Последние несколько месяцев уходящего года для автомобилистов превратились в сущий ад: бензин и дизель то безосновательно растут в цене, то вовсе пропадают с заправок. При этом кузбасские власти только разводят руками, мол, ситуацию они не контролируют, но федеральный центр еще в октябре обещал стабилизировать рынок. В середине осени редакция NGS42.RU уже сравнивала, как обещания сошлись с делом, и под конец года снова решила выяснить, изменились ли цены на заправках. Заодно мы узнали, как оправдались прогнозы экспертов о рынке топлива в ближайшее время.
С октября текущего года на заправках сети «Роснефть» ситуация практически не изменилась, и цены тут остались практически на том же уровне, что были, за редким исключением. АИ-92 по-прежнему отпускают по 47,60 рубля, АИ-95 — по 51,65 рубля, но заметно подрос АИ-100: если раньше он стоил 62,70 за литр, то теперь 67,20 рубля. На колонке в Ленинском районе немного, но подорожал и дизель: осенью его заливали по 62,70 рубля, теперь — 63,50. При этом в сравнении с летом разбег довольно значительный — солярка тут подорожала за последние четыре месяца примерно на пять рублей.
Один из лидеров рынка — «Газпром», по сравнению с октябрем, немного опустил стоимость одной из самых популярных марок: если раньше АИ-92 стоил 47,95 рубля, то теперь на 20 копеек дешевле. Фирменный G-Drive 100, который есть не на каждой колонке сети, вообще остался на прежнем уровне: как стоил 66,80 рубля за литр после сентябрьского подорожания на 50 копеек, так и стоит по сей день.
Без изменений и цены на АИ-95 марки G-Drive и обычный — 53,45 рубля и 52,05 рубля соответственно. Эта стоимость сохранилась после подорожания в последний месяц лета примерно на рубль.
Небольшой, но всё же рост, произошел в ценах на дизель. При этом на заправке у Кузбасского моста он стоит на 10 копеек дороже, чем на Верхнем бульваре, и составляет 63,20 и 63,30 рубля соответственно. По отношению к октябрю солярка стала дороже на 50–60 копеек и примерно на пять рублей — в сравнении с августом.
К слову, именно на заправках этой сети пару дней назад и пропадал дизель, что вызвало беспокойство у жителей региона, так как проблема наблюдалась по всему Кузбассу. Власти буквально накануне заявили, что топливо вскоре вернется на заправки, причина задержки поставок была в работах на НПЗ.
На заправках еще одного крупного игрока нефтеперерабатывающего рыка — «Лукойле» — дизель заметно вырос в цене по сравнению с летом. Тогда топливо стоило 59,7 рубля, теперь — 67,5 рубля. АИ-92, наоборот, немного подешевел — 47,90 вместо 48,60 рубля, та же ситуация и с АИ-95: 52,10 — сейчас, 53,10 рублей — летом. «Евродизель» без изменений — 70 рублей за литр.
Бессменным лидером самых дорогих цен на топливо был и остается Shell, который еще в прошлом году заявил об уходе из России. Дизель V-power сейчас стоит почти 80 рублей, что на восемь рублей дороже, чем было два месяца назад. АИ-95 V-power хоть и стал на 50 копеек дешевле, в сравнении с октябрем, но так и отпускается по 55,49 рубля. За литр обычного 92-го бензина просят 48,49 рубля, то есть на полтора рубля дороже, чем было ранее. Единственное снижение наблюдается на АИ-95, который летом стоил 56,99, осенью — 55,99, теперь и вовсе 52,99.
Ранее эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов предупреждал читателей NGS42.RU, что цены на топливо вырастут в сентябре, предыдущий рост при этом, связанный с сезонностью, был в июне. Причиной осеннего подорожания он называл сокращение выплаты демпферов (механизм по сдерживанию цен) и ремонтные работы на нефтеперерабатывающих предприятиях Сибири и Дальнего Востока. В целом его прогноз, судя по текущей ситуации на заправках, подтвердился.
Вместе с тем ожидания заместителя директора Высшей школы тарифного регулирования РЭУ имени Плеханова Ивана Капитонова, который заявлял, что платить за бензин автомобилистам придется всё больше и больше, не совсем оправдались: стоимость топлива плавает и по некоторым позициям редко, но всё же происходит снижение цен либо наблюдается стагнация.
Власти Кемеровской области в начале октября заявляли, что повлиять на ситуацию с ценообразованием на топливо они не в силах, предложив недовольным жаловаться в УФАС, которое должно контролировать цены на заправках страны. Следит за происходящим и Кемеровостат, по мнению специалистов которого, повышение есть, но небольшое — за 12 месяцев якобы всего на 3,5 рубля, или на 1%.
А вы обращаете внимание на стоимость топлива на заправках?