В Центральном районном суде Кемерова сегодня, 17 мая, пройдет очередное заседание по делу «Зимней вишни». На скамье подсудимых — экс-глава МЧС Кузбасса Александр Мамонтов и его бывший подчиненный Григорий Терентьев. Ожидается, что сегодня они скажут последнее слово, после чего суд удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.
Наш корреспондент находится в зале, мы будем рассказывать подробности происходящего. Оставайтесь с нами.
В чем обвиняют Мамонтова и Терентьева?
По версии следствия, Мамонтов и Терентьев не организовали проверку в ТРЦ «Зимняя вишня», что стало одной из причин пожара в торговом центре 25 марта 2018 года, когда погибли 60 человек. Экс-пожарным вменяют халатность, повлекшую смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 293 УК). По этой статье максимальное наказание — 7 лет лишения свободы.
Также Мамонтова обвиняют в растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК, максимальное наказание — 10 лет лишения свободы), Терентьева — в двух эпизодах мошенничества в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК, максимальное наказание — 6 лет лишения свободы).
Ранее экс-глава МЧС Кузбасса отвечал на вопросы суда, где утверждал, что не должен был проверять соблюдение требований пожбезопасности со стороны ТРЦ. Это, по его словам, указано в различных положениях и постановлениях.
Приговоры по другим делам «Зимней вишни»
Дело Мамонтова и Терентьева — последнее из возбужденных после пожара в «Зимней вишне», где еще не прозвучал приговор.
Первыми приговор услышали восемь обвиняемых, в числе которых были руководители сгоревшего ТЦ, пожарные, охранники и инженеры, обслуживающие противопожарную систему. Приговор судья Заводского районного суда Кемерова озвучил осенью 2021 года. Вот какие сроки они получили:
гендиректор ООО «Зимняя вишня» Надежда Судденок осуждена на 13 лет и 6 месяцев;
гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ) Юлия Богданова получила 14 лет колонии;
технический директор комбината Георгий Соболев — 11 лет лишения свободы;
сотрудник частного охранного предприятия Сергей Антюшин — 8 лет тюрьмы;
руководитель компании «Системный интегратор» (компания, отвечавшая за обслуживание противопожарной сигнализации) Игорь Полозиненко — 6 лет и 6 месяцев;
подчиненный Полозиненко, инженер противопожарной системы Александр Никитин, осужден на 5 лет и 6 месяцев лишения свободы;
начальник караула пожарно-спасательной части № 2 Сергей Генин получил 5 лет тюрьмы;
начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТЦ, Андрей Бурсин — 6 лет колонии.
В декабре 2021 года Центральный районный суд также вынес приговор за взятку бывшей главе Госстройнадзора Кузбасса Танзиле Комковой, сыну, его бизнес-партнеру и ее бывшей подчиненной. Суд признал всех четверых виновными и назначил им наказания:
Танзиле Комковой — 18 лет в колонии общего режима, штраф 80 млн рублей и лишение права занимать должности на госслужбе, связанные с осуществлением функций представителя власти, на 12 лет;
Никите Чередниченко — 15 лет в колонии строгого режима, штраф 70,5 млн рублей и лишение права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением управленческих функций в коммерческих организациях, на 11 лет;
Эдуарду Комкову — 10 лет лишения свободы, штраф 70 млн рублей и лишение права заниматься деятельностью, связанной с осуществлением управленческих функций в коммерческих организациях, на 8 лет;
Светлане Шенгерей — 7 лет в колонии общего режима с лишением права занимать должности госслужбы на 2 года.
В октябре 2022 года за дачу взятки, благодаря которой была проведена реконструкция бывшей кондитерской фабрики без проектной документации, осудили совладельца «Зимней вишни» Вячеслава Вишневского. Ему назначили 8 лет колонии строгого режима и штраф 21 миллион рублей. Позже Кемеровский областной суд увеличил штраф Вишневскому до 70 миллионов рублей.
Какой срок просит прокуратура?
Гособвинитель во время прений попросил суд отправить Мамонтова в колонию на 14 лет и приговорить его к 900 тысячам рублей в виде штрафа, Терентьева — к 10 годам лишения свободы и штрафу. Также он предложил лишить экс-главу МЧС звания генерала и награды «За заслуги перед отечеством», а его бывшего подчиненного — звания подполковника.
Кроме того, прокурор затребовал арестовать имущество подсудимых, в том числе банковские счета и машину Мамонтова.
Началось очередное заседание. Перед последним словом судья предложила обсудить вопрос продления ареста подсудимых, который заканчивается 9 июня.
Прокурор предлагает продлить и не менять меру пресечения на более мягкую. Он предполагает, что обвиняемые всё же могут давить на свидетелей, а также скрыться от суда из-за срока, который может быть им назначен.
Представитель потерпевших от главного управления МЧС Кузбасса предлагают изменить меру пресечения на более мягкую.
Бывший глава регионального МЧС также считает, что его можно отправить под домашний арест, так как всё уже решено, дело осталось только за приговором. Предложение обвинения продлить срок содержания в СИЗО, по его мнению, основано на предположениях.
Суд удалился в совещательную комнату для решения, какую меру пресечения выбрать для Мамонтова и Терентьева. Ожидается, что до 10 сентября они останутся под стражей, если прошение прокуратуры будет удовлетворено.
Мамонтов и Терентьев выглядят уставшими, но в начале процесса, как всегда, улыбались. Здоровались со всеми журналистами.
Почти час судья находилась в совещательной комнате. В эти минуты она зачитывает решение. Как считаете, отпустят подсудимых под домашний арест?
Остаются под стражей
Судья продлила подсудимым содержание в СИЗО. Мамонтов после этого повернулся к Терентьеву и усмехнулся. При этом у его бывшего подчиненного еще читалась надежда в глазах, но после вынесения решения он сразу стал грустным.
Под стражей они будут находиться как минимум до 10 июля.
Последнее слово Терентьева
Первым сказать последнее слово вызвался Григорий Терентьев.
Он не признаёт вину в халатности и отмечает, что риск возникновения пожара всегда есть даже в зданиях, где строго соблюдают пожарные правила. Сотрудники МЧС должны свести его к минимуму, но он всегда остается.