Поселок Абагур-Лесной находится относительно далеко от Новокузнецка, но всё же входит в состав города. Живет здесь около 4000 человек, поэтому многие знакомы и дружат семьями. В том числе и герои этой криминальной истории: теперь уже бывший начальник исправительного учреждения Константин Никулин и тогдашний директор управляющей компании ООО «Комсервис» Игорь Кривенко. На скамье подсудимых мужчины оказались за то, что почти два года делили между собой деньги, «заработанные» на нечистотах, которыми топили жителей населенного пункта. Подробности преступления и того, как его раскрывали, NGS42.RU рассказал заместитель руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Кузбассу Михаил Никитин.
Полковник внутренней службы, 49-летний Константин Никулин годами благополучно выстраивал свою карьеру в системе ФСИН. В 2013 году он занял пост главы колонии в поселке и на протяжении шести лет следил за порядком в рядах спецконтингента и работой лечебного исправительного учреждения в целом.
В какой-то момент он понял, что, работая в колонии, можно не только получать зарплату, но получать дополнительный «заработок», нарушая закон. При этом способ наживы он нашел весьма своеобразный, так как деньги решил поднять на говне, в буквальном смысле слова.
Дело в том, что ЛИУ-16 не имеет своей канализации, и все отходы, в том числе из туалетов, стекают и собираются в огромных септиках. Когда они близки к переполнению, всё содержимое необходимо откачивать и сливать в городскую систему водоотведения. Начальник колонии решил проводить эти работы лишь на бумаге, а деньги, выделяемые на откачку фекалий, присваивать себе.
Сделать он сам всё не мог, но у Никулина был старый знакомый, местный предприниматель, 53-летний Игорь Кривенко. Одна из услуг, которую оказывала его фирма, по счастливому стечению обстоятельств оказалась откачка отходов. Мужчины ударили по рукам и начали делать «бизнес».
Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», на конец 2021-го ООО «Комсервис», когда им еще руководил Кривенко, прибыль фирмы составила 660 тысяч рублей, официально в ней числился только один сотрудник. В конце декабря прошлого года ФНС ограничила операции по некоторым счетам организации.
— Условно говоря, в день должны были производить 10–15 откачек, а фактически приезжала за отходами одна-две машины. При этом водители имитировали работу, просто пережидали какое-то время и уезжали пустыми, — говорит Никитин.
Бесконечно отходы копиться не могли и однажды они вышли на поверхность. Местные жители, заметив фекальные реки из-под забора ИК, которые текли на садовые участки и впадали в местные водоемы, начали жаловаться Никулину, прося исправить ситуацию. Тот лишь кивал, что проблема есть, но ничего не делал, очевидно, руководствуясь поговоркой «Деньги не пахнут».
Следствию удалось доказать, что отходы практически не вывозились с 30 мая 2017 года по 21 мая 2019-го. За это время подельники «подняли на фекалиях» более 3 миллионов рублей как минимум.
— Какую-то часть они всё же вывозили, поэтому было необходимо рассчитать, сколько машин заезжало для откачки и какое количество отходов было слито фактически. Кроме того, были проведены различные экспертизы, доказывающие, что работы велись фиктивно, — объясняет ход следствия Никитин.
Попав под следствие, подельники всячески пытались доказать, что отходы действительно вывозились. В качестве подтверждений они оперировали видеозаписями, например теми, на которых видно, как за нечистотами приезжает ассенизаторская машина и спустя какое-то время выезжает, якобы будучи полной. Эта версия была разбита во время двух следственных экспериментов. В первом отходы должна была откачать машина ООО «Комсервис», во втором — незаинтересованная в исходе сторонняя организация.
Практика показала, что как бы ни спешил водитель, несясь по разбитой дороге, как бы ни старался максимально быстро подключить систему откачки, того времени, которое было зафиксировано на видеозаписях, недостаточно, чтобы наполнить машину хотя бы на треть.
— Сторонней организации потребовалось около 20 минут для откачки отходов, а по записям с камер наблюдения машины предпринимателя якобы справлялись с этой же задачей за восемь-десять минут, — отмечает сотрудник СК.
Помимо этого, следствие привлекло в качестве свидетелей более 40 человек, в том числе сотрудников колонии и конторы Кривенко, которые доказали, что Никулин и Кривенко были знакомы уже давно. Мужчины на протяжении практически всего следствия утверждали, что сговора никакого не было и приятельских отношений между ними тем более. Но изъятая из квартир техника, в том числе мобильные телефоны, говорили об обратном.
— В компьютерах и смартфонах осужденных было найдено огромное количество их совместных фотографий, в том числе сделанных во время отдыха: на рыбалке, жарке шашлыков, распития спиртного. Коллеги и сослуживцы рассказывали, что они довольно часто общались, — рассказывает следователь.
Несмотря на большое количество доказательств, мужчины до последнего отказывались сотрудничать со следствием и не признавали вину, при этом оба находились в СИЗО. Тем не менее суд признал Никулина виновным по части 4 статьи 160 УК РФ (присвоение и растрата), а Кривенко в пособничестве в совершении этого преступления.
Экс-глава колонии получил пять лет колонии и был лишен звания полковника, что бывает нечасто. Также его обязали выплатить штраф в 500 тысяч рублей. Кривенко получил четыре года и шесть месяцев колонии и штраф в 400 тысяч рублей. Кроме того, их обязали возместить ущерб в размере около 1,5 миллиона рублей.
Ранее следователь Михаил Никитин рассказывал читателям другую криминальную историю, связанную с экологической катастрофой в Белове. Там на проблеме населения зарабатывал самарский предприниматель и почетный житель.