В Заводском районном суде города Кемерово продолжается рассмотрение одного из уголовных дел по пожару в «Зимней вишне». Обвиняемыми по этому делу проходят восемь человек. Это руководство и сотрудники ТЦ, пожарные и сотрудники компании, которая обслуживала пожарную сигнализацию.
Напомним, пожар произошел 25 марта 2018 года. В торговом центре погибли 60 человек, 37 из которых — дети. После этого на скамье подсудимых оказались 15 человек. Никто из них за три года с момента трагедии не признал вину полностью. Добавим, что пока ни один приговор по уголовным делам не был озвучен.
Напомним, обвиняемыми по уголовному делу, которое рассматривают в Заводском районном суде Кемерово, проходят 8 человек. Это:
Надежда Судденок — гендиректор ООО «Зимняя вишня» (управляющая компания ТЦ);
Юлия Богданова — гендиректор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ);
Георгий Соболев — технический директор комбината;
Игорь Полозиненко — руководитель компании «Системный интегратор» (компания, отвечавшая за обслуживание противопожарной сигнализации);
Александр Никитин — подчиненный Полозиненко, инженер противопожарной системы;
Сергей Антюшин — сотрудник частного охранного предприятия;
Сергей Генин — начальник караула пожарно-спасательной части № 2;
Андрей Бурсин — начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТЦ.
Почти месяц назад в суде закончилось рассмотрение этого дела и начались прения. Теперь потерпевшие, адвокаты, гособвинитель и защита могут озвучить свою окончательную позицию и обратить внимание судьи на что-то конкретное.
К годовщине трагедии мы подготовили большой материал о том, кто сегодня находится на скамье подсудимых по делу о «Зимней вишне». Мы изучили данные следствия и восстановили схему событий, которые привели к трагедии, потрясшей весь мир.
Ранее NGS42.RU писал, что прокурор потребовал для Юлии Богдановой максимально возможный срок наказания — 14 с половиной лет колонии, для Надежды Судденок — 14 лет, Георгия Соболева — 13 лет. Сергею Антюшину гособвинение просит назначить 9 с половиной лет колонии, Игорю Полозиненко — 6 лет и 8 месяцев, Александру Никитину — 5 с половиной лет, Сергею Генину — 5 лет, а Андрею Бурсину — 6 лет.
В прениях уже участвовали родственники погибших. Большинство из выступающих просили суд назначить обвиняемым максимальное наказание, как того и просил прокурор. А также запретить занимать определенные должности. Также потерпевшие и их представители просили удовлетворить иски о возмещении морального вреда — 100 миллионов рублей за каждого погибшего ребенка.
Некоторые также поддержали мысль о том, что дело следует вернуть на дополнительное рассмотрение. Это связано с тем, что не все виновные, по мнению потерпевших, могут быть наказаны.
Мы публиковали некоторые эмоциональные выдержки из выступлений родственников погибших.
Также в прениях выступили защитники Юлии Богдановой — гендиректора ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» (компания — собственник ТЦ). Ей предъявлено обвинение по двум статьям: ст. 219 ч. 3 «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» и ст. 238 ч. 3 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».
Адвокаты Богдановой сообщили суду, что она была всего лишь наемным работником с фиксированной зарплатой. Руководство не требовало от нее сверхприбыли или, наоборот, экономии имеющихся средств. Поэтому у нее не было корыстных умыслов.
Также адвокаты обратили внимание судьи на то, что у Богдановой есть проблемы со здоровьем (у нее два серьезных заболевания мозга, как сообщила защита, и ей требуется регулярное наблюдение у кардиолога). К тому же она добровольно возместила потерпевшим ущерб на общую сумму 299 940 рублей.
Исходя из всех аргументов, защитники Богдановой попросили для нее оправдательный приговор.
Оправдательного приговора попросил и адвокат гендиректора ООО «Зимняя вишня» (управляющая компания ТЦ) Надежды Судденок. По его мнению, она «была менеджером по персоналу» — отвечала только за обучение персонала и занималась собеседованиями.
Прошлое судебное заседание состоялось 27 мая. Тогда в суде выступил технический директор ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат» Георгий Соболев. Он попросил оправдать его по статье 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). А по второй статье обвинения, 219-й (нарушение требований пожбезопасности) Соболев попросил учесть его частичное признание вины и «вынести справедливое решение».
Также в суде выступил руководитель компании «Системный интегратор» Игорь Полозиненко. Именно эта фирма занималась обслуживанием противопожарной системы. Полозиненко частично признал свою вину и заявил, что не сообщал в надзорные органы о техническом состоянии систем пожарной сигнализации.
Об оправдательном приговоре попросил и адвокат инженера «Системного интегратора» Александра Никитина. Он заявил, что в действиях подсудимого не было состава преступления, потому что ошибки и нарушения в противопожарных системах были допущены еще на стадии проектирования.
О необоснованности обвинения и оправдательном приговоре в суде говорил и адвокат охранника ТЦ Сергея Антюшина.
Кроме этого, 27 мая в суде выступил официальный представитель МЧС России. Он сообщил суду, что ведомство считает действия Сергея Генина и Андрея Бурсина верными. Поэтому он попросил суд отказать в удовлетворении гражданских исков потерпевших о взыскании морального и имущественного вреда.
Первым в суде начал выступать адвокат Андрея Бурсина. Напомним, это начальник службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы, который руководил тушением ТЦ. Его обвиняют в халатности.
Адвокат заявил, что в действиях Бурсина отсутствует состав преступления. К тому же нет причинно-следственной связи между гибелью людей и действиями Бурсина.
Как сообщает корреспондент NGS42 из здания суда, адвокат Бурсина перечислил его должностные обязанности.
После этого защитник рассказал, что 25 марта 2018 года в 16:02 диспетчеру поступило сообщение о задымлении в «Зимней вишне». Эту информацию передали Бурсину. Адвокат подчеркнул, что его подзащитному сообщили только о задымлении, никакой другой информации ему не передали. Бурсин подготовил к выезду специальную машину со всем необходимым.
По словам адвоката, когда Бурсин прибыл на место, на проспекте Ленина (где находился торговый центр) было много машин.
Бурсин проводил первоначальную разведку места, чтобы каждый сотрудник МЧС мог заниматься своей работой.
Адвокат сообщает, что его подзащитный не знал о том, что в здании находятся люди.
По словам адвоката, Бурсина также обвиняют и в том, что машины МЧС долго ехали к месту. Однако этого не было в должностных обязанностях и Бурсин не отвечал за время прибытия пожарных машин.
Все подразделения выехали в 16:05, но приехали в разное время, потому что двигались по разным путям.
Адвокат сообщил суду, что Андрей Бурсин отдал приказ о том, чтобы проверили кинотеатры. Его же звено исследовало помещение тренажерного зала. В это время в кинозале уже было сильное задымление.
По словам адвоката начальника службы пожаротушения первого кемеровского отряда противопожарной службы Андрея Бурсина, собственники и руководство «Зимней вишни» не встретили пожарных.
Также защитник сообщил, что очаг пожара визуально не наблюдался. В 16:19 звено Бурсина отправилось искать очаг возгорания, но его не обнаружили из-за плотного задымления.