США расширили санкционный список, теперь в него попало большинство угольных и металлургических предприятий Кузбасса. Эксперт-регионовед Наталья Зубаревич в разговоре с корреспондентом NGS42.RU предположила, что ограничения могут привести к падению доходов в премиальной части у рядовых сотрудников, а также послужить причиной роста количества контрактников.
Когда организация оказывается в санкционном листе, она исключается из крупнейшей в мире финансовой системы — долларовой, что приводит к проблемам с платежами в международной торговле. Также заблокированной оказывается цепочка поставок, если хотя бы в одном из звеньев присутствовал резидент США.
Специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор Высшей школы экономики и МГУ Наталья Зубаревич считает, что внесение главных промышленных компаний из металлургического и горнодобывающего секторов не может не сыграть свою негативную роль в развитии области, но все же на сегодняшний день это не главная проблема экономики Кузбасса.
Основные трудности регион испытывает из-за снижения мировых цен на уголь, а также невозможности экспорта в Европу.
— Логистика на Азию становится неподъемной: рентабельности либо нет, либо она нулевая. То есть, переориентировать поток угля, который шел на Европу, в целом по стране это 50 миллионов тонн, на Восток невозможно — пояснила Зубаревич.
Причина, по мнению эксперта, в низкой пропускной способности Транссиба и портов на Черном море. Кроме того, полгода назад резко взлетели цены Таманского терминала на перевалку угля, откуда топливо попадает в Прибалтику. Всё это ведет к устойчивому сокращению добычи.
Теперь ко всем этим трудностям добавятся проблемы с платежами.
Как повлияют на предприятия санкции, можно предположить, отследив финансовый путь на примере угледобывающего холдинга «Сибуглемет». Минфин США внес организацию в санкционный список еще в феврале в 2022 года. В состав группы входят шахты «Большевик» и «Антоновская», разрез «Междуречье» и угольные компании «Сибирская» и «Южная». Все эти предприятия находятся под управлением одного ООО «Новая Горная УК».
В компании корреспонденту NGS42.RU отказались комментировать то, как санкции отразились на развитии предприятия.
Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», убытки ООО «Сибуглемет» несло и до их наложения. Самый большой провал в балансе холдинг получил по итогам 2020 года — 120,6 миллиарда рублей. В 2021 чистый убыток составил 1,3 миллиарда рублей, в 2022, после включения в санкционный список, — почти 55 миллиардов. По итогам последней финансовой отчетности 2023 года — 3,7 миллиарда рублей.
Если посмотреть финансовый отчет отдельных предприятий, входящих в компанию, можно заметить, что 2020 год был сложным для всех, однако после него компании смогли начать увеличивать свои прибыли. После введения санкций начинается плавный спад доходов.
Например, АО «Междуречье». Здесь можно заметить резкое падение прибыли именно к 2022 году. По итогам 2020 года разрез заработал 5,6 миллиарда рублей, в 2021 году чистая прибыль составила 16,5 миллиардов. В начале 2022-го начинают действовать санкции и финансовый результат по итогам года — 16,6 миллиардов рублей чистого убытка. Финансовый отчет за 2023 год показывает почти 32 миллиарда убытка.
АО «Шахта „Антоновская“» закончила 2020 год с 300 миллионами убытка, в 2021 году предприятие заработало 217 миллионов. В 2022 году санкции не помешали шахтерам увеличить прибыль до миллиарда рублей. Однако в 2023 году финансовый отчет показывает полмиллиарда чистого убытка.
На АО «Шахта „Большевик“», кажется, санкции не особо отразились. 2020 год организация заканчивает с почти миллиардным убытком, 2021 — с полумиллиардной прибылью, в 2022 году компания потеряла всего 62 миллиона, а в 2023 — заработала чуть более 7 миллионов.
АО «УК Южная» в 2020 году потеряла 2,5 миллиарда рублей, однако в 2021 заработала 6,6 миллиардов. В 2022 году доход сокращается — 4,6 миллиардов. В 2023 году тенденция на снижение продолжается, чистая прибыль составила всего 1,7 миллиарда рублей.
АО «УК Сибирская» одна из немногих компаний, которая не понесла убытки в 2020 году, прибыль составила полмиллиарда рублей. По итогам 2021-го доход был 15 миллиардов. В 2022 году после введения ограничений прибыль падает, хотя все еще высока — около 11 миллиардов рублей. Итог 2023 года тот же — 11 миллиардов.
Отразятся ли ограничения на жизни рядовых сотрудников сказать пока сложно, по словам Натальи Зубаревич, здесь огромную роль будет иметь уже реакция конкретных собственников на новые вызовы. Однако маржинальность, безусловно, упадет. А Кузбасс и без того показал за последние полгода шестипроцентное падение развития промышленности, сократилось поступление налога на прибыль.
— У вас сейчас тяжелые времена, это однозначно. Шахтерские и металлургические зарплаты и были не больно высокие. На фоне нефтяников и газовиков это слезы. Чем это обернется теперь для сотрудников? Вероятно, отсутствием премий, как минимум. — предполагает эксперт.
При этом оценить, как в целом это повлияет на уровень жизни в регионе, пока сложно. Зубаревич отмечает, что горная промышленность и металлургия хотя и важные сектора экономики Кузбасса, все же не единственные.
— Гонка зарплат идет по всей стране, в других отраслях вынуждены повышать зарплату. У вас уже произошла резкая санация занятости в угольной отрасли. Да, темпы роста окладов у вас в Кузбассе будут снижены, возможно из вашего региона больше людей пойдут служить по контракту, — заключает специалист.
Ранее NGS42.RU сообщал, какие предприятия попали в новый санкционный список США. До этого перечень организаций, на которые действуют ограничения, пополнялся в феврале, тогда в него включили ПАО «Мечел» и АО «СУЭК», которые тоже имеют бизнес в Кузбассе.
Санкции коснулись и физических лиц. Экс-глава Кемеровской области Сергей Цивилев последовательно попал под ограничения Великобритании, Евросоюза и США. Его супруга, как председатель Совета директоров ОАО «Группа Колмар», также не осталась без внимания ЕС.
В начале 2022года в санкционные списки Евросоюза попали депутаты Государственной думы РФ от Кемеровской области из-за положительного голосования о признании независимости ЛНР и ДНР. В их числе Вячеслав Петров, Павел Федяев, Антон Горелкин, Дмитрий Исламов и Александр Максимов.
Кроме того, Дмитрий Исламов был заочно приговорен украинским судом к 15 годам колонии из-за ситуации в Донбассе. Он комментировал это решение.