NGS42
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Кемерово

Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

4 м/c,

ю-в.

738мм 64%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,98
EUR 100,24
Криминал Криминальный вторник

Голоса в голове, галлюцинации и жадность. Как высокопоставленные силовики из Кузбасса попались своим коллегам

Рассказываем, как расследовали дела о преступлениях полицейских

Оба героя сегодняшнего материала потеряли все из-за жадности

Продолжаем нашу рубрику «Криминальный вторник» рассказом о громких делах взяточников Кемеровской области в преддверии Дня борьбы с коррупцией, который отмечают 9 декабря. В прошлый раз руководитель второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СКР по Кузбассу Леонид Харитонов рассказывал, как отправил за решетку экс-главу ФСИН Константина Антонкина, а сегодня речь пойдет о двух бывших сотрудниках главка МВД региона. Оба они занимали высокие посты и не раз представлялись к ведомственным наградам, но жадность в одночасье испортила годами выстраиваемую карьеру.

Завхоз-растратчик

Около шести лет назад в поле зрения сотрудников регионального управления ФСБ попал замначальника ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области» полковник Виталий Троценко. Это ведомство отвечает за закупку различного инвентаря и оборудования кузбасской полиции. Всё — от карандашей до автомобилей — проходит через эту структуру.

Всё началось с ведомости, оказавшейся в распоряжении силовиков, согласно которой 51 человек получил премию перед Новым годом. И документ оказался полностью поддельным, причем вычислить это оказалось очень легко благодаря бюрократии.

Сотрудники полиции, как и многие другие сотрудники государственных учреждений, фиксируют практически каждый свой шаг. Оказалось, что некоторые из тех, кто расписался за премию, были в командировках на другом конце Кемеровской области, а несколько водителей и вовсе перевозили новые машины из Москвы в Кузбасс.

— Бухгалтер организации рассказала, что Троценко велел ей поехать в банк, получить наличными 1 миллион 600 тысяч рублей и передать ему лично в руки. Для чего ему нужны были эти средства, он не сказал, — вспоминает следователь.

Леонид Харитонов сейчас служит в звании майора юстиции

Спустя примерно полгода Троценко вместе со своим заместителем, который отвечал за закупки, придумали новый вариант незаконного обогащения. Ведомству потребовалось заменить пожарную сигнализацию на одном из ангаров по проспекту Кузнецкому в городе Кемерово. Денег на эти работы выделили около 3 миллионов рублей. Были объявлены торги, на которые заявилась организация местного предпринимателя, знакомого с полковником.

Но в дело вмешалась еще одна контора, предложившая сделать эти же работы, но на 500 тысяч рублей дешевле. Полицейских такой расклад не устроил, и лот был снят с портала «Госзакупки», но соблюсти все формальности всё равно было необходимо. Подумав, торги решили провести через запрос котировок — форма закупа, при которой свои предложения предприниматели приносят в бумажном виде. А чтобы точно никто вновь не спутал планы, Троценко запретил проходить на территорию посторонним.

Оборотни в погонах не знали, что у бизнесмена, который не смог получить контракт через электронную форму, есть знакомые в управлении. Позвонив им, он попросил передать в канцелярию свое коммерческое предложение. Когда об этом узнал силовик, он потребовал у своих подчиненных просто выкинуть документы.

В конце 2016 года Харитонов вызвал полицейского на допрос, по итогам которого выписал постановление о его аресте. Для надежности полковника отправили в следственный изолятор на весь период расследования дела. Только после того как Троценко был взят под стражу, некоторые из его подчиненных решили помочь в расследовании, в том числе рассказав о неполученной премии. Естественно, силовик был не согласен с обвинениями и называл всё это беспределом.

Вишенкой на торте из уголовных дел и преступлений Троценко стало выявленное во время следствия превышение полномочий. Находясь в командировке, полицейский решил не жить в ведомственном общежитии, как это требуется по уставу, а снял себе хороший гостиничный номер. Платить сам он и не думал, собрал все чеки и сдал их в кассу главка МВД, велев оплатить его комфорт за счет средств государства. Бухгалтер был против и не хотел принимать от него бумаги, но полковник от своего имени, будучи на тот момент врио начальника, написал рапорт, в котором разрешил самому себе потратить бюджетные деньги на гостиницу.

Общая сумма ущерба от его действий составила более 3 миллионов рублей, но главк МВД по каким-то лишь ему ведомым причинам не стал заявлять иск о возмещении ущерба. Это пришлось делать областной прокуратуре. В итоге дела по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) и ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) были рассмотрены судом. Троценко признали виновным, и он получил 5 лет и 6 месяцев лишения свободы. Но с учетом того времени, что он просидел в СИЗО, в тюрьме пробыл недолго — около полугода, после чего вышел на свободу. Его зам, Павел Соловьев, также был осужден и приговорен к 2 годам «условки», но попал под амнистию.

Примечательно, что после этого дела в высшем руководстве главка кузбасской полиции произошли изменения: свои посты покинули начальник Юрий Ларионов и его зам Виктор Кутылкин.

Голоса в голове полковника

К моменту возбуждения дела в отношении заместителя начальника по оперативной работе главного управления МВД по Кемеровской области полковника Вячеслава Безлюдько летом 2019 года следователь Леонид Харитонов получил звание капитана после расследования преступлений бывшего начальника кузбасских колоний Константина Антонкина. В отличие от других правонарушителей этот полицейский не стеснялся использовать посредников.

Всё началось в январе 2018 года, когда в дом к беловскому предпринимателю пришел оперативник Иван Чугунов (здесь и далее имена изменены. — Прим. ред.) и заявил, что подозревает его, перевозчика угля, в продаже оружия и наркотиков. Но он отметил, что пока ничего не нашли, но могут это сделать, если тот не раскошелится. На вопрос, сколько надо отдать, силовик сказал, что деньги в итоге получит Безлюдько, и показал 5 пальцев, что бизнесмен воспринял как 500 тысяч рублей.

Стоит отметить, что полковника Безлюдько хорошо знали в Белове, где он работал до перевода в главное управление. За почти 15 лет работы в органах он пересажал большое количество местных преступников, в том числе членов ОПГ. Кроме того, участвовал в боевых операциях на Северном Кавказе и имел ряд наград.

Безлюдько (в центре) часто участвовал в заседаниях главка

Понимая авторитет полицейского, предприниматель решил отдать деньги и спокойно жить дальше. Собрав нужную сумму, он через еще одного посредника, ранее судимого по делу о наркотиках местного жителя Андрея Якупина, которого послали за наличкой полицейские, передал их Безлюдько. Последний решил забрать себе большую часть — 400 тысяч рублей, но оставшихся 100 тысяч подельникам не хватило, и они заявили, что это надо как-то решать. Полковник предложил вновь собрать деньги с бизнесмена, в этот раз запросить с него 300 тысяч рублей и разделить их в равных долях на всех участников преступления. Якупин и Чугунов ответили, что так дела не делаются, ведь бизнесмен уж раз откупился, но Безлюдько заявил, что это не его проблема.

Беловский предприниматель, к которому вскоре вновь пришел оперативник, тоже был не согласен снова платить непонятно за что, а требовать с него деньги за то же самое — против неписаных правил. Поняв, что платить всё равно придется, он решил сдать коррупционеров и отправился в Управление ФСБ.

В течение нескольких месяцев бизнесмен кормит завтраками вымогателей и в итоге под наблюдением следователей передает 100 тысяч рублей. Но эти деньги до Безлюдько не дошли — Якупин оставил себе свою долю, решив, что остальные подождут. С ней его и взяли в квартире в рамках возбужденного уголовного дела.

Изначально Якупин и Чугунов дали признательные показания, взяв всю вину на себя. Они объяснили, что прикрывались фамилией Безлюдько для авторитетности и он якобы вообще не был в курсе их дел. Харитонов предложил им помочь следствию и рассказать, как всё было на самом деле, но те отказались и к концу того же года были осуждены. При этом Якупин получил реальное лишение свободы, а Чугунов отделался условным сроком.

Но для полковника история не прошла бесследно, в деле он проходил свидетелем и не раз давал показания о его роли в преступлении, но вскоре его статус изменился. Доказать его причастность удалось благодаря прослушке. Во время одной из встреч Безлюдько и Чугунова последний сказал, что раз он деньги получал, то надо помочь осужденному, который фактически сел из-за них. Полицейский согласился и тем самым признал свою вину в вымогательстве денег у предпринимателя.

Оказавшись в СИЗО, полицейский решил побороться за свою свободу, выбрав для этого своеобразную тактику — симуляцию психического расстройства. Во время одного из осмотров у него нашли петлю. На вопросы, откуда она у него и для каких целей, тот ответил, что думал о суициде. Для проверки вменяемости его направили в Красноярск на экспертизу и лечение, а спустя месяц он вернулся с заключением, что из-за психического расстройства не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Следователь Харитонов в рабочем кабинете полицейского во время изъятия документов

Адвокат настаивал на освобождении Безлюдько из-под стражи, но следователь решил проверить достоверность заключения. Для этого были подняты записи наблюдений полковника в отделении, где он находился на лечении. В обязанности медсестер входило трижды в день спрашивать у силовика, как он себя чувствует и есть ли у него жалобы, внося эти сведения в специальную форму. И оказалось, что почти месяц тот чувствовал себя хорошо и его абсолютно всё устраивало. Таким образом стало понятно, что голоса в голове, галлюцинации и мигрени, которые были отмечены в заключении Безлюдько, — подделка. Впоследствии это же подтвердила и другая проверка, которую провели в московском институте Сербского.

— Вел он себя адекватно, спокойно, в отличие от того же Антонкина. Безлюдько сказал, если есть что на меня — ищите, вопросов нет. Но во время следствия он полностью признал вину. На мой вопрос, зачем ему, с его высоким постом и наградами, это было нужно, он просто сказал: «Жадность», — рассказывает Харитонов.

Несмотря на признание вины на этапе следствия, в суде Безлюдько отказался от своих показаний. В течение полутора лет проходили заседания, и за несколько дней до конца 2021 года 44-летний полковник был признан виновным по ч. 3 ст. 30, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (покушение на получение взятки д), п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки). Решением суда его лишили звания и приговорили к девяти годам колонии строгого режима. Но до октября 2022 года бывший силовик находился в СИЗО, надеясь на отмену приговора по поданной им апелляции. Ходатайство осталось без удовлетворения и ранее вынесенный приговор вступил в силу.

Почитайте другие криминальные истории Кузбасса:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства