Пришла весна, и асфальту в Сибири в целом и в Кузбассе в частности стало больно: из-за перепадов температур и высокой влажности асфальт то вспучивает, то трескается. Чтобы решить проблему с ямами и выбоинами, власти Новокузнецка решили вернуться к практике временного ремонта дорог кирпичами. Мнения городских водителей по поводу такого шага разделились: одни поддержали стремление закрыть дыры на проезжей части хоть чем-то, другие высмеяли способ, посчитав его кустарным. Корреспондент NGS42.RU вспомнил историю вопроса и собрал мнения экспертов.
До этого года тема кирпичного ремонта дорог в Новокузнецке широко обсуждалась в апреле 2022-го. Тогда глава города Сергей Кузнецов заявил, что власти отказались от метода, практикуемого как минимум в течение нескольких сезонов, из-за критики и насмешек жителей.
В начале марта 2024-го, судя по всему, в мэрии вновь решили, что нужно заделать разрушенные дороги хотя бы какими-то материалами, невзирая на реакцию горожан. На одном из производственных совещаний мэр анонсировал возвращение кирпича в качестве ремонтного материала.
— Большое количество участков улично-дорожной сети уже пострадало и находится в предаварийном состоянии (образование ям, выбоин). Вопрос осложняется тем, что в данное время даже литой асфальт не всегда можем применять из-за большого количества воды и интенсивного движения. Чтобы обеспечить безопасность передвижения по дорогам, дал поручение — в образовавшиеся ямы укладывать тротуарную плитку или кирпич, — сообщил Кузнецов.
Решение опять вызвало споры в комментариях на страницах мэра Новокузнецка в соцсетях. Часть подписчиков вновь выступила за инициативу градоначальника и даже просила заделать кирпичами конкретные участки, другие комментаторы усомнились в правильности необычного способа ремонта.
— М-да, новых дорог как не бывало <…> Это только у нас в России заделывают ямы битым кирпичом, голь на выдумку хитра! <…> А если кусок кирпича в стекло прилетел, к кому обращаться? — писали новокузнечане мэру.
Рассуждая о кирпичном ремонте городских дорог, Кузнецов всегда подчеркивает, что такой способ — временный. По его словам, в начале весны из-за существенной разницы дневных и ночных температур и воды от растаявшего снега восстановление дорожного полотна традиционными (и весьма недешевыми) материалами не имеет большого смысла: их быстро размоет, и ресурсы будут потрачены впустую. По мнению Кузнецова, более грамотно использовать их позднее, при устойчивой теплой погоде, и тогда дороги сохранят свою целостность надолго.
Чтобы детально разобраться в кирпичном ремонте дорог, мы направили 15 вопросов в пресс-службу профильного подразделения мэрии Новокузнецка — управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства (УДКХ и Б). В числе прочего мы хотели узнать, какие плюсы и минусы есть у этого метода, сколько денег он требует, а также технологию укладки и закрепления кирпичей в выбоинах и откуда они, собственно, берутся. В УДКХ и Б ответили довольно кратко.
— В этом году из-за резких перепадов температур на проезжей части появились критические дефекты и глубокие разрушения, которые повлекли за собой необходимость использования временных методов устранениям ям в виде укладки кирпичей. Данный метод применяется только при глубоких ямах и до наступления благоприятных погодных условий, которые позволят приступить к классическому ямочному ремонту. Кроме того, на улично-дорожной сети проведено три этапа ремонта критических дефектов литым асфальтобетоном, — рассказали в управлении.
Откуда берут кирпичи и как их укладывают, нам так и не ответили.
Но если этот метод настолько эффективен и прост, его применяют и в других городах Кузбасса? Оказалось, что нет. В ответ на наш вопрос о кирпичном ремонте дорог в пресс-службе администрации Кемерова сообщили, что такой метод дорожники областной столицы не практикуют.
Также от восстановления дорожного покрытия с помощью кирпичей воздерживаются в «Дирекции автодорог Кузбасса», ответственной за содержание значительной части магистралей в регионе. По словам заместителя директора учреждения Антона Елькина, кирпич просто-напросто не является подходящим материалом.
— Мы на региональной сети автодорог кирпич не применяем. Используем литой асфальт и асфальтобетон. Вообще, по нормам для ремонта дорог могут использоваться щебень, литые смеси, просто асфальтобетонные смеси в зависимости от того, что именно требуется отремонтировать. Кирпич не является материалом для ремонта дорог, соответствующей нормы нет, — пояснил Елькин.
Заместитель руководителя «Дирекции автодорог Кузбасса» также допустил, что в конкретных населенных пунктах могут использовать кирпичный ремонт дорог в качестве временного решения, отметив, что точные причины знают только местные власти.
Состояние дорог по-прежнему остается одной из главных тем новокузнецкой повестки. С середины марта мэр Сергей Кузнецов каждую неделю по несколько раз рассказывает в соцсетях о ходе восстановления дорожного покрытия и замене временных материалов на постоянные на разных улицах. Впрочем, дату, когда этой весной с городских дорог уберут последний кирпич, власти пока не называют.
А вы что думаете о кирпичном ремонте дорог?
Что еще почитать
Ранее NGS42.RU подробно рассказывал о компаниях, которые зарабатывают на посыпке улиц Новокузнецка и Кемерова противогололедными реагентами. Подрядчиков отдельно определяли для каждого района двух крупнейших городов Кузбасса.
В прошлом году мы показывали состояние дворовых дорог Кемерова, которые «ремонтировали» не только кирпичами, но и ковром. Тогда мы разбирались, кто в этом виноват и как это исправить.