В Новокузнецке 18 ноября стартовала скандальная транспортная реформа. Однако первый день работы автоперевозчика «ПитерАвто» не был удачным: жители города провели на остановках по 50 минут в ожидании транспорта. А когда автобусы все-таки приходили, то были заполнены пассажирами. Ситуацию прокомментировал глава города Сергей Кузнецов. Он извинился перед горожанами и сказал, что у случившегося было две причины. И в обеих виноват перевозчик.
Первая причина заключается в том, что сломалась электронная система навигации и оплаты проезда.
— Мы сегодня даже не ложились спать. Начиная с позднего вечера, мы проверяли насколько электронные системы навигации, ГЛОНАСС и оплаты работают и стыкуются между собой. Вечером мы ее загрузили и успокоились. В три утра мы дали старт первым автобусам, которые начали давать обратную связь. А потом эта вся система рухнула. Первые пять–семь автобусов нам дали надежду на успех. Час мы пытались реанимировать систему. Я принял волевое решение, и мы начали выпускать автобусы без всякой электроники. И здесь родилась идея сделать бесплатный проезд, — сказал мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов.
Он добавил, что из-за этого сбоя был потерян час, из-за которого проблема стала «расти как снежный ком». К тому же оказалось, что система электронной оплаты проезда не работает при малом заряде на холоде. Сейчас специалисты пытаются перепрограммировать систему или найти другие пути решения этой проблемы.
Вторая причина сбоя — в том, что не все водители вышли на линию. Это произошло из-за того, что у тех, кто был за рулем автобусов последнее время, образовалась переработка. А водители, которые должны были их сменить, только вчера прилетели в Новокузнецк. В итоге получилось, что часть водителей осматривали город только сегодня, а некоторые останавливались и искали нужный маршрут по навигатору.
Кузнецов добавил, что с 18 ноября в Новокузнецке изменились графики движения, маршруты, их номера. Теперь на линии работают автобусы средней, большой и особо большой вместимости перевозчиков «ПитерАвто», ИП Потанин, ИП Тибейкин и ГК «Профи».
Работу городского штаба курировал министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан. Он также прокомментировал ситуацию. Рубан отметил, что транспортная реформа подразумевает полную замену пассажирского транспорта. Но «сегодня не совсем получилось выпустить парк в полном объеме» — вместо 300 автобусов на линии работает чуть больше 200. Самый большой недовыпуск как раз у питерского перевозчика.
Напомним, транспортная реформа в Новокузнецке превратилась в громкий скандал, когда мэрия решила заплатить компании из Санкт-Петербурга «ПитерАвто» больше 20 миллиардов за пассажироперевозки. После того как были озвучены итоги аукциона, новокузнецкие перевозчики подали заявление в Генпрокуратуру России на мэра города Сергея Кузнецова. Они просили проверить главу на коррупцию и превышение должностных полномочий.
Губернатор области впервые прокомментировал скандальную транспортную реформу в Новокузнецке только спустя несколько месяцев борьбы мэра с перевозчиками. По словам Сергея Цивилёва, реформа в Новокузнецке — это уникальный проект, который готовился властями с 2018 года. Также он сказал, что не допустит, чтобы люди ездили в «этих ржавых пазиках».
Сами же перевозчики Новокузнецка пытались отстаивать свое право на существование. После безуспешных попыток наладить диалог с властями они отправили запрос в мэрию Новокузнецка на проведение митинга. Им, естественно, отказали. Мэр сослался на плохую ситуацию с коронавирусом, поэтому и не разрешил митинговать против себя и транспортной реформы. Спустя несколько месяцев новокузнецкие предприниматели подали заявление на проведение митинга уже в областную администрацию. Транспортники планировали протестовать прямо на площади Советов в Кемерово. Но им снова отказали. И опять же сославшись на запрет проведения массовых мероприятий, введенный губернатором из-за распространения коронавируса.