Сегодня, 5 октября, в Ленинском районном суде Кемерова продолжится оглашение приговора по первому делу о пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня». Напомним, подсудимыми по этому делу проходят 8 человек. Это руководство и сотрудники ТЦ, пожарные и сотрудники компании, которая обслуживала пожарную сигнализацию. Журналист NGS42.RU присутствует на заседании. Мы будем сообщать обо всём, что происходит в зале суда.
Оглашение приговора началось еще 30 сентября. Судья сообщил, что зачтение решения займет несколько дней.
Уголовное дело рассматривали в Заводском районном суде. Но из-за того, что там нет больших залов, оглашение приговора проходит в Ленинском районном суде.
Во время первого дня оглашения приговора большая часть времени была посвящена Юлии Богдановой — гендиректору компании — собственнику «Зимней вишни». Судья зачитал, что она искала людей для создания организованной группы и освобождала должности для подконтрольных ей людей.
— <...> Таким образом, Богдановой достоверно известно о том, что в здании ТРЦ «Зимняя вишня» имеются нарушения требований пожарной безопасности. В период времени с 15 апреля по 30 августа 2016 года Богданова приступила к реализации умысла по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, предназначенных в том числе для детей в возрасте до 6 лет. И оказывала указанные услуги параллельно с поиском людей для формирования организованной группы и освобождая руководящие должности для подконтрольных ей лиц.
<...> Согласно должностной инструкции, Богданова имеет право запрещать работу на оборудовании в случае грубого нарушения технической эксплуатации, неудовлетворительного состояния технологического оборудования, угрозе аварий, несчастных случаев.
Реализуя ранее озвученный умысел, Богданова не позднее 30.08.2016 встретилась с ранее знакомой Судденок, с которой у нее сложились доверительные отношения, и зная, что последняя нуждается в работе, обладает большим опытом работы с персоналом, <...> осознавая общественную опасность своих действий, посвятила последнюю в свои преступные намерения по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, и предложила войти в состав организованной группы под ее руководством для оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Склоняя Судденок к совершению преступления, Богданова предложила занять ей должность подконтрольных юридических лиц с целью извлечения прибыли и систематического получения заработной платы. Судденок, преследуя корыстную цель, согласилась на предложение Богдановой и присоединилась к организованной группе, — сказал судья во время зачитывания приговора.
Список обвиняемых
Напомним, под стражей с 2018 года содержатся:
гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок;
гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ) Юлия Богданова;
технический директор комбината Георгий Соболев;
сотрудник частного охранного предприятия Сергей Антюшин.
Еще четверо обвиняемых находятся под домашним арестом. Это:
начальник караула пожарно-спасательной части № 2 Сергей Генин;
начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТЦ, Андрей Бурсин;
руководитель компании «Системный интегратор» (компания, отвечавшая за обслуживание противопожарной сигнализации) Игорь Полозиненко;
подчиненный Полозиненко инженер противопожарной системы Александр Никитин.
Наш корреспондент уже в суде, он передает, что на месте уже несколько обвиняемых — Генин, Бурсин, Полозиненко.
Кого и в чем обвиняют
Богданову, Судденок и Соболеву судят по двум статьям: ч. 3 ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» и ч. 3 ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».
Никитин и Полозиненко обвиняются в совершении преступления только по ч. 3 ст. 219 УК РФ, а Антюшин — только по ч. 3 ст. 238 УК РФ.
А Бурсина и Генина судят по ч. 3 ст. 293 УК РФ «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц».
Гособвинение запросило в качестве наказания для Юлии Богдановой максимально возможный срок — 14 с половиной лет колонии, для Надежды Судденок — 14 лет, для Георгия Соболева — 13 лет. Сергею Антюшину прокурор просит назначить 9 с половиной лет колонии, Игорю Полозиненко — 6 лет и 8 месяцев, Александру Никитину — 5 с половиной лет, Сергею Генину — 5 лет, а Андрею Бурсину — 6 лет лишения свободы.
А это полный список фигурантов по всем делам, которые были возбуждены после пожара в «Зимней вишне».
Напомним, прения по этому делу длились около месяца. Оправдательного приговора для своих подзащитных просили все адвокаты обвиняемых. Также в прениях выступали родственники погибших.
Мы отдельно публиковали некоторые эмоциональные выдержки из их выступлений.
К годовщине трагедии мы подготовили большой материал о том, кто сегодня находится на скамье подсудимых по делу о «Зимней вишне». Мы изучили данные следствия и восстановили схему событий, которые привели к трагедии, потрясшей весь мир. Прочитать материал можно здесь.
Ранее обвиняемые сказали в суде свои последние слова. Первыми выступали те, у кого мера пресечения не связана с арестом.
Первым свое заявление сделал Игорь Полозиненко. Он сообщил суду, что не будет выступать с последним словом, но попросил приобщить к делу показания в печатном варианте.
Далее свое последнее слово произнес начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТЦ, Андрей Бурсин.
— Ваша честь, всё, что я хотел сказать, было отражено в моем допросе в зале судебного заседания. Все аргументы линии защиты довел мой защитник. Единственное, что хочу сказать, — все мои действия были в соответствии с нормативно-правовыми актами в области действия пожарной охраны и в соответствии с боевым уставом пожарной охраны. У меня всё, — сказал Андрей Бурсин.
После этого судья предоставил последнее слово другому пожарному, Сергею Генину. Но он отказался говорить свою речь.
Охранник Сергей Антюшин, который, по версии следствия, не следил за мониторами и не нажал тревожную кнопку, тоже принес в своем последнем слове соболезнования близким.
— Хотелось бы единственное — принести искренние соболезнования всем потерпевшим. У меня всё на этом, — сказал в суде охранник «Зимней вишни» Сергей Антюшин.
Слова соболезнования родственникам прозвучали и в речи инженера противопожарной системы компании «Системный интегратор» (компания, отвечавшая за обслуживание противопожарной сигнализации) Александра Никитина.
— Для начала я хочу принести свои искренние соболезнования семьям погибших. Мы также скорбим их утрате в этой страшной трагедии. По обвинению. Уже неоднократно были сказаны все наши доводы адвокатом и мной, они неизменны с начала этого судебного процесса. Всё, что касалось моей работы, всё было исправно, всё работало: пожарная сигнализация, система оповещения. Всё это проверялось. Прошу суд учесть все наши доводы и оправдать меня. Всё, — сказал в суде Александр Никитин.
20 июля с последним словом выступала Надежда Судденок.
— Это очень сложно, это невыносимо трудно. Я прошу у всех меня простить. Я, как и другие люди, испытываю невыносимые мучительные боли, испытания, которые мне предстоит проходить, и я прохожу. Морально очень страшно испытывать даже само чувство того, что ты с этим столкнулся и ничего с этим сделать не можешь. Вроде оказалась в этой ситуации, я там трудилась, понимаю, что есть какое-то невыносимое ощущение разочарования, боли, с которой порой не знаешь, как справиться, как о ней говорить. Я жалею о том, что я не смогла самостоятельно увидеть какие-то проблемы в пожарной безопасности, не смогла предотвратить эту беду. Я переживаю за это, — сказала в слезах Надежда Судденок.
По ее словам, она не знала, что в «Зимней вишне» не всё хорошо с пожарной безопасностью. Тем не менее Судденок готова нести ответственность за то, в чем действительно виновата. Но, по ее словам, обвинение вменяет ей то, за что она и не несла ответственность.