С начала года цены на бензин неуклонно растут вверх, хоть и незначительно. По данным Росстата, в целом по стране стоимость топлива за год выросла на 3,9%. Но что скрывается за этими цифрами и сколько реально приходится тратить на заправках жителям Кузбасса? Редакция NGS42.RU проехалась по самым популярным в Кемерове заправкам и сравнила текущие цены с теми, что были в январе и ранее. И да, ситуация неутешительная.
Первой заправкой, куда мы заехали, стал «Лукойл». Цена на дизель здесь не меняется с января — он продается по 70 рублей за литр. Но в рост пошел АИ-95, теперь его отпускают за 52,8 рубля, что на 65 копеек дороже, чем было зимой. Подорожал и АИ-92 — 48,6 рубля, который до этого заливали по 47,95 рубля. Та же ситуация и с АИ-98: 66 рублей сейчас, что на 50 копеек выше, чем три месяца назад.
Впрочем, что касается этой сети, тут есть объяснение. В начале года произошло ЧП на одном из нефтеперерабатывающих заводов «Лукойла», и, как тогда говорили эксперты, это могло локально повлиять на стоимость топлива. Но стоит отметить: цены на бензин тут растут постоянно, но вот дизель остается неизменным с прошлого лета.
Мы также поинтересовались мнением о ценах на бензин у автомобилистов. Далеко не все заметили подорожание.
— Я не много езжу, километров 500–600 в месяц, мне эти 1,5–2 рубля большой разницы не играют. Раньше чаще ездил, расходы, соответственно, росли на это, тем, кто раз в неделю заправляется, такие повышения явно накладны становятся. Машина уже становится роскошью, — ответил на вопрос кемеровчанин Николай.
Стоимость топлива на заправках небольшой сети «Форус», что находится в Ленинском районе Кемерова, выросла после предыдущего снижения цен. АИ-95 тут отпускают по 52,5 рубля за литр, что на 60 копеек дороже, чем было осенью прошлого года. АИ-92 стоит 48,5 рубля, примечательно, что в октябре тут он продавался по 50,5 рубля, а в сентябре — по 52,7 рубля. Подешевел и дизель — 66,3 рубля, что на 1,2 рубля дешевле, чем было ранее. АИ-98 обойдется в 68 рублей.
Как правило, на заправках Shell цены всегда были выше, чем на других АЗС. В августе прошлого года АИ-92 стоил там 51,99, в сентябре — 55,99, в октябре — 50,99, теперь — 48,69 рубля. Еще один востребованный бензин, АИ-92, летом 2023-го продавали по 56,49, в начале осени — по 61,99, затем — по 55,99 рубля, сейчас — по 53,09. Чуть дешевле, на 40 копеек, стал и фирменный АИ-95, который заливают в мае по 55,59.
Та же ситуация и с соляркой: с августа по сентябрь прошлого года она подорожала сразу на 15 рублей — с 55,99 до 74,99 рубля, в октябре упала до 71,99 рубля, сейчас и вовсе 63,99 рубля.
— Дорого заправляться, а что делать? В месяц тысяч 13–15 улетает на дизель. А ведь еще обслуживание автомобиля, — коротко ответил кемеровчанин Василий.
Цены на топливо на заправках бывшего «национального достояния», сети «Газпром», также продолжают меняться в сторону повышения. Сейчас фирменный 95 G-Drive тут продают по 54,6 рубля, который в январе стоил 53,95, что почти на 50 копеек дороже, чем месяцем ранее. Другой востребованный бензин, АИ-92, заливают за 49 рублей, что на 40 копеек больше, чем в начале года, на 1,2 рубля — в сравнении с декабрем, и более чем на 2, чем было в августе.
Дизель также вырос с января: литр стоит 64,45 рубля, в январе его отпускали по 63,55 рубля, а сравнении с декабрем он и вовсе подорожал почти на два рубля.
— Лично я вчера знатно выпал с цены на 95-й больше 53 рублей. Цены растут слишком быстро, и не особо понятно, из-за чего это всё происходит. Желания работать на машину совершенно нет, странно, что никто ничего не объясняет, — ответил житель Кемерова Роман.
В начале апреля NGS42.RU писал, что российские переработчики нефти к концу марта сократили производство бензина на 12% относительно средних показателей февраля. Это связано с атаками украинских беспилотников на производства в четырех районах.
Экономист и директор центра конъюнктурных исследований Института статических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович рассказал NGS42.RU, что такая ситуация с ценами не только в Кузбассе, но и по всей стране.
— Это связано со снижением производства. Когда производство снижается, любой товар попадает в зону относительного дефицита и его цена начинает расти. Но так как бензин относится к социально значимым товарам и от его стоимости зависит стоимость абсолютного большинства товаров на полках, то этот показатель регулируется государством. И я прогнозирую, что скоро регулятор примет меры и рост остановится, — рассказал эксперт.
Он добавил, что резкого скачка специалисты не наблюдают, ситуация на рынке не какая-то экстраординарная, «всё в пределах нормы».
Вместе с тем ожидания заместителя директора Высшей школы тарифного регулирования РЭУ имени Плеханова Ивана Капитонова, который заявлял, что платить за бензин автомобилистам придется всё больше и больше, не совсем оправдались: стоимость топлива плавает, и по некоторым позициям редко, но всё же происходит снижение цен либо наблюдается стагнация.
Власти Кемеровской области в начале октября заявляли, что повлиять на ситуацию с ценообразованием на топливо они не в силах, предложив недовольным жаловаться в УФАС, которое должно контролировать цены на заправках страны. Следит за происходящим и Кемеровостат, по мнению специалистов которого, повышение есть, но небольшое — за 12 месяцев якобы всего на 3,5 рубля, или на 1%.