Нашим автолюбителям не позавидуешь: зимой они не могут выехать со двора из-за сугробов и наледей, а летом — стоят в бесконечных пробках из-за ремонта дорог. Последний момент в этом году для кемеровчан стал крайне актуальным, так как по факту полностью перекрыты две важных улицы — Сибиряков-Гвардейцев и Гагарина, и еще порядка 20 участков в разных частях города ушли на реконструкцию. Накинули проблем и энергетики, которые из-за реконструкции трубопроводов вскрыли проезжие части, в том числе те, что еще недавно были приведены в порядок.
Понятно, что эти работы во благо — дороги как минимум станут ровными, но есть уйма других возможностей убить подвеску или отхватить камень в стекло. Например, просто проезжая по дворам. Кто отвечает за них и почему некоторые территории десятилетиями не видели свежего асфальта, как решить проблемы с парковками и ремонтом дорог — в материале корреспондента NGS42.RU Александра Левчука.
Ваши дворы — ваши проблемы
В соцсетях с завидным постоянством появляются публикации с призывом к властям отремонтировать тот или иной двор. Проблема эта не только в старых, но и в новых районах. И даже в центре Кемерова, в нескольких сотнях метров от мэрии и облправительства, можно найти дороги, будто попавшие под бомбежку. Особое негодование вызывает и тот факт, что власти региона заявляли об обязательствах привести в порядок проезжие части в Горловке. Только в прошлом году на эти цели из бюджета Кузбасса ушло более 1,5 млрд рублей.
Но комментаторы не обращают внимание на тот факт, что в городе-побратиме восстанавливают дороги общего пользования, такие же работы ведутся и у нас в регионе. В одном только Кемерове за последние три года привели в порядок около 60 участков.
Сохранность асфальта и тротуаров во дворах лежит не на администрации, а на управляющих компаниях, а значит — на самих жильцах. Да, именно хозяева квартир в первую очередь отвечают за состояние проезжей части у своего дома, и поэтому все претензии на этот счет нужно обращать к самим себе.
Если вас не устраивает положение дел, надо просто написать заявление в УК о необходимости отремонтировать двор, которое должны подписать не менее 50% жильцов дома. Один экземпляр обращения при этом необходимо оставить у себя. В течение месяца компания либо приводит дорогу в порядок, либо присылает ответ, в котором говорит, когда проведут эти работы.
В случае, если ни того, ни другого не происходит, жильцы вправе пожаловаться в прокуратуру. Но можно пойти и другим путем — провести работы за свой счет, но все денежные потери обязать возместить УК. Для этого потребуется провести независимую экспертизу покрытия, чтобы оценить стоимость ремонта и найти подрядную организацию. Все взносы жильцов при этом надо регистрировать, чтобы потом не было неразберихи, кто сколько кому должен. Все квитанции также необходимо хранить.
Когда работы будут завершены и приняты специалистами, которые удостоверятся, что дороги соответствуют всем нормам, жильцы направляют в УК заявление с требованием вернуть им потраченные средства. Если компания снова упирается, то решить этот вопрос можно через суд.
Важно отметить, что ремонтировать дорогу своими силами нельзя, так как сделать это по всем ГОСТам довольно проблематично. Более того, тех, кто решился сам закатать двор в асфальт, могут оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей. Деньги не слишком большие, но в этом случае никто вам ничего не возместит. Бывает, что некоторые автомобилисты засыпают яму гравием или подкладывают кирпичи в особо крупных ямах, порой без этого никак не обойтись, тем более если домоуправление бездействует, а другим жильцам без разницы, в каком состоянии у них проезжие части. Такие примеры мы нашли во дворах Кемерова.
Не прячь «коня» в траве
Есть еще одна головная боль автомобилистов — отсутствие парковок. Все водители знают, что если ты поздно приехал домой, то с большей долей вероятности ставить машину придется далеко от подъезда, в лучшем случае — в соседнем дворе, в худшем — вдоль проезжей части, где с ней может случиться всё что угодно, и виновника найти будет сложно.
Чаще всего водителям не остается ничего, кроме как ставить машину на газоне прямо под окнами жильцов первого этажа либо где-то чуть подальше. Естественно, это противоречит Правилам дорожного движения и грозит автомобилистам штрафом в 1 тысячу рублей.
Правда, как бы ни возмущались горожане на стоящие на травке автомобили, привлечь к ответственности можно далеко не всех. Участок, где припаркована машина, должен быть по документам оформлен именно как газон, и даже если там растут цветы или есть оградка с высаженными сердобольными жильцами растениями, это ничего не значит.
Автомобилисты могут добиться обустройства парковки во дворе, но, как и в случае с ремонтом дорог, есть шанс наткнуться на соседей-пешеходов, которым нет до этого никакого дела, и поэтому они просто не будут подписывать необходимые бумаги. Пожалуй, единственный вариант их убедить — объяснить, что специальная стоянка уберет машины с травы и во дворе будет более чисто и безопасно.
Но даже при полной поддержке жильцов дома обустроить парковку довольно проблематично. Помимо согласия собственников, потребуется оформить участок в придомовую собственность, получить разрешение на работы от администрации района, подготовить проект и найти подрядчиков. Оплата работ, как и в случае с ремонтом дворов, ложится на плечи управляющей компании. Ниже на фото пример успешного завершения переговоров: место для автомобилей выделили на въезде во двор, благодаря чему водители не катаются по территории, а сразу ставят машины.
Власти молчат?
На самом деле мэрия Кемерова не бездействует. Уже шесть лет город участвует в программе «Формирование комфортной городской среды», благодаря которой удается приводить в порядок дворы. До этого территории тоже ремонтировали, но тогда это делалось под эгидой «инициативы губернатора». На сайте мэрии можно посмотреть, где уже восстановили дороги и тротуары.
— Для включения в программу жителям необходимо подать заявку в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кемерова. К заявке на участие должен быть приложен протокол общего собрания собственников помещений, содержащий в том числе решения об утверждении перечня необходимых работ, о финансировании заинтересованными лицами разработки проектно-сметной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов, — рассказали NGS42.RU в пресс-службе мэрии.
В рамках этой программы жильцы домов могут получить не только места для машин, но и детские площадки. Существует два списка работ, которые могут выполнить: минимальные и дополнительные, при этом часть расходов по первому — не менее 5% — всё же ложится на собственников квартир.
В минимальный список попадает ремонт дворовых проездов, обеспечение освещением, установка скамеек, урн для мусора, ремонт автомобильных парковок, тротуаров, пешеходных дорожек, озеленение, ремонт отмостки.
В дополнительный входит: ремонт твердых покрытий аллей, пешеходных мостиков, оборудование детских/спортивных площадок, установка дополнительных элементов благоустройства, малых архитектурных форм. За последние придется выложить уже порядка 20% от стоимости работ. Дороже всего в программе — строительство детских городков, тут с жильцов возьмут не менее 90% от сметы.
В мэрии Кемерова нам сообщили, что с 2018 по 2022 год общий объем затраченных финансовых средств на ремонт дворовых территорий составил 1 млрд 239 млн 909 тысяч рублей консолидированного бюджета и средств граждан. Планируется, что город будет участвовать в программе до 2025 года с возможностью последующего продления.
А у вас во дворе есть парковка и асфальт без дыр?