Криминал Дело ВостНИИ Криминальный вторник эксклюзив Два института, шесть преступников и 500 млн рублей «в карман» — всё о деле кузбасского ВостНИИ

Два института, шесть преступников и 500 млн рублей «в карман» — всё о деле кузбасского ВостНИИ

Фирма-дублер 10 лет уводила деньги от госорганизации

Только за год государство не получило полмиллиарда рублей

Ровно год назад новостные порталы Кузбасса облетела информация об очередном коррупционном деле. В этот раз силовики пришли не к чиновникам или предпринимателям, а в научно-исследовательский институт, который занимается проектированием в сфере угледобычи. На кадрах оперативной съемки показали пачки рублей, долларов и дорогие часы, счет изъятого у задержанных шел на миллионы рублей. В рамках нашей криминальной рубрики редакция поговорила с тем, кто раскрыл преступления.

Расследованием уголовного дела занимался следователь второго отдела по расследованию особо важных дел регионального СУ СКР Роман Шлегель. В Международный день борьбы с коррупцией он рассказал NGS42.RU, как и кто стоит за преступлениями, из-за которых только за один год государство не получило полмиллиарда рублей.

Взятка 3,5 миллиона «документов» наличными

В кузбасский следком дело попало от сотрудников местного управления ФСБ, которые в рамках спецмероприятий записали телефонный разговор будущих фигурантов расследования: главного инженера шахты имени Тихова и сотрудников фирмы — дублера ВостНИИ. В непринужденной беседе они говорили, что им надо встретиться и передать некие «документы» — так они называли деньги, предназначенные для взятки.

— Где-то в их разговоре речь и правда шла про рабочие бумаги, но было понятно, что под словом «документы» они имеют в виду деньги, так как назывались конкретные суммы, порядка 3,5 миллиона рублей. Впоследствии на допросах они это подтвердили, — рассказывает следователь.

Имея на руках запись разговора, силовики провели масштабные обыски в домах, рабочих кабинетах и помещениях как института, так и его дублера, а также шахты. Всего тогда было обследовано порядка 50 помещений. В них нашли около 13 миллионов рублей наличными, примерно 4000 евро и чуть меньше 100 тысяч долларов. У одного из задержанных также обнаружили счет, на котором тот хранил слитки золота, таким образом, общая сумма средств составила более 100 миллионов рублей.

При этом около 10 миллионов рублей изъяли у бухгалтера ВостНИИ, которая хотела вынести их из здания во время обыска. Следствию она пояснила, что испугалась, когда в помещение вошли люди в масках и с оружием, поэтому решила сберечь деньги учредителей организации.

— Поражают масштабы преступления, суммы средств, которые уходили не государству, как это положено, а в карманы определенных людей, — говорит Шлегель.

Со следствием сразу же захотели сотрудничать двое фигурантов дела: сотрудник института Алексей Галкин и главный инженер шахты Олег Иващенко. Начальник отдела в научном центре ВостНИИ Денис Ботвенко, у которого и нашли большую часть средств, сразу на сделку не пошел. Спустя какое-то время он хотел это сделать, но было уже поздно.

В своих делах эта троица (впоследствии подельников станет вдвое больше. — Прим. ред.) ничего криминального не видела, называя свои махинации относительно легальным делом.

Денис Ботвенко пару лет назад защитил докторскую диссертацию

Почти законная схема?

Государственное АО «ВостНИИ» мало знакомо обывателям региона, но оно имеет большое значение в угледобывающей сфере Кузбасса. Именно его сотрудники отвечают за создание различных документов. Сюда обращаются, например, когда надо рассчитать проект по новой лаве в шахте или участку добычи на разрезе. Специалисты учитывают все требования промышленной безопасности, нормативы контролирующих ведомств и запросы самих предпринимателей. Они же готовят различные экспертизы на различные важные объекты.

Долгие годы госконтора работала на благо бюджета страны, но в 2013 году Ботвенко с подельниками придумывает хитрый план по обогащению. В соседнем здании на Институтской улице в Рудничном районе Кемерова они открывают и регистрируют ООО «ВостНИИ», которое занимается тем же самым — разработкой проектов для угольщиков. Более того, в свою фирму он зовет коллег из настоящего ВостНИИ, предлагая им работать по совместительству, что не противоречит законодательству.

То есть научной работой в обеих организациях занимаются одни и те же люди, качество документации и экспертиз не страдает. Ботвенко при этом получает гораздо большие деньги от угольщиков, а вместе с ним и те сотрудники, что трудоустроены в АО «ВостНИИ», которые самостоятельно как физические лица выполняли работы для ООО. Таким образом, средства теряет только государство, но именно для этого всё и было создано.

Об истинных масштабах махинаций и присвоенных средств можно только догадываться

С тех пор ряд компаний по вполне понятным причинам начинают заказывать проекты у дублера, а не в госкомпании. Деньги, как говорится, текут в контору рекой, но вместе с прибылью растет и жадность.

ООО «Научно-проектный центр ВостНИИ» на конец 2021 года показало 436,6 миллиона рублей выручки и 9,6 миллиона чистой прибыли. Сколько денег утекло мимо кассы — можно только догадываться. У АО «НЦ ВостНИИ» за тот же период выручка составила 447,5 миллиона и 35,7 миллиона рублей чистой прибыли. Таким образом, из-за создания дублера государство потеряло только за один год полмиллиарда.

Что предъявили жуликам?

Бюджет у любой шахты далеко не резиновый, как может показаться. У всякого бизнеса есть различные контрагенты, поставщики, опять же надо платить зарплаты горянкам, оплачивать коммунальные услуги и так далее. Поэтому оперативно рассчитываться за труды с ВостНИИ многие не могли и действовали в соответствии с условиями, прописанными в контрактах. И порой выходило, что проект уже готов, а денег за него псевдоинститут еще не получил.

В этом случае инициатива была от Галкина, который, зная про эту «денежную реку», захотел набрать из нее денег. Но поскольку, в отличие от своего товарища Иващенко, не был хорошо знаком с представителями ООО, он попросил его выступить в качестве посредника, на что тот согласился. Деньги они договорились делить пополам. В итоге они успели получить от него и других участников схемы около 3,5 миллиона рублей. Половина осела в карманах Иващенко, оставшиеся средства разобрали сотрудники института, ответственные за те направления, в которых велись изыскания.

Именно здесь работали основные фигуранты дела

И хотя задержанные и согласись сотрудничать со следствием, каяться в преступлении они не спешили. Сначала они хотели увидеть, что имеется на них у следствия. Такими доказательствами, например, служили платежное поручение от шахты на перечисление средств институту и телефонный разговор, в котором говорилось, что за это надо будет передать «документы» и их размер. Иногда подельники не созванивались, а писали сообщения, где указывали суммы и за что их перечислят. Их эсэмэски и переписки в мессенджерах также стали неоспоримыми фактами преступления.

Немаловажную роль сыграла тетрадь, которую изъяли у Галкина. В ней он записывал полученные деньги и даты, когда ему передавали взятки. Благодаря этому в числе собранных следователем других доказательств удалось сопоставить некоторые даты передачи так называемых «документов». Педантичность сыграла с ним плохую шутку, решением суда мужчину приговорили к реальному лишению свободы.

Под суд ушли «первые ласточки»

Следователь не исключает, что подобная схема применялась не только на шахте Тихова, так как ООО «ВостНИИ» работало со многими предприятиями Кузбасса и других регионов. Фирма спокойно существовала почти 10 лет, пока не раскрылась преступная схема. Сейчас предприятие за ненадобностью ликвидируют, так как свою роль в обогащении ряда мошенников оно уже сыграло и дальнейшее его существование при условии, что все сидят в СИЗО или уже выслушали приговоры, не имеет смысла.

Возможно, что после шахты Тихова силовики возьмутся и за другие предприятия, связанные с ООО «ВостНИИ»

На скамье подсудимых сейчас находятся и другие фигуранты дела о коммерческом подкупе, в том числе начальник отдела проектирования горных производств государственного ВостНИИ и заведующий лабораторией в госорганизации. Также приговор оглашен гендиректору частной компании.

Что касается почти 40 других сотрудников фирмы, которые не участвовали в преступлении, то за их судьбу можно не беспокоиться: они продолжают по сей день работать в настоящем, государственном ВостНИИ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства