В Ленинском районном суде города Кемерово продолжается оглашение приговора по первому делу о пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня». Обвиняемыми по этому делу проходят 8 человек: руководство и сотрудники ТЦ, пожарные и сотрудники компании, которая обслуживала пожарную сигнализацию.
Напомним, это дело рассматривалось в Заводском районном суде, но из-за отсутствия там больших залов слушание перенесли в другой суд.
Наш корреспондент присутствует в зале. Мы будем рассказывать вам обо всём, что происходит.
Оглашение приговора началось еще 30 сентября. Судья сообщил, что зачтение решения займет несколько дней. Пока расписание сформировано до 29 октября.
В пятый день оглашения приговора, 26 октября, судья озвучил показания бывших работников ТРЦ, согласно которым руководство «Зимней вишни» знало о захламленных эвакуационных выходах и других нарушениях пожарной безопасности.
Вместе с тем в своих показаниях потерпевшие сообщали, что из-за неработающего оповещения люди в панике бегали по торговому центру, не понимая, что делать и где находится выход. Из здания людей выводили аниматоры и работники детского центра.
Они же рассказывали, что перед пожаром слышали хлопок, а затем помещение очень быстро затянуло дымом и пламенем.
Список обвиняемых
Напомним, под стражей с 2018 года содержатся:
гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок;
гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ) Юлия Богданова;
технический директор комбината Георгий Соболев;
сотрудник частного охранного предприятия Сергей Антюшин.
Еще четверо обвиняемых находятся под домашним арестом. Это:
начальник караула пожарно-спасательной части № 2 Сергей Генин;
начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТЦ, Андрей Бурсин;
руководитель компании «Системный интегратор» (компания, отвечавшая за обслуживание противопожарной сигнализации) Игорь Полозиненко;
подчиненный Полозиненко, инженер противопожарной системы Александр Никитин.
Кого и в чем обвиняют
Богданову, Судденок и Соболеву судят по двум статьям: ч. 3 ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» и ч. 3 ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».
Никитин и Полозиненко обвиняются в совершении преступления только по ч. 3 ст. 219 УК РФ, а Антюшин — только по ч. 3 ст. 238 УК РФ.
А Бурсина и Генина судят по ч. 3 ст. 293 УК РФ «Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц».
Какие сроки просит обвинение
Гособвинение запросило в качестве наказания для Юлии Богдановой максимально возможный срок — 14 с половиной лет колонии, для Надежды Судденок — 14 лет, для Георгия Соболева — 13 лет. Сергею Антюшину прокурор просит назначить 9 с половиной лет колонии, Игорю Полозиненко — 6 лет и 8 месяцев, Александру Никитину — 5 с половиной лет, Сергею Генину — 5 лет, а Андрею Бурсину — 6 лет лишения свободы.
Напомним, прения по этому делу длились около месяца. Оправдательного приговора для своих подзащитных просили все адвокаты обвиняемых.
Также в прениях участвовали родственники погибших. Большинство из выступающих просили суд назначить обвиняемым максимальное наказание, как того и просил прокурор. А также запретить занимать определенные должности. Также потерпевшие и их представители просили удовлетворить иски о возмещении морального вреда — 100 миллионов рублей за каждого погибшего ребенка.
Некоторые также поддержали мысль о том, что дело следует вернуть на дополнительное рассмотрение. Это связано с тем, что не все виновные, по мнению потерпевших, могут быть наказаны.
Мы публиковали некоторые эмоциональные выдержки из выступлений родственников погибших.
Наш корреспондент находится в зале суда. Как он передает, среди присутствующих есть родственники погибших.
Во время первого дня оглашения приговора большая часть времени была посвящена Юлии Богдановой — гендиректору компании — собственнику «Зимней вишни». Судья зачитал, что она искала людей для создания организованной группы и освобождала должности для подконтрольных ей людей.
— ... Таким образом, Богдановой достоверно известно о том, что в здании ТРЦ «Зимняя вишня» имеются нарушения требований пожарной безопасности. В период времени с 15 апреля по 30 августа 2016 года Богданова приступила к реализации умысла по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, предназначенных в том числе для детей в возрасте до 6 лет. И оказывала указанные услуги параллельно с поиском людей для формирования организованной группы и освобождая руководящие должности для подконтрольных ей лиц.
<...>
Реализуя ранее озвученный умысел, Богданова не позднее 30.08.2016 встретилась с ранее знакомой Судденок, с которой у нее сложились доверительные отношения, и зная, что последняя нуждается в работе, обладает большим опытом работы с персоналом <...>, осознавая общественную опасность своих действий, посвятила последнюю в свои преступные намерения по оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, и предложила войти в состав организованной группы под ее руководством для оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Склоняя Судденок к совершению преступления, Богданова предложила занять ей должность подконтрольных юридических лиц с целью извлечения прибыли и систематического получения заработной платы. Судденок, преследуя корыстную цель, согласилась на предложение Богдановой и присоединилась к организованной группе, — сказал судья во время зачитывания приговора.
Во второй день оглашения приговора, 5 октября, судья зачитал должностные инструкции и обязанности Богдановой, Соболева, Судденок, Полозиненко и Никитина.
— Никитин, преследуя корыстные мотивы, зная, что система пожаротушения находится в неисправном состоянии, осознавая общественную опасность бездействия, не обеспечил должное обслуживание оборудования, — говорится в приговоре.
Также судья указал, что Игорь Полозиненко не выполнил должным образом свои обязанности.
В третий день оглашения приговора, 6 октября, судья зачитал должностные инструкции Александра Никитина и Сергея Антюшина.
— Никитин, имеющий диплом по специальности «повар-кондитер», выполнял работу по техническому обслуживанию ТРЦ «Зимняя вишня». Согласно трудовому договору, был трудоустроен как электромонтер. Согласно должностной инструкции, электромонтер <...> должен выполнять монтаж, наладку и техническое обслуживание системы автоматической сигнализации, — говорится в приговоре.
Также судья отметил, что Антюшин заметил на мониторах задымление, но не нажал кнопку, чтобы сработали системы оповещения. Хотя знал, что это надо сделать. Также Антюшин не обеспечил эвакуацию, не встретил пожарных, не сообщил им, где находятся люди и какие пути эвакуации есть в ТЦ.
Также в третий день оглашения приговора судья зачитал должностные инструкции Сергея Генина, начальника караула пожарно-спасательной части № 2.
В четвертый день заседания оглашались показания подсудимых. Охранник рассказал, что позвонил в МЧС и сообщил о пожаре, при этом сигнализация в здании не сработала, хотя он слышал ее в своем кабинете.
Согласно приговору, руководитель тушения пожара Андрей Бурсин не получал информацию о количестве и местонахождении людей на четвертом этаже ТРЦ. Генин дал показания, что потерпевший Ананьев не называл ему номер зала, где были люди. Также он пошел за охранником, так как тот знал короткий путь, до этого спас из горящего здания потерпевшего Трусова.
Судья заявил, что виновность подсудимых подтверждается доказательствами со стороны обвинения и суда.
Подсудимые, которых содержат в СИЗО, привозят с собой небольшие сумки. В них вода, так как другой возможности купить ее у них нет.