В Кемерове завершился суд над Владиславом Канюсом, которого обвиняли по трем статьям УК РФ, но в итоге осудили только за убийство 23-летней Веры Пехтелевой. Жуткая трагедия разыгралась в январе 2020-го, но широкую огласку получила только через год, когда шумиху подняли журналисты. Корреспондент NGS42.RU рассказывает, что в четверг, 28 июля, происходило на судебном заседании.
Предыстория
В январе 2020 года Владислав Канюс на протяжении нескольких часов избивал 23-летнюю Веру Пехтелеву. Соседи пытались помочь девушке, но дверь в квартире была заперта. Полтора часа они пытались вызвать наряд полиции, но на заявку никто так никто и не приехал. В итоге соседи вместе с братом Владислава самостоятельно взломали дверь, но Вера уже была мертва. В Ленинский районный суд дело в отношении Канюса поступило осенью того же года. Через несколько месяцев его передали в Кемеровский областной суд, вместе с тем ужесточив обвинения.
В ожидании приговора
В здание суда родственники погибшей пришли за пять минут до начала заседания. Отец Пехтелевой, Евгений, до приглашения в зал заседаний, не находя себе места, ходил из стороны в сторону, постоянно протирая лицо платком. Он рассказал нам, что последнее слово Канюс, по его мнению, говорил лишь для судьи.
— Говорил невообразимые вещи. Убивать якобы не хотел, но она была такой плохой, что пришлось. Выставлял себя жертвой. Говорил, что если бы можно было вернуться назад, не убивал бы. Ну, конечно, видя все последствия. Извинялся там, да только смотрел в этот момент на судью. Как будто перед ним прощения просил, к нам даже не повернулся, — поделился Евгений.
Оксана Пехтелева, мама покойной, добавляет, что подсудимый просто прочитал строки из листка, который ему принес адвокат, искреннего извинения они от него так и не услышали.
Как только он оказался внутри, всё волнение у отца исчезло, встал он как можно ближе к месту, где находился убийца его дочери. Мать и дядя погибшей оставались чуть позади. Помимо немногочисленных представителей СМИ, других слушателей не было, дело почти год рассматривали в закрытом режиме.
Находящийся за стеклом Владислав Канюс всеми способами пытался отворачиваться от скамеек и направленных на него камер. Изначально его можно было и не заметить: черная толстовка, штаны и маска, закрывающая половину лица подсудимого. По виду парень был совершенно спокоен, нервозность перед оглашением приговора выдавали лишь бегающие пальцы и небольшие раскачивания в разные стороны. Ни до, ни после приговора Канюс так и не попытался развернуться к потерпевшим или хотя бы к адвокату. Зато отец его жертвы, наоборот, с ненавистью всматривался в его сторону, надеясь поймать взгляд.
Шокирующее решение
Судья вошел в зал примерно через пять минут после назначенного времени заседания и сразу же приступил к результативной части приговора. После переквалификации дела Канюсу вменяли три статьи: изнасилование, соединенное с угрозой убийства, незаконное лишение свободы с применением насилия и оружия и 105-ю — убийство, совершенное с особой жестокостью, с целью скрыть другое преступление.
Во время речи судьи Канюс практически не двигался, лишь иногда закидывал голову к потолку. Большую часть времени старался просто смотреть в пол, но, когда прозвучало «виновен», уткнулся в одну точку, как будто и не услышав, по какой статье обвинение подтвердилось. Адвокат Канюса на своего подзащитного не смотрела, при этом постоянно улыбалась, делая пометки в тетрадь. Когда судья назвал первую цифру приговора, встретилась взглядом с прокурором, незаметно кивнув, с таким выражением лица, в котором читалось: «Я же говорила!»
Отец Веры всё чаще протирал лицо платком, от чего стало непонятно, слезы это или волнение. На последних словах судьи сжал пальцы в кулаки, опустив взгляд в пол. Владислав же лишь на минуту отмер, кинув взгляд на судью, однако вскоре снова впал в ступор.
По итогу убийца получил 17 лет лишения свободы в колонии строгого режима, 2 с половиной из которых уже отбыл в СИЗО. Судья снял с него обвинения в изнасиловании, якобы половой акт произошел по взаимному согласию с погибшей, и насильственном удержании из-за истечения сроков давности. После выхода судьи из зала все журналисты, как и адвокат, рванули к Канюсу, который так и продолжал стоять на месте и смотреть в пол. После вопроса: «Зачем ты убил Веру?» — он не шелохнулся.
Потерпевшие, будто не понимая, что всё закончилось, медленно направились к выходу. Уже перед дверью Евгений вцепился в перила, смотря на перешептывание адвоката с подзащитным.
— На столбе будешь висеть. Я тебе обещаю! — прорычал отец то ли в сторону подсудимого, то ли на его адвоката.
Мать Веры всеми способами пыталась оттащить Евгения, успокаивая, но получилось это далеко не сразу. Выйдя на улицу, не стесняясь в выражениях, семья смогла высказаться.
— Вся Россия захлебнется от бытового насилия и убийств после такого. Вот такой справедливости нам ждать от суда над полицейскими? — кричал Евгений.
Мать Веры держалась до последнего и, лишь когда осталась одна, заплакала, приговаривая, что закон бумеранга еще никто не отменял. Отец же ушел к забору суда, минут 10 молчал и не двигался, вероятно, осмысливая произошедшее и вспоминая всю борьбу, которую они провели за эти два с половиной года.
В состоянии дать хоть малейший комментарий журналистам остался лишь Владимир, дядя Пехтелевой.
— Пока мы находимся в этом регионе, мы ничего не добьемся. Это как? Первые синяки на теле Веры появились сразу, как только она зашла в квартиру, а нам пытаются сказать, что половой контакт был добровольным... Надежда теряется, но мы будем подавать апелляцию и бороться дальше, — рассказал Владимир.
Мать же погибшей обратилась к адвокату Канюса.
— Вы будете ощущать дыхание мое, Владимира, Евгения, и поверьте мне: всё, что вы сделали, обязательно вернется вам и вашей семье, — пообещала Оксана.
Напомним, в середине января 2020 года 23-летняя Вера Пехтелева пришла в общежитие бывшего парня Владислава Канюса на Ленинградском проспекте в городе Кемерово, чтобы забрать вещи. Ночью соседи услышали крики о помощи и позвонили в службу 112. Они сделали по меньшей мере семь звонков с просьбой прислать наряд полиции. Но никто на вызов так и не приехал. В итоге соседи вместе с братом Владислава взломали дверь. Но Вера уже была мертва.
Как показала экспертиза, первый удар девушка получила за шесть часов до смерти. С каждым часом парень наносил удары всё сильнее и чаще. В итоге 14 января 2020 года в 06:30 она умерла. Судэксперт заявила, что на теле убитой найдено более 100 повреждений.