После столкновения двух трамваев на Логовом шоссе количество вагонов, выходящих на линию, в Кемерове существенно сократилось: сотрудники стали осматривать их куда тщательнее на предмет неисправностей. В результате горожане жалуются на часовые ожидания на остановках. Корреспондент NGS42.RU Елена Гуськова поставила эксперимент и объехала все городские маршруты, чтобы проверить, сколько времени нужно высматривать свой вагон на горизонте. Также она обратила внимание на состояние трамваев и засекла время, за которое можно доехать до конечной. Далее — прямая речь.
Всего в Кемерове пять трамвайных маршрутов: № 1, 3, 5, 8, 10. Начальной точкой всех, кроме № 1, является КЭМЗ. Именно на эту остановку нужно было каждый раз возвращаться с конечной, чтобы поменять линию движения. Обратное время пути не учитывалось: только ожидание на остановке плюс путь до конечной.
Трамвай № 1
Первым был «опробован» трамвай № 1, который следует от остановки Собор до КЭТК. Это одна из самых коротких линий.
К остановке возле Знаменского собора я подошла в 11:28 и включила секундомер. В это время людей было совсем немного. Мне повезло: всего шесть минут, и я внутри салона.
Вагон попался на удивление в хорошем состоянии. Во-первых, чистый, даже надписей, которые часто оставляют подростки на спинках передних сидений, не было.
Во-вторых, вагон бодро и плавно бежал по рельсам, двери прилегали плотно, окна были целы, ничего не дребезжало. Возможно, мне просто повезло.
Через 24 минуты я уже стою на конечной у КЭТК, рядом дымит и белеет за бетонным забором «Токем», бегают дружелюбные чипированные собаки и совершенно отсутствует тротуар.
Трамвай № 5
Следующее путешествие решено устроить на Южный. В 13:14 я на остановке, и вновь везение — в 13:17 уже в вагоне.
Этот транспорт оказался в куда худшем состоянии. Чувствовалось, что пожил и повидал он немало: окно треснуло, к сиденьям приложили руку юные художники, резиновый уплотнитель в дверях частично испарился, двери взяли на себя функцию вентиляции. В целом вагон всё время чем-то дребезжал, позвякивал и громыхал.
Тем не менее двигался «старичок» быстро: всего 10 минут — и мы на вокзале.
Разгар рабочего дня, но салон очень быстро стал полностью наполнен пассажирами. Очень душно, все окна открыты, но это помогает слабо. А при переезде через мост на Автозаводской жутко трясет.
Благо мучиться пришлось недолго, в 13:50 мы на конечной. Здесь пассажиров встречает частный сектор, тенистые деревья, огороды и деловитые дачники, вооруженные граблями и лопатами. Тишину разбавляет пение птиц.
Весь путь от КЭМЗ до поселка Южный занял 33 минуты.
Трамвай № 8
Вновь на остановке КЭМЗ я оказалась в 14:25 и решила в тот раз держать путь в сторону «Азота». Этот маршрут чуть длиннее, чем два предыдущих.
Неожиданно эксперимент вышел из-под контроля: идеальная до этого погода вмиг испортилась и я оказалась на остановке под мельчайшей холодной моросью и пронизывающим ветром. К счастью, ждать пришлось вновь недолго. Ровно в 14:30 прибыл трамвай.
Вагон № 8 оказался не то чтобы плох, но будто бы за ним недостаточно хорошо ухаживают. Он был откровенно грязен: запыленные и заляпанные чем-то окна, комья глины и следы на полу, исписанные сиденья.
Но по крайней мере присутствует не только огнетушитель, но и ведро с песком на задней площадке.
Путешествие до «Азота» мало кого из горожан привлекло: во время поездки одновременно внутри транспорта находилось не более десятка человек. Непогода тоже сделала доброе дело: духота исчезла без следа.
Дорога заняла всего полчаса, на остановке выхожу в 15:01. Конечная встречает оживленной трассой, по которой снуют грузовики, и проходной «Азота» через дорогу. Возвращаюсь пешком вдоль магистрали на одну остановку назад и попадаю в Предзаводской. Маленький сонный микрорайон, как будто застывший во времени.
Немного погуляв по территории, на остановку я вернулась в 15:28, чтобы также на трамвае вернуться на КЭМЗ. И вот тут мне не повезло: «восьмерку» я прождала 22 минуты.
Вновь на КЭМЗ я приехала уже в 16:20. Включаем секундомер, на старт, внимание, марш!
Трамвай № 3
На небо вернулось солнце, хотя к вечеру холоднее стал ветер. Шесть минут на остановке пролетели вполне терпимо — в 16:26 я внутри трамвая № 3.
После чумазого восьмого и «убитого» пятого, «трешка» показалась тяжелым люксом: опрятный, не разболтанный, целый и даже с мягкими сиденьями. За этот бесконечный день кресла, обитые тканью, попались впервые. На начальной остановке людей вошло не так много, оставались свободные места.
Надо сказать, что горожане всё еще встревожены происшествием на Логовом шоссе. Когда проезжали остановку на Красной горке, пассажиры вспоминали аварию, обсуждая, как страшно было понять, что транспорт не тормозит и что столкновение неизбежно.
— Страшно, не страшно, а трамваи — это, можно сказать, дорога жизни. Иначе-то на другой берег нормально не приехать, — сетует один из кемеровчан.
На конечную остановку ТЭЦ Кировского прибываем в 17:09. Трамвай разворачивается в небольшом лесном массиве, рядом гаражи и безлюдное пространство, но уже в нескольких десятках метрах начинается цивилизация: здесь корпус КемГМУ, кафе и магазины.
Весь маршрут преодолели за 43 минуты.
Вторая волна тревоги накрыла пассажиров уже на обратном пути: трамвай остановился, открыл двери, мимо пронесся автобус, обдавая запахом жженого сцепления. Одна из женщин подумала, что пахнет сам трамвай. Она испытала короткий приступ паники и постучалась в кабину к водителю.
— Мне кажется, мы горим, пожалуйста, проверьте!
Водитель спокойно объяснил, что аромат появился, когда транспорт не двигался, а значит, точно не наш. Вскоре запах действительно развеялся и тревога улеглась.
Трамвай № 10
Последний маршрут был самым сложным: день начал подходить к концу и меня настиг час пик — на КЭМЗ я оказалась в 18:16. Здесь уже была большая толпа. «Десятка» приехала спустя 11 минут, в 18:27.
Вагон оказался хорошим: относительно новый, целый, здесь форточки были пошире, чем в предыдущих моделях, и по идее могли обеспечивать хорошее проветривание. Но трамвай оказался заполнен пассажирами до отказа уже на второй остановке, и свежего воздуха стало стремительно не хватать.
После этого стало не до фотографий: я не могла ни свободно вздохнуть, ни поднять руку. Постаралась только перетащить сумку ближе к животу.
Путь от КЭМЗ до остановки «шахта Северная» не самый долгий, но я сразу поняла, что предыдущее путешествие в Кировский было легкой прогулкой.
На остановке Островского некоторое количество пассажиров не сумели зайти в вагон, хотя мы, счастливцы, которые уже проникли внутрь, старались ужаться как могли. Мне было стыдно, что я занимаю место: из-за моего эксперимента какой-то человек не смог уехать домой после тяжелого рабочего дня.
Когда мы наконец переехали мост, в районе остановки «Художественное училище» стало полегче, вышло много пассажиров, вокруг появилось пространство.
Ровно в 19:00 я прибыла на конечную остановку «Шахта Северная». В этот момент в салоне оставалось всего два человека. Место на конце маршрута очень пустынное, заросшее густым кустарником, на некотором расстоянии его окружает частный сектор, вдали за дорогой виднеется заправка.
Итог
Объезд всех трамвайных маршрутов Кемерова занял ровно три часа и семь минут, а вместе с обратными дорогами у меня ушел полный день.
На остановках мне не пришлось проводить много времени, возможно, дело случая, но самое большое ожидание длилось 22 минуты.
Несмотря на то, что часть совсем изношенных трамваев в рейс больше не выпускают, всё-таки некомфортных и расшатанных вагонов на линии предостаточно. За время многочисленных поездок внештатных ситуаций не произошло: ни один не задымился, ни один не сломался, детали не отвалились.
Если по поводу дырявого уплотнителя и разбитых окон есть вопросы к транспортной компании, то изрисованные и исцарапанные сиденья уже дело рук пассажиров. Обновление трамваев займет не один месяц, и от имеющихся вагонов нам пока никуда не деться, а заходить в чистый и ухоженный салон намного приятнее, поэтому кажется, что стоит чуточку уважительнее относиться к чужому имуществу.
Также, по моему мнению, трамваи остаются одним из самых быстрых способов объезжать дорожные заторы. Трамвайные пути не так часто пересекаются с основной дорогой, а некоторые участки и вовсе пролегают там, где автомобиль не проедет.
Кстати, последнее обстоятельство также обеспечивает красивые и атмосферные виды. Но любоваться ими можно только вне времени час пик. Трамвайные маршруты так популярны, что толкучки здесь больше, чем в любом другом виде общественного транспорта.
NGS42.RU рассказывал, что власти собираются модернизировать трамвайный маршрут № 10. На это выделили более пяти миллиардов рублей.
Ранее мы проверили, как обстоят дела с климат-контролем в общественном транспорте областной столицы во время жары. Вместе с гидротермометром корреспондент объехала популярные маршруты и едва не потеряла сознание.