Идея построить в Шерегеше аэропорт довольно неоднозначно отозвалась у кузбассовцев: одни считают, что это очень удобно и сможет вывести курорт на новый уровень, другие — что это пустая трата денег, которая себя никак не окупит. Что из этого вероятнее всего — мы решили спросить у регионоведа и аналитиков авиарынка. Также NGS42.RU спросил самого губернатора Сергея Цивилева, зачем Кузбассу третий аэропорт.
Впервые о строительстве аэропорта в Шерегеше заговорили пять лет назад, в 2018 году инвестиции, по данным «Интерфакса», оценивались в 14 млрд рублей. Но уже в апреле 2019-го Сергей Цивилев заявил, что «пока не до аэропорта», а инвестор пришел к выводу, что объект будет не окупаем даже при условии государственного финансирования инфраструктурных объектов.
Спустя два года, в 2021 году, губернатор во время рабочей встречи с президентом РФ попросил его поддержать проект. Глава государства тогда никак не прокомментировал просьбу. А уже в октябре 2022 года был объявлен тендер на разработку проекта строительства аэропорта в Шерегеше.
При этом известный регионовед, профессор МГУ Наталья Зубаревич считает, что кузбасский курорт пока не настолько популярный среди туристов, чтобы была необходимость строить третью воздушную гавань в регионе.
— Отдельный аэропорт для горнолыжного курорта — это абсолютно нерентабельная история. Строить это экономически не выгодно. Нет [в Шерегеше] того туристического потока, который мог бы компенсировать издержки на содержание. Я уже не говорю про строительство. Сколько стоит только взлетно-посадочная полоса? При этом ВПП принадлежит государству. Попробуйте на это найти деньги, я посмеюсь. В федеральном бюджете дыра, а мы все соберемся и будем строить взлетку в Шерегеше, — отметила при беседе с журналистом NGS42 Зубаревич.
При этом независимый аналитик авиарынка Евгений Горбов отмечает, что подобный проект может быть удачным, если у властей в регионе есть большие планы на развитие курорта.
— Аэропорт строится не просто так, это чем-то обусловлено. Возможно, у правительства есть какие-то планы по развитию туризма в Кузбассе. Поэтому тратятся достаточно серьезные финансовые ресурсы самостоятельно или привлекаются инвесторы. <...> Вопрос еще масштаба аэропорта. Может быть, мы говорим не только про гражданскую авиацию, может, планируется развитие малой авиации. Я имею в виду самолеты до 5–6 посадочных мест. Здесь уже нужно смотреть проект аэропорта, у меня такой информации нет, — сказал нам Горбов.
Вместе с тем, как рассказал NGS42 глава Кузбасса, земли под новый аэродром уже отведены. К лету 2024 году проект воздушной гавани будет уже готов. Также губернатор заявил, что мнение специалистов о нерентабельности аэропорта неверно. Главное, по его словам, грамотно продумать финансирование.
— Без него из Шерегеша международного курорта нам не сделать. Он [будет] рентабельный. Надо [выбрать] правильную схему финансирования. Если, конечно, будут под большие проценты это всё строить, то нерентабельно. Но мы найдем схему. Он рентабельный и будет обязательно, — ответил на вопрос NGS42.RU Цивилёв.
На вопрос, зачем Кузбассу третий аэропорт, губернатор отметил, что за счет строительства объекта Шерегеш может стать транспортно доступным, а значит, увеличит поток туристов.
Согласно тендеру на проектирование, аэропорт Шерегеша будет рассчитан на обслуживание максимум 200 пассажиров в час и примерно 200 тысяч пассажиров в год.
Ранее первый замгубернатора Илья Середюк сообщал, что возведение аэропорта в Шерегеше может начаться в 2024 году. А замгубернатора Андрей Панов детализировал, что строительство взлетно-посадочной полосы будет стоить более 7 млрд рублей.
В феврале 2023 года министр экономического развития РФ Максим Решетников предложил властям Кузбасса профинансировать строительство аэропорта в Шерегеше за счет налогов от угольных предприятий региона. По его словам, федеральные средства будут направлены на другие цели — реконструкции взлетно-посадочных полос в аэропортах Кемерова и Новокузнецка.