевают, берет выходной.
— В целом я интроверт, не скажу, что очень комфортно себя чувствую в малознакомых компаниях. Когда рассказываю об этом в своем life-канале, девочки не верят. Говорят: «Маша, ты такая общительная, такая звезда». А я просто не вижу эту огромную аудиторию, мне кажется, что это какая-то моя огромная подруга, которая меня любит и принимает, — говорит девушка.
«Кемерово — моя уютная шубка»
Марии приятно, когда ее узнают на улице, но для нее это по-прежнему непривычно и стеснительно.
— Самое интересное, мы были в Питере, в Таиланде, и везде встречались мои девчонки. Подходят, просят обняться, благодарят, — рассказывает инфлюенсер.
В Кемерове узнают реже. Но при этом свою жизнь вне Кузбасса не представляют ни Маша, ни Дима, ни их семилетний сын.
— Я вообще анжерская. А после Анжеро-Судженска Кемерово — это такой шикарный мегаполис. Мы успели немножко попутешествовать: и в Питере, и в Москве как-то неуютно. У нас есть особый вайб маленького города, где все друг друга знают… Идешь, скажем, за заказом с маркетплейса, а там уже девочки знакомые: «Маша, привет! Как дела?» Если в магазин заходишь, знаешь, что вот это хороший продавец, а вот эта смурная. И вся эта знакомость такая уютная, обволакивающая. Может быть, кто-то скажет, что я в этом погрязла как в болоте. Но нет, это моя уютная шубка, — смеется девушка.
Перемены, которые переживает любимый город в последнее десятилетие, ее и радуют, и удивляют. С нетерпением кемеровчанка ждет открытия культурного кластера и восхищается новыми районами.
— У меня сестра пианистка, надеюсь что она поучится в РГИСИ. Их уже возили туда на экскурсию. А Московская площадь такая красивая, аж сердце замирает, когда мимо едешь. Думаю, господи, это тот самый Кемерово, в который я когда-то переехала, да это же почти Москва! — говорит ютуберша.
Разумное использование или потребительский терроризм?
Дома у Марии очень много вещей, и она постоянно заказывает новые.
Часть нарядов хранится еще со времен работы с AliExpress. Их она планирует отдать на благотворительность в какой-нибудь интернат. А товары с маркетплейсов она просто возвращает продавцу после съемок.
— Не вижу в этом потребительского терроризма. Я помогаю и продавцам, и девчонкам. Некоторые упрекают, что продавец платит деньги за то, что вещи катаются. Но, извините, а какая ему бесплатная реклама? Коммерсанты и сами выходят на меня и благодарят за то, что я помогла их товар продать, — говорит блогер.
При этом сама девушка уверяет, что ее гардероб достаточно аскетичный и она выступает за разумное потребление.