С момента начала военной операции на Украине кузбасские предприниматели в основном не допускали значительного повышения цен на товары и услуги, однако с большой вероятностью пойдут на такой шаг в ближайшем будущем. На этом сходятся большинство руководителей и представителей компаний из Кемеровской области, опрошенных NGS42.RU.
Необходимость увеличения стоимости бизнесмены объясняют удорожанием сырья, которое они закупают и используют для изготовления своей продукции. Через несколько дней после начала военной операции цены на разные виды сырья увеличились на 15–50%, в отдельных случаях — на 100%. А некоторые материалы для российских компаний из-за санкций стали и вовсе недоступны, говорит Наталья Торгашина, коммерческий директор компании «Солнечные дары» из Прокопьевского района, производящей семечки и другие снеки.
— Мы получили от всех поставщиков уведомления о повышении цен на сырье, в особенности с импортными составляющими. Расписали все риски, связанные с зарубежными материалами, ищем варианты их замены. К сожалению, не всё возможно заменить: например, нужные нам материалы для производства упаковок поставлялись из Европы, теперь этого нет. В целом видим сейчас истерику, шок на рынке, постоянные колебания — и с учетом курсов валют, и из-за других факторов. Что-то планировать на длительное время крайне тяжело, мы перешли на динамичный режим работы с готовностью вносить корректировки каждый день. Так или иначе, повышения цен, думаю, избежать не удастся. На нашу продукцию увеличение ожидается небольшое, в районе 10%, но подчеркну, что это по текущим оценкам. Что будет завтра, последуют ли какие-либо еще значительные изменения, предсказать нереально, — рассказала Наталья Торгашина.
Напомним, ранее повышение цен анонсировали и в крупном кузбасском крестьянском хозяйстве Анатолия Волкова. Как ожидается, подорожают разные виды мяса и колбасная продукция предприятия.
Некоторые кузбасские предприниматели отмечают, что новый кризис не первый, с которым они столкнулись за последние годы. До этого приходилось адаптироваться к ограничениям, связанным с санкциями после присоединения Крыма к России в 2014 году и с пандемией коронавируса. Владельцы организаций рассчитывают, что опыт ведения дел в резко усложнившихся условиях поможет им выжить и сейчас. На это настроены в том числе в компании «Сибирские блины», управляющей сетью кафе-блинных в Кемеровской и Томской областях.
— Каждый день мы мониторим количество гостей и цены на входящее сырье. Помню, как в 2014 году мы закупали семгу по 250 рублей, а на следующий день цены на нее подскочили до 750 рублей. Сегодня уже многие поставщики поднимают цены, а кто-то остановил отгрузки и занял выжидательную позицию. В ближайшие дни будет разработана программа мероприятий по работе в данных условиях. И она может быть разной: от пересмотра технологии и сокращения ассортимента до реагирования на поведение участников всей товаропроизводящей цепочки в случае необоснованного повышения цен. Я желаю всем нам мира и добра! Надеюсь, что очень скоро жизнь вернется в обычное русло. Мы будем всеми силами сохранять гостей, сотрудников и качество, — сообщила соучредитель бренда «Сибирские блины» Инна Трейго.
Инна Трейго добавила, что, начиная с конца февраля, компании приходится работать в условиях полной неопределенности насчет того, на какие факторы нужно будет реагировать в ближайшем будущем.
В целом отсутствие ясных прогнозов по развитию политической и экономической ситуации констатируют большинство бизнесменов, согласившихся ответить на вопросы NGS42.RU. Руководитель новокузнецкого магазина парфюмерии, косметики и бытовой химии «Велком» Александр Волобуев также указывает на новые условия, которые с недавних пор стали диктовать поставщики сырья и продукции.
— Во-первых, поставщики по разным наименованиям подняли цены на 15–30%. Во-вторых, по некоторым видам товаров они вообще на время заморозили поставки, чтобы дождаться стабильности на рынке и не продешевить. Их можно понять, потому что то, что они сегодня могут продать, условно говоря, за рубль, завтра вполне может стоить полтора рубля. Третье, и это очень неприятно, многие поставщики перестали работать в рассрочку или допускать отложенный платеж, что раньше было обычным делом. Теперь же отдают товар только после полной предоплаты. Я думаю, во всех сферах похожая ситуация и цены сейчас поползут вверх. У себя мы постараемся соблюсти баланс, чтобы, с одной стороны, не потерять покупателя, с другой — сохранить компанию и коллектив и обеспечить им возможность работать и развиваться. Надеемся на лучшее, — говорит Александр Волобуев.
Около 30% кузбасских предпринимателей, к которым обратился за комментарием NGS42.RU, признали, что новый кризис всерьез угрожает их бизнесу. Они опасаются, что если ситуация не улучшится в обозримом будущем, то придется рассмотреть вопрос о закрытии дела. Такой сценарий не исключает Максим Аршавин, владелец новокузнецких парикмахерской «Лаборатория цвета» и магазина профессиональной косметики Estel.
— Поставщики подняли цены на 50% и больше. Ожидаем, что вскоре вырастет и плата за помещения, которые мы арендуем. Поэтому, к сожалению, и нам самим придется поднять стоимость, иначе точно не выжить. В магазине, скорее всего, ощутимо вырастет ценник, в парикмахерской пока постараемся не повышать — ну или увеличить совсем чуть-чуть, чтобы сохранить клиентов. Риск закрыться реально есть. Обстановка складывается такая, что зарплаты у людей не прибавились, а цены везде вырастут [в результате упадет спрос]. Прежде всего, мы надеемся на мир, тогда можно будет говорить об исправлении ситуации, — отмечает Максим Аршавин.
Бизнесмены указывают, что если раньше внутренние собрания по ключевым вопросам могли проводить 1–2 раза в неделю, то в нынешнее время это происходит ежедневно. В новокузнецкой компании «Томак», занимающейся производством сливочного масла, сообщили корреспонденту NGS42.RU, что физически не могут уделить времени подробным ответам на наши вопросы, поскольку «проводят совещание за совещанием» в поисках путей выхода из кризиса.
В части кузбасских компаний незадолго до начала военной операции на Украине планировали открывать дополнительные точки продаж или обслуживания клиентов, но в новых нестабильных условиях решили как минимум отложить реализацию этих планов. Похожим образом непростая экономическая обстановка отразилась на частном новокузнецком медцентре «Доктор Плюс». Там рассчитывали расширить перечень услуг для пациентов, получить для этого новые лицензии и приобрести дорогостоящее оборудование, однако с учетом последних обстоятельств передумали.
— Наши поставщики за последние дни увеличили цены на реагенты и расходные материалы, не критично, на 10–15%, но не исключают, что вскоре поднимут на 20–40%. У нас в среднем по клинике стоимость услуг пока увеличилась на 10%, дальше будем смотреть в зависимости от рынка. До того, чтобы встал вопрос о возможном закрытии, сейчас далеко. Мы пережили и кризис 2014 года, и наиболее острый пандемийный период, причем не просто пережили, но и находили пути для развития, расширения. Главное — не опускать руки, постоянно мониторить ситуацию, искать оптимальные решения. У нас значительная часть коллектива трудится в компании уже больше пяти лет, и все знают, что с трудностями мы справляться умеем. Поэтому работаем дальше, сдаваться не собираемся, — сообщил директор по развитию медцентра «Доктор Плюс» Андрей Афанасьев.
NGS42.RU также опросил нескольких самозанятых кузбассовцев, ведущих небольшое собственное дело. Большинство из них отметили, что являются более гибкими по сравнению с любым другим бизнесом, поэтому им легче подстроиться под изменения. Например, расходные материалы или сырье они не обязаны приобретать у какого-то определенного поставщика и вместо этого могут рассмотреть множество вариантов. Самозанятые рассчитывают, что на них кризис значительно не повлияет, хотя определенную тревогу всё равно испытывают.
— У меня свой кабинет маникюра, педикюра и массажа, веду это дело около трех лет, — рассказывает кемеровчанка София, попросившая не указывать ее фамилию. — Определенную клиентскую базу я уже наработала, плюс особенность моих услуг заключается в том, что они востребованы практически в любое время и при любых факторах. Поэтому, например, пандемийный кризис на мне вообще никак не сказался, никакой просадки не ощутила. Надеюсь, так будет и теперь. За последние дни на нужные мне расходные материалы в магазине, где я обычно их брала, немного выросли цены. Тогда я просто пролистала маркетплейсы и нашла там то, что мне нужно, со значительной скидкой. Так что в любом случае выход всегда найдется. В первое время постараюсь не менять стоимость своих услуг, пойду на это, наверное, только если «расходники» подорожают и в обычных, и в интернет-магазинах и другого выхода не останется.
В Кузбассе одним из мест, куда предприниматели могут обратиться за консультациями и другой помощью, является региональный центр «Мой бизнес». Директор центра Кристина Шинкарюк в комментарии NGS42.RU отметила, что дать оценку текущей ситуации для бизнеса сложно из-за того, что она почти постоянно меняется. При этом очевидно, что компаниям придется работать с учетом различных ограничений. Шинкарюк призвала организации Кемеровской области в текущее время в первую очередь воздержаться от поспешных, необдуманных решений.
— Центр «Мой бизнес» работает в штатном режиме и продолжает оказывать консультационные и информационные услуги предпринимателям Кузбасса. На текущей неделе в режиме прямых эфиров совместно с экспертами в области интернет-маркетинга и цифровизации бизнеса освещаем предпринимателям вопросы защиты данных, ведения социальных сетей, безопасности сайтов, и, конечно, мы своевременно будем информировать бизнес о мерах государственной поддержки и принимаемых решениях в сложившейся ситуации. Кроме того, во втором квартале 2022 года мы начнем прием заявок на адресную поддержку бизнеса в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Это комплекс услуг по цифровизации бизнеса, маркетинговые услуги, размещение на маркетплейсах, различные виды рекламы, сертификация и патентование продукции и многое другое. Более подробную информацию можно получить по телефону (3842) 77-88-70, — рассказала Кристина Шинкарюк.
Напомним, утром 24 февраля президент России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине. По его словам, она направлена на демилитаризацию и денацификацию Украины. Спецоперация продолжается до сих пор, мы следим за ключевыми событиями в режиме онлайн.
После начала спецоперации многие страны и компании ввели санкции против России. Одним из заметных последствий стало прекращение продаж техники Apple. В Кузбассе единственный магазин официального реселлера американской корпорации закрылся 2 марта.
Ранее NGS42 рассказывал, какие изменения произошли на рынках продажи автомобилей и ритуальных услуг в Кемеровской области на фоне санкций.