![](https://n1s1.hsmedia.ru/96/36/14/963614292413440f6e835a874765552e/656x438_1:5573_87413c4546eaa91cb81018003ffc7101@3000x2000_0xOEzMzMdo_4298903160556186553.jpg.webp)
Пришла весна, и асфальту в Сибири в целом и в Кузбассе в частности стало больно: из-за перепадов температур и высокой влажности асфальт то вспучивает, то трескается. Чтобы решить проблему с ямами и выбоинами, власти Новокузнецка решили вернуться к практике временного ремонта дорог кирпичами. Мнения городских водителей по поводу такого шага разделились: одни поддержали стремление закрыть дыры на проезжей части хоть чем-то, другие высмеяли способ, посчитав его кустарным. Корреспондент NGS42.RU вспомнил историю вопроса и собрал мнения экспертов.
До этого года тема кирпичного ремонта дорог в Новокузнецке широко обсуждалась в апреле 2022-го. Тогда глава города Сергей Кузнецов заявил, что власти отказались от метода, практикуемого как минимум в течение нескольких сезонов, из-за критики и насмешек жителей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/d1/cd/0cd1cd57a84a0ca6fe32b53368625ede/656x369_1_e476c4fb193de836b973ff8d4ceec8f9@1748x982_0xs6ORFB7F_7116974476545007150.jpg.webp)
В начале марта 2024-го, судя по всему, в мэрии вновь решили, что нужно заделать разрушенные дороги хотя бы какими-то материалами, невзирая на реакцию горожан. На одном из производственных совещаний мэр анонсировал возвращение кирпича в качестве ремонтного материала.
— Большое количество участков улично-дорожной сети уже пострадало и находится в предаварийном состоянии (образование ям, выбоин). Вопрос осложняется тем, что в данное время даже литой асфальт не всегда можем применять из-за большого количества воды и интенсивного движения. Чтобы обеспечить безопасность передвижения по дорогам, дал поручение — в образовавшиеся ямы укладывать тротуарную плитку или кирпич, — сообщил Кузнецов.
Решение опять вызвало споры в комментариях на страницах мэра Новокузнецка в соцсетях. Часть подписчиков вновь выступила за инициативу градоначальника и даже просила заделать кирпичами конкретные участки, другие комментаторы усомнились в правильности необычного способа ремонта.
— М-да, новых дорог как не бывало <…> Это только у нас в России заделывают ямы битым кирпичом, голь на выдумку хитра! <…> А если кусок кирпича в стекло прилетел, к кому обращаться? — писали новокузнечане мэру.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/bd/44/87bd445e19e63c056ca9957d6ef95043/656x438_1:5573_5c259b2f2b56669003bca9d45c0d2121@3000x2000_0x8qHsSKGO_4610466089200853650.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/56/2c/3f562c352412ff9a711d3fe83010d41d/656x438_1:5573_cc7eed8d565f72782b46dd454c576701@3000x2000_0xFZoPHaQ3_5307004039374829095.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/ee/72/d0ee72747f7d7c6752b52b6cd7858071/656x438_1:5573_93cffbd2b412598e672196c2436b6374@3000x2000_0x149Jb0pj_7840242601482971749.jpg.webp)
Рассуждая о кирпичном ремонте городских дорог, Кузнецов всегда подчеркивает, что такой способ — временный. По его словам, в начале весны из-за существенной разницы дневных и ночных температур и воды от растаявшего снега восстановление дорожного полотна традиционными (и весьма недешевыми) материалами не имеет большого смысла: их быстро размоет, и ресурсы будут потрачены впустую. По мнению Кузнецова, более грамотно использовать их позднее, при устойчивой теплой погоде, и тогда дороги сохранят свою целостность надолго.
Чтобы детально разобраться в кирпичном ремонте дорог, мы направили 15 вопросов в пресс-службу профильного подразделения мэрии Новокузнецка — управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства (УДКХ и Б). В числе прочего мы хотели узнать, какие плюсы и минусы есть у этого метода, сколько денег он требует, а также технологию укладки и закрепления кирпичей в выбоинах и откуда они, собственно, берутся. В УДКХ и Б ответили довольно кратко.
— В этом году из-за резких перепадов температур на проезжей части появились критические дефекты и глубокие разрушения, которые повлекли за собой необходимость использования временных методов устранениям ям в виде укладки кирпичей. Данный метод применяется только при глубоких ямах и до наступления благоприятных погодных условий, которые позволят приступить к классическому ямочному ремонту. Кроме того, на улично-дорожной сети проведено три этапа ремонта критических дефектов литым асфальтобетоном, — рассказали в управлении.
Откуда берут кирпичи и как их укладывают, нам так и не ответили.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/9a/10/fb9a10b4eb8420f51c380ac32060dc39/656x438_1:5573_a5f216e718bc7143b2d3ca2581eb7b45@3000x2000_0xBAhE0coG_6065756294378557685.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ae/1e/06/ae1e06a95c14ca3cfb3a147baa05a4a3/656x438_1:5573_f5755ac3357934e974239366f08f9a5b@3000x2000_0xF6hjxZ86_3289755227932783501.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1f/c6/b5/1fc6b518bdb7900d876368c1ef4624b7/656x438_1:5573_c03869483549ed8f739d79030a7f7c7d@3000x2000_0xrrUnfKG3_1096547145661953579.jpg.webp)
Но если этот метод настолько эффективен и прост, его применяют и в других городах Кузбасса? Оказалось, что нет. В ответ на наш вопрос о кирпичном ремонте дорог в пресс-службе администрации Кемерова сообщили, что такой метод дорожники областной столицы не практикуют.
Также от восстановления дорожного покрытия с помощью кирпичей воздерживаются в «Дирекции автодорог Кузбасса», ответственной за содержание значительной части магистралей в регионе. По словам заместителя директора учреждения Антона Елькина, кирпич просто-напросто не является подходящим материалом.
— Мы на региональной сети автодорог кирпич не применяем. Используем литой асфальт и асфальтобетон. Вообще, по нормам для ремонта дорог могут использоваться щебень, литые смеси, просто асфальтобетонные смеси в зависимости от того, что именно требуется отремонтировать. Кирпич не является материалом для ремонта дорог, соответствующей нормы нет, — пояснил Елькин.
Заместитель руководителя «Дирекции автодорог Кузбасса» также допустил, что в конкретных населенных пунктах могут использовать кирпичный ремонт дорог в качестве временного решения, отметив, что точные причины знают только местные власти.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8e/41/9f/8e419f4636f60f7b432c58067f7b92d8/656x438_1:5573_20f31d7bae820f6e106136a34b43cf59@3000x1999_0xR0mNy2YE_9827949492420509418.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/72/c1/65/72c165f604acd1982ad806f453dbbabc/656x438_1:5573_6f0bb78a169800cf9024c297dc7b1151@3000x2000_0xTwF0fwSJ_9378935757814195493.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/ce/a5/ebcea5a6051b20a26d476d06d3142e0f/656x438_1:5573_d552c90aa2f42125124cfd820b116ee7@3000x2000_0x0EHDZ0lz_6812342377541162897.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/61/0f/eb610f6a47793284e4f666ab328c13e2/656x438_1:5573_227131d9b745d57f626159193ec68aff@3000x2000_0xdMyi4iCw_7124546279880922945.jpg.webp)
Состояние дорог по-прежнему остается одной из главных тем новокузнецкой повестки. С середины марта мэр Сергей Кузнецов каждую неделю по несколько раз рассказывает в соцсетях о ходе восстановления дорожного покрытия и замене временных материалов на постоянные на разных улицах. Впрочем, дату, когда этой весной с городских дорог уберут последний кирпич, власти пока не называют.
А вы что думаете о кирпичном ремонте дорог?
Что еще почитать
Ранее NGS42.RU подробно рассказывал о компаниях, которые зарабатывают на посыпке улиц Новокузнецка и Кемерова противогололедными реагентами. Подрядчиков отдельно определяли для каждого района двух крупнейших городов Кузбасса.
В прошлом году мы показывали состояние дворовых дорог Кемерова, которые «ремонтировали» не только кирпичами, но и ковром. Тогда мы разбирались, кто в этом виноват и как это исправить.