В Новокузнецке могут расторгнуть все контракты на оказание транспортных услуг с компанией из Санкт-Петербурга «ПитерАвто», обслуживающей большинство городских автобусных маршрутов. Об этом сегодня, 6 июля, во время беседы с журналистами заявил врио губернатора Кузбасса Илья Середюк.
По словам главы региона, срывы графиков движения автобусов в Новокузнецке являются одной из наиболее чувствительных проблем города — по ней поступает большое количество жалоб в соцсетях, которые фиксируют областные власти. Как уточнил Середюк, в настоящее время «ПитерАвто» ежедневно выводит на линию лишь около 120 автобусов из 200 необходимых. Основной причиной происходящего врио губернатора назвал нехватку водителей.
— На предприятие перестали устраиваться новые [водительские] кадры. Уже появилась плохая имиджевая составляющая у компании — по уровню зарплаты, социальным гарантиям, переработке и так далее. Водителей не хватает настолько, что сегодня невыпуск транспорта превышает 30%. И это заметно, потому что транспорт, не выходя на линию, не приезжает вовремя на остановки и не забирает людей, — констатировал Середюк.
Глава области отметил, что несколько дней назад встретился с собственником «ПитерАвто» и провел с ним «жесткий» разговор. Он потребовал от руководителя компании наладить качественную транспортную работу в Новокузнецке, согласно условиям ранее подписанных контрактов. На это у организации есть два-три месяца. Если ситуация не улучшится, как сказал Середюк, власти не исключают расторжения всех договоров с перевозчиком в одностороннем порядке, запуска процесса его включения в список недобросовестных поставщиков, взыскания убытков через суд, а также правовой оценки действий должностных лиц «ПитерАвто» со стороны сотрудников прокуратуры, СК и ФСБ.
— Мы договорились, что в ближайшее время ожидаем от «ПитерАвто» повышения зарплат [водителям]. И они уже анонсировали, что буквально на днях она вырастет на 15–20%. Второе — они начинают более активную деятельность по поиску водителей, которых не хватает. <…> Мы помогаем с приемом водителей, в том числе будут организованы курсы по обучению водителей автобусов, и в августе мы ожидаем, что компания повысит выпуск автобусов до 200. Если наши условия не будут выполнены, мы начинаем очень жесткое реагирование на всю эту ситуацию, — пояснил Середюк.
Врио губернатора добавил, что в случае полного ухода «ПитерАвто» как минимум первое время заниматься автобусными пассажирскими перевозками в Новокузнецке будет либо одно из действующих муниципальных предприятий, либо новое, которое создадут при мэрии. По мнению Середюка, у города и региона хватит ресурсов, чтобы организовать транспортную работу на приемлемом уровне, хоть и не сразу. Глава области заявил, что поручил властям Новокузнецка смоделировать такой вариант развития событий и заранее спланировать необходимые шаги.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «ПитерАвто» образовано в 2003 году, компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Ее нынешний гендиректор — Юрий Лыков. Основной вид деятельности — деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. Учредителем организации с долей 73,9% является Леонид Бондаренко, доля 25,8% принадлежит ООО «Автотранспортная Компания», 0,3% — ООО «Дарапти» (обе фирмы — из Санкт-Петербурга и фактически подконтрольны Бондаренко). По версии издания «Деловой Петербург», Бондаренко входит в число богатейших людей северной столицы, при этом стоимость его активов в открытых источниках не раскрывается. По итогам 2023 года «ПитерАвто» показало выручку 2,3 миллиарда рублей при чистом убытке 460,9 миллиона.
Напомним, компания «ПитерАвто» стала обслуживать большинство городских автобусных маршрутов в Новокузнецке (31 из 41) в ходе транспортной реформы с ноября 2020 года. Перед этим организация выиграла соответствующие тендеры мэрии, заключив с муниципалитетом контракты до 2030 года на общую сумму почти 22 миллиарда рублей.
Прошлой зимой власти Новокузнецка расторгли контракт с «ПитерАвто» на обслуживание одного из наиболее загруженных городских автобусных маршрутов — № 345. Перевозить по нему пассажиров стало АО «ПАТП».