Происшествия «Повсюду разбросаны шмотки, доллары»: как под Междуреченском разбился самолет и к каким последствиям это привело

«Повсюду разбросаны шмотки, доллары»: как под Междуреченском разбился самолет и к каким последствиям это привело

Трагедия произошла больше 30 лет назад

«Повсюду разбросаны шмотки, доллары»: как под Междуреченском разбился самолет и к каким последствиям это привело | Источник: Авиационные происшествия / Airdisaster.ru«Повсюду разбросаны шмотки, доллары»: как под Междуреченском разбился самолет и к каким последствиям это привело | Источник: Авиационные происшествия / Airdisaster.ru
Источник:

Более 30 лет назад, 23 марта 1994 года, в небе над Кузбассом произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории России. Пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», летевший из Москвы в Гонконг, потерпел крушение вблизи Междуреченска. Погибли все 75 человек на борту, но в отличие от других подобных ЧП этого можно было избежать. Что произошло в ту роковую ночь и какие выводы были сделаны — в материале NGS42.RU.

Ничто не предвещало беды

Airbus A310-304, названный в честь композитора Максима Глинки, был новым самолетом, выпущенным в 1992 году. Авиакомпания «Аэрофлот» использовала его для международных рейсов, не был исключением и вылет из Шереметьево в 20:39 22 марта 1994 года. Судно должно было совершить посадку в Красноярске, а затем продолжить путь до конечной точки — Гонконга.

Источник: Michel Gilliand / airliners.net/Источник: Michel Gilliand / airliners.net/
Источник:

На борту находились 63 пассажира, включая детей, и 12 членов экипажа. Среди них были и иностранцы, и российские граждане, например снявший около 20 фильмов режиссер Игорь Алейников с женой и промышленник Дмитрий Мельников.

Что касается пилотов, то все три летчика, в том числе резервный, считались опытными: за их плечами от 6 до 10 тысяч часов, проведенных в небе. В этом полете 39-летнего резервного капитана Ярослава Кудринского сопровождали его дети: Яна и Эльдар.

Погодные условия в районе полета были отличными: безветренно, видимость 20 км, ясно, температура воздуха -5 °С.

Хронология катастрофы

Примерно через четыре часа после вылета, в 00:58 по местному времени, самолет находился на высоте 10,1 тысячи метров над территорией Кемеровской области. Бортом управлял автопилот. В этот момент Кудринский решил передать управление 15-летнему Эльдару, который находился в кабине пилотов. Это считалось нарушением всех правил и инструкций, но, как позже выяснилось, подобная практика иногда допускалась в неформальной обстановке.

Подросток, сидя в кресле командира, случайно отключил автопилот, переведя самолет в режим ручного управления. В этот момент Airbus A310 начал крениться вправо и постепенно терять высоту. Экипаж не сразу понял, что борт фактически никем не контролируется. Летчики попытались исправить ситуацию, но действия оказались запоздалыми и нескоординированными.

Долгое время, хоть это фактически и были считаные минуты, капитан судна не мог занять свое место из-за перегрузок, возникших в падении. Взрослые пытались дать указания подростку, но тот банально не понимал команд, основанных на профессиональном сленге летчиков.

Самолет вошел в крутое пике, потеряв управление. В 01:04 по местному времени Airbus A310 врезался в заснеженный склон холма в 20 километрах от Междуреченска. Удар был настолько сильным, что самолет полностью разрушился, а обломки разбросало на территории двух километров.

Взрыв над тайгой заметили в ближайшей колонии, и к утру ее сотрудники сумели добраться на место ЧП, но помочь никому не смогли — обгоревшие тела плотно вошли в промерзшую землю.

<p>журналист Василий Горбунов</p><p>журналист Василий Горбунов</p>

Почти всё, что осталось от людей, сильно вдавлено в снег. Повсюду разбросаны баночки с пивом, сумки, шмотки, доллары.

Исключительно человеческий фактор

Расследование катастрофы, проведенное Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), выявило целый ряд факторов, которые привели к трагедии. Основной причиной была названа ошибка экипажа, который допустил нахождение посторонних лиц в кабине пилотов и не смог своевременно восстановить контроль над самолетом после отключения автопилота.

Особое внимание уделили роли пилота воздушного судна Кудринского. Его решение позволить сыну сесть за штурвал стало грубым нарушением правил безопасности. Кроме того, экипаж в целом был недостаточно хорошо обучен работать с системами Airbus, что в те годы было особенно важно. Долгое время летчики управляли советскими самолетами, которые радикально отличались как конструктивно, так и логикой управления.

Также было установлено, что компания «Аэрофлот» не слишком строго контролировала соблюдение правил перелета, что и позволило детям оказаться в кабине пилота. Подобное допускалось и при выполнении других рейсов командирами бортов.

Источник:

Последствия катастрофы

Катастрофа под Междуреченском стала одной из самых громких авиационных трагедий в России 1990-х годов, особенно после того, как были озвучены причины гибели 75 человек — передача управления бортом фактически ребенку.

Последствия сказались на мировом уровне. Например, Международная ассоциация авиапассажиров, в составе которой на тот момент было более 110 тысяч человек, рекомендовала избегать перелетов на суднах под управлением пилотами бывшего СССР из-за слабой дисциплины и ошибок пилотов. Из-за этого «Аэрофлот» потерял около 30% потенциальных пассажиров, компания воспринимала публикацию как давление со стороны зарубежной прессы.

Через год после инцидента компания перестала использовать самолеты Airbus А310, пилотов пересадили на отечественный ИЛ-86 и 62.

Примечательно, что по заключениям экспертов, автопилот отключился из-за того, что подросток около 30 секунд крутил штурвалом. Подобное могло произойти и при условии, если бы на него надавили с силой 10 кг, но в технической документации об этой особенности ничего не было сказано.

Во время расследования и экспериментов выяснилась еще одна жуткая деталь: гибели людей можно было избежать — пилотам просто надо было вновь включить автопилот, и он вернул бы судно на безопасный курс. А своими попытками они только усугубили ситуацию. После крушения и выяснения всех обстоятельств оба пункта внесли в инструкцию.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления