Сегодня, 20 декабря, в Кемеровском областном суде начнется оглашение приговора по второму делу «Зимней вишни». На скамье подсудимых — бывшие чиновники Госстройнадзора Кузбасса и бизнесмены. Их обвиняют в получении взятки, отмывании денег и злоупотреблении должностными полномочиями.
Наш корреспондент находится в зале суда. Мы будем рассказывать, что происходит.
Кто подсудимый
На скамье подсудимых:
бывший начальник инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области Танзиля Комкова;
ее сын, бизнесмен Эдуард Комков;
начальник одного из отделов Госстройнадзора Светлана Шенгерей;
директор строительной компании ООО «ИСК "Ресурс"», партнер Комкова Никита Чередниченко.
В чем их обвиняют
Танзилю Комкову судят по ч. 6 ст. 290 «Получение взятки», ч. 3 ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и п. «б» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств».
Эдуарду Комкову обвинение предъявлено по ч. 6 ст. 290 УК РФ.
Светлане Шенгерей — по ч. 3 ст. 285 УК РФ.
Никите Чередниченко — по ч. 6 ст. 290 и п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ.
Версия следствия
По данным следствия, в 2013–2014 годах Вячеслав Вишневский, тогда возглавлявший Кемеровский кондитерский комбинат (эта компания строила «Зимнюю вишню»), передал взятку Танзиле Комковой в размере 7 миллионов рублей. За это Комкова не привлекала компанию к ответственности за проведение работ по реконструкции здания второй очереди «Зимней вишни» без разрешения на строительство и с нарушением требований проектной документации. Деньги были перечислены в ООО «ИСК "Ресурс"» с марта 2013 года по март 2014-го по поддельному договору на проектирование. В последующем сообщники их обналичили.
Светлана Шенгерей, которую обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, в этот период руководила отделом строительного надзора № 1 Госстройнадзора Кузбасса. Именно она, составляя акт обследования здания ТЦ, внесла в него недостоверные данные о выполненных работах.
Какие сроки запросило обвинение
Прения по этому делу начались 4 октября. 5 октября в Центральном районном суде Кемерова выступило гособвинение. Оно запросило для фигурантов дела:
Светланы Шенгерей по ч. 3 ст. 285 — 8 лет лишения свободы с лишением права занимать должности в течение 2 лет, без финансовых штрафов;
Никиты Чередниченко — по совокупности преступлений 18 лет со штрафом 420 млн 400 тысяч с лишением права занимать руководящие должности в коммерческих организациях в течение 3 лет;
Танзили Комковой — 21 год лишения свободы, 450 млн штрафа и лишение права занимать должности в госорганах в течение 14 лет;
Эдуарда Комкова по ч. 6 ст. 290 — 12 лет лишения свободы со штрафом в размере 420 млн рублей и лишение права в течение 8 лет занимать руководящие должности в коммерческих организациях.
— По статье 174 [Танзиле Комковой] не будет назначено наказание, поскольку срок давности привлечения к уголовной ответственности уже истек на момент судебных прений, он истек в 2020 году, — рассказала адвокат общественного центра помощи пострадавшим в «Зимней вишне» Анна Воронкина.
Прения по этому уголовному делу завершились 1 декабря. Последним в них принял участие Никита Чередниченко. Он выступал в течение нескольких судебных заседаний.
Правом реплик никто из сторон не воспользовался, поэтому 1 декабря суд предложил обвиняемым выступить с последним словом. Первым сказать последнее слово судья предложила Никите Чередниченко. Однако он сидел, отвернувшись от присутствующих, и молчал. Через пару минут его адвокат сообщил, что подсудимый не захотел высказать свое мнение.
Также 1 декабря с последним словом выступил Эдуард Комков, сын Танзили Комковой и партнер Чередниченко по бизнесу.
— Я хочу сказать, что полностью поддерживаю свои показания, которые давал в судебном заседании, поддерживаю свои прения и прения своего защитника Медведевой Ирины Витальевны. Больше мне добавить нечего. Не считаю себя виновным, — сказал Эдуард Комков.
7 декабря последнее слово сказала бывший начальник Госстройнадзора Кузбасса Танзиля Комкова. Во время своей речи она не смогла сдержать эмоции и расплакалась.
— Ваша честь, прошу поверить мне в моих искренних и правдивых показаниях. <...> Если бы я совершила противоправные действия... Возможно, я бы не доработала до ухода на пенсию по старости. За что меня сейчас необходимо изолировать от общества? Чем я в 62 года могу быть опасна для общества? Я просто старая больная женщина, которой необходимо медицинское лечение, которое я не получала уже более трех лет (во время прений адвокат Комковой сообщила, что подсудимая состоит на диспансерном учете с опухолью мозга. — Прим. ред.). Ваша честь, при принятии вами решения прошу вас учесть личные мои качества, состояние здоровья, пенсионный возраст, что я являюсь ветераном труда, а также мои заслуги. У меня остался очень короткий промежуток жизни, а при таких условиях, в которых я сейчас нахожусь, мне не остается ни единого шанса, что я смогу как-то помочь своей престарелой маме, <...> поправить свое здоровье, оказать помощь в воспитании внуков, — сказала в слезах Танзиля Комкова.
Мы публиковали ее полную речь.
Последней выступила Светлана Шенгерей. Она сказала свое последнее слово 13 декабря.
В своей речи Шенгерей сообщила, что подписала заключение о соответствии построенного объекта только тогда, когда убедилась, что все строительные работы на объекте закончены и выполнены в соответствии с проектом, техническими регламентами и строительными нормами.
— Я не могла тогда предвидеть, что в будущем после проведения итоговой проверки здание второй очереди будет использоваться не по назначению, предусмотренному проектной документацией: вместо спортивно-развлекательного назначения по торговому. И тем самым будут нарушены требования пожарной безопасности, которые отличаются в зависимости от назначения использования здания, — сказала Светлана Шенгерей.
Подсудимая также отметила, что хочет быть полезной обществу и близким, которые нуждаются в ее помощи. Помимо этого, Светлана Шенгерей принесла соболезнования родственникам погибших во время пожара в «Зимней вишне».
Полный текст выступления бывшей чиновницы мы также публиковали.
Как передает наш корреспондент, в коридоре собрались представители многих СМИ. Судебное заседание еще не началось.
Пожар в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» произошел 25 марта 2018 года. В нем погибли 60 человек, 37 из которых — дети. После этого на скамье подсудимых оказались 15 человек. Никто из них за 3 года с момента трагедии не признал вину полностью.