В последние недели в Новокузнецком округе обострилась ситуация с разрезом «Апанасовский». Как писал NGS42.RU, уже не первый год бизнесмены стремятся вновь начать добычу угля, прекратившуюся там в 2013-м. Против активно выступают жители окрестных поселков Апанас, Алексеевка и Ананьино. После очередного конфликта в середине марта, который закончился вмешательством полиции и возбуждением как минимум одного уголовного дела, руководство разреза всё же решило озвучить свою позицию. Генеральный директор ООО «Разрез Апанасовский» Игорь Павлов в эксклюзивном интервью NGS42.RU ответил на самые волнующие вопросы.
— Из Апанаса довольно часто доносятся сообщения о стычках между жителями и угольщиками. По-вашему, почему происходят конфликты?
— Хочу сразу уточнить: эти события разворачиваются не в Апанасе, а в двух и более километрах от него, на автодороге рядом с разрезом. Если уж на то пошло, к этому участку ближе Ананьино и Алексеевка. И другой важный момент — вы, журналисты, постоянно пишете, будто против разреза выступают все без исключения жители этих поселков. На самом деле это не так. Противодействовать нам пытается только группа из 7–8 человек, которые, на мой взгляд, в большей степени преследуют какие-то личные интересы, а не общественные. Теперь о том, что происходит во время, как вы говорите, стычек. Как правило, в таких ситуациях мы или наши подрядчики везем на разрез технику. Упомянутая группа перекрывает дорогу, ее участники ведут себя агрессивно, порой угрожают. Наши сотрудники вызывают полицию. Полиция принимает меры, техника в итоге всё равно проезжает на разрез.
— Ваше предприятие добывает уголь на Апанасовском участке или нет?
— Пока что добывали в ограниченном объеме. В 2022 году он составил 1,5 тысячи тонн угля. Начиная с апреля 2023-го, рассчитываем приступить к добыче в серьезных масштабах. Когда выйдем на планируемую мощность, сможем осваивать по 300 тысяч тонн ежегодно. Разведанные запасы угля на участке составляют около 10 миллионов тонн, то есть работы здесь на 30 и более лет. Планируем добывать до 2050-х годов, хотя проектом предусмотрена и более быстрая отработка запасов.
— Но ведь у вас 1 января 2024 года истекает лицензия на право вести работы на Апанасовском участке. И жители окрестных поселков утверждают, что есть проблемы с другими документами.
— Лицензию мы продлим в течение 2023 года, это несложный шаг. Что касается высказываний об отсутствии у нас документов, позволяющих вести работы на участке. — это попросту ложь. Участники той же самой группы, выступающей против разреза, неоднократно подавали на нас жалобы во все возможные инстанции. К властям, в прокуратуру, Ростехнадзор и так далее. Эти органы много раз приходили к нам с проверками и нарушений не выявили. Могу в любой момент показать все необходимые бумаги: лицензию на пользование недрами, проект разработки месторождения, план развития горных работ на 2023 год и так далее.
— Как планируете решать вопрос с противостоящими вам жителями, если они и дальше будут преграждать проезд технике? Вы пробовали найти с ними компромисс?
— Группа, которая перекрывает дороги, на компромисс не идет. Зачастую они ведут себя неадекватно. Мы действовали и намерены дальше действовать в рамках закона. Если увидим, что кто-то специально препятствует проезду техники, будем звонить в полицию. Другого пути нет.
— Жители опасаются, что при работе разреза до Апанаса, Ананьино и Алексеевки будет постоянно доноситься шум от работающей техники и взрывов, потрескается фундамент домов, а на окна и огороды опустится угольная пыль.
— Взрывы, безусловно, будут, скорее всего, примерно несколько раз в неделю. Практически любому разрезу без них обойтись невозможно. Но с точки зрения действующих на сегодня правил и требований, те промышленные взрывы, которые запланированы на Апанасовском участке, не нарушат никаких норм. На мой взгляд, оптимально было бы собрать из адекватно настроенных жителей трех поселков инициативную группу, которая регулярно участвовала бы в контроле за промышленными взрывами на разрезе. Предприятие готово на это пойти и создать им все условия. Мы уже заключили договор со специализированной организацией на мониторинг нескольких показателей при взрывах. Ее сотрудники будут замерять на границах санитарно-защитной зоны разреза уровень шума, сейсмику и запыленность. Мы будем только приветствовать, если жители будут присутствовать при этих замерах.
— Чем жителям Апанаса, Ананьино и Алексеевки должны реально помочь эти замеры?
— Логика очень простая: если на границе санитарной зоны нормы выдерживаются, значит в населенных пунктах, которые находятся в нескольких сотнях метров от границ санитарной зоны, они соблюдаются тем более. Если вдруг замеры покажут превышение каких-то параметров, будем принимать необходимые меры, они известны, в них нет ничего сложного.
— Где гарантия, что эта организация не станет считать все показатели так, как нужно разрезу, учитывая, что вы будете оплачивать работу?
— Я думаю, это исключено. Во-первых, мы сами не будем просить ни о чем подобном. Во-вторых, наше предприятие по меркам угольщиков небольшое, а эта компания авторитетна, уже продолжительное время работает в отрасли, сотрудничает с крупными организациями. Ее руководители не станут что-то подтасовывать, рисковать потерять лицензию и ставить под угрозу будущее компании. Если, например, инициативная группа жителей укажет нам на другую компанию того же профиля, которая, на их взгляд, точно будет независимой, мы готовы и с ней заключить договор о проведении замеров.
— Если жители населенных пунктов рядом с разрезом попросят о каком-либо улучшении условий жизни в поселках, готово ли предприятие взять это на себя?
— Да, мы открыты к обсуждению этих моментов. Плюс уже оказываем помощь. Нескольким жителям пробурили скважины под питьевую воду, отсыпали дорогу в Апанасе. В этом поселке стоит недостроенная часовня, готовы завершить ее возведение. Все знают, что рядом с Апанасом находится крупный угольный отвал, который периодически дымится. Власти его уже несколько раз пытались «тушить», но полностью проблему это так и не решило. Мы готовы включиться и в работу по снижению негативного воздействия от этого отвала на окружающую среду. Разумеется, будем выделять жителям льготный уголь.
— В процессе добычи угля планируется ли расширение разреза в сторону населенных пунктов, существующих автодорог?
— Нет, двигаться никуда разрез уже не будет. Его территория сформирована, и выходить за ее пределы нет никакой необходимости. Максимум, что мы можем сделать, — построить новую технологическую дорогу с примыканием к действующей, оформив для этого землю. Но на населенные пункты это никак не повлияет.
— Будет ли впоследствии рекультивирована территория разреза?
— Безусловно. Причем рекультивация будет вестись не только по окончании добычи угля на Апанасовском участке, но и параллельно с ней. Мы будем частично засыпать и те выемки, которые образуются при добыче угля с нашей стороны, и те, которые оставили после себя прежние предприятия, работавшие на участке. В самом конце, когда добудем весь уголь, мы займемся выполаживанием бортов (сглаживанием склонов по периметру разреза. — Прим. ред.): сейчас их уклон составляет около 70 градусов, а нашей задачей будет сделать 30 градусов. Также планируется откачка воды с территории разреза и высадка растительности.
— Губернатор Сергей Цивилев и власти Новокузнецкого округа публично заявляли, что добыча угля на Апанасовском участке не возобновится и что в споре угольщиков и жителей они на стороне последних. Не станет ли позиция властей препятствием для работы разреза?
— Мы сожалеем, что власти выражали такую позицию. Предприятие всегда было и по-прежнему открыто для взаимодействия с ними, мы готовы подписать соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, совместно реализовывать те или иные проекты. Надеемся, что нам с администрацией все-таки удастся найти общий язык.
ООО «Разрез Апанасовский» было образовано в 2014 году, зарегистрировано в Новокузнецке. По данным сервиса «Контур.Фокус», в компании работают шесть человек. По итогам 2021 года организация отчиталась о нулевой выручке при чистом убытке 15,4 миллиона рублей. Отсутствие выручки при крупных финансовых потерях предприятие также декларировало по итогам 2019 и 2020 годов, когда убытки составили 21,6 и 14,7 миллиона рублей соответственно. Учредителем общества с долей 34% является Александр Гармаш, по 33% принадлежат Гагику Сукиасяну и Андрею Халезину. По словам жителей Апанаса, последний является сыном Александра Халезина, который с 2000 по 2012 год работал прокурором Кузбасса.
Ранее NGS42.RU рассказывал историю бывшего разреза в Прокопьевском округе, расположенного в 600 метрах от села Новорождественского. Предприятие прекратило работу больше 15 лет назад и оставило после себя огромную яму, представляющую угрозу для жителей. Мы выяснили, почему по вопросу рекультивации карьера уже долгое время нет никаких подвижек.