По последним озвученным мэрией данным, износ трамваев в Кемерове составляет 90%. Это привело к тому, что после смертельного столкновения на линию ежедневно стали выпускать не все вагоны. В итоге горожане долго ожидают транспорт, а в салоне образуется толкучка. Редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков объяснил NGS42.RU, почему проблему с трамваями нельзя решить моментально.
В разговоре с нашим корреспондентом спикер отметил, что заменить в Кемерове сейчас нужно не только вагоны, но и всё хозяйство: разбитые пути, неисправные контактные сети и депо. При этом покупать новый транспорт, как того требуют местные жители, по его словам, бессмысленно.
— Если в депо развалена ремзона, условно, то какие трамваи не купи, они просто работать не смогут. К примеру, поставит [компания-перевозчик] низкопольные трамваи — они будут стоять или их очень быстро испортят. Даже персонал не готов к обновленному транспорту, — считает Яблоков.
По мнению эксперта, модернизировать электротранспорт в областной столице Кузбасса необходимо комплексно, но сделать это пока невозможно. Проект обновления трамваев, учитывая масштаб города, требует огромных денег, которых в местном бюджете нет. При этом Кемеровская область не попала в десятку регионов, где заменять парк будут за федеральные вложения в рамках пилотного нацпроекта.
— Город попал в определенную ловушку. Подобные проекты реализуются как концессия. Это частное партнерство. Инвестор вкладывает деньги и потом отвечает за всю эксплуатацию и работу линий или только за поддержание технического состояния вагонов. Но всё это достаточно дорогое удовольствие. Недавно пришлось некоторым регионам вливать дополнительные деньги из бюджета, потому что затраты все очень большие, — объясняет эксперт.
По словам Яблокова, сейчас у Кемерова есть два варианта, как решить проблему с трамваями города. Первый — «справляться своими силами» и комплексно модернизировать транспорт, второй — ждать следующей очереди в федеральный проект. Когда откроется новый список — неизвестно.
Эксперт считает, что при хорошем финансировании электротранспорт в Кемерове можно обновить за два-три года. При этом, по его мнению, мэрии не придется закрывать все маршруты разом.
— Те, кто уже начали реализовывать вот эти концессионные проекты, говорят, что реально за сезон модернизировать порядка 20 километров одиночного пути. Нужно понимать, что обновлять трамвайную сеть в существующих габаритах города неверно. За последние 30 лет никто не строил линий, а город развивался, — сказал редактор интернет-издания «TR.ru — Транспорт в России».
Собеседник NGS42.RU отметил, что у Кемерова сейчас есть большое преимущество по сравнению с другими городами России. В рамках реновации часть трамвайных путей уже ремонтируется и расширяются, а значит в будущем вложений понадобится меньше.
— Современные вагоны не способные питаться тем же самым электричеством, изношенным кабелем, как менее энергоемкие вагоны старых поколений. Для них надо модернизировать электрическую часть. Пока это не сделано, будет работать старый транспорт, подаренный крупными городами, — заключил федеральный эксперт.
Накануне редакция NGS42.RU общалась с представителем КЭТК, который объяснил, с чем связан частый ремонт трамваев и изменилась ли проверка их техсостояния после смертельной аварии.
О том, что необходимо не только закупать новые вагоны, но и обновлять всю инфраструктуру, говорил на встрече с журналистами и врио губернатора Илья Середюк. Он уточнял, что пять-шесть лет назад затраты на эти цели были оценены в более чем 100 млрд рублей.
Как писал NGS42.RU, утром 6 июня на Кузнецком мосту в Кемерове произошло столкновение двух трамваев. Перед этим один из них набрал большую скорость, двигаясь по Логовому шоссе, которую водителю, несмотря на все усилия, снизить не удалось. В итоге пострадали более 140 человек, один погиб.
Мы собрали мнения экспертов о причинах громкого ДТП. Также NGS42.RU узнал у пострадавших в аварии, как они переживали происходящее в момент столкновения трамваев и за несколько минут до этого.