Родители обязаны обеспечивать детей: кормить, покупать одежду по сезону, собирать в школу, но это далеко не всё, что требуется подрастающему человеку. Сходить в кино, поесть в кафе с друзьями или накопить на мечту — всё это требует от ребенка свободных финансов. И здесь у каждой семьи своя система: кто-то дает сразу крупную сумму на месяц, а кто-то только небольшую, непосредственно «под запрос». Мы решили узнать у кемеровчан, как они решают вопрос с карманными деньгами для детей.
Ксения Завьялова, 41 год, мама 7-летней Василисы
— Василиса только пошла в первый класс. Мы еще не выпускаем ее во двор одну, я или папа гуляем вместе с ней и покупаем, если она захочет, вкусняшки. Единственное, я пополняю ее карточку в буфет, по которой можно рассчитываться только в школе. Так она покупает дополнительные вкусности в столовой. Когда дочка подрастет, будем уже с мужем решать, как быть с карманными деньгами, пока еще не думали, — говорит женщина.
Наталья Гребенщикова, 45 лет, мама 15-летнего Димы
Кемеровчанка рассказывает, что с самого раннего возраста завела для сына детскую банковскую карту, а чуть позже самостоятельную дебетовую, не привязанную к счету родителя. В итоге выдавать ему средства всегда было просто, хотя теперь уже не получается контролировать его расходы.
— Но зато он сейчас сам смотрит, сколько у него в тратах, а сколько набежало в разделе кэш, так что делает выводы, учится финансовой грамотности. Большая часть его расходов — компьютерные игры и плюшки в них, — говорит мама.
Женщина также поясняет, что перечисляет сыну около 200 рублей в день, на крупные покупки Дмитрий копит из этих средств.
— Иногда у меня лопается терпение от его приоритетов в статьях расходов, и я прошу его проанализировать траты. Тогда он понимает, что надо притормозить. Вот сейчас он брал себе монитор, и кропотливо собирал и берег деньги. Хранил их у меня на карте, чтобы не было соблазна потратить, и набежали хоть какие-то проценты. Туда пошли все денежные подарки с Нового года, «подгоны» от бабушки и сэкономленное на реальных и виртуальных плюшках.
Наталья добавляет, что в результате школьник смог купить технику самостоятельно, без дополнительных дотаций.
Иван Николаев, 39 лет, отец 9-летней Даши
Мужчина рассказывает, что заказал дочке детскую карту и переводит ежедневно около ста рублей ей после школы. Когда девочка идет в магазин, ему не видно, что именно она купила, но отображается сумма и название торговой точки. Чаще всего девочка покупает вредную еду и фастфуд, в котором ее ограничивают родители из-за здоровья.
— Я знаю, что она не копит деньги, а почти сразу всё спускает на сладости. Поэтому мы сейчас ей их не дарим и вообще не даем крупные суммы, — говорит кемеровчанин.
Мужчина не против доверять школьнице более значительные сбережения, но только когда она научится не спускать всё бесконтрольно на шоколадки и чипсы и сама начнет беспокоиться о здоровом питании.
Елена Абрамова, 35 лет, мама 9-летнего Кости
Мама полагает, что у школьника всегда должны быть в кармане деньги. Так он будет чувствовать себя более уверенно, например, на встрече с друзьями.
— Вдруг все ребята захотят купить мороженое, а ему придется звонить маме, да еще вдруг не дозвонится… Зачем такие унижения? Пусть всегда будет с собой. Конечно, речь не идет о больших суммах, но, думаю, такие траты, как купить воды или попрыгать на батуте, не должны требовать отдельного разрешения, на это просто должно быть, — говорит горожанка.
Кемеровчанка также опасается, что если подростка держать в излишней строгости и не баловать, то соблазн добыть желаемое незаконно может оказаться слишком велик для неустойчивой детской психики.
Елена Романова, 33 года, мама шестилетней Ники
В шесть лет Ника попросила, чтобы у нее были собственные деньги. Родители решили завести для нее карту, так как наличные легко потерять, а пластик в случае чего можно быстро заблокировать и восстановить. Раз в месяц мама и папа перечисляют девочке около 500 рублей, бабушка дает еще около двух тысяч. На эти деньги дошкольница радует своих близких.
— В магазине она покупает себе шоколадки, конфетки, мармеладки. Кроме этого, она любит сама платить в автобусе за меня или бабушку. А самая крупная ее трата — сама закрыла счет в кафе где-то на 1,5 тысячи за себя, меня и младшую сестру.
Семья Ники не особо контролирует, куда дочка тратит свои деньги, но дают советы, как разумнее их использовать. Младшему ребенку, Рите, недавно исполнилось пять лет. Она пока в собственных средствах не нуждается и не просит их.
Мария Иванова, 35 лет, мама 12-летней Алены
У девочки есть две карточки от разных банков, так как везде есть свои бонусы и кешбэк-программы. Мама завела счета для Алены, когда та училась во втором классе, и теперь пополняет по мере необходимости.
— Денежной стимуляции у нас нет, как учится — так учится. Прибирается дома, когда есть желание или когда это нужно. Она просит деньги и говорит, на что, тогда я и перевожу. Тем самым контролирую ее расходы, — говорит Мария.
Суммы всегда получаются разные, от 500 до 5000 рублей. Если показания Алены не сходятся с остаткам на счету, мама сверяет траты через приложение.
— Бывает, что пишу ей список покупок, отправляю примерную сумму, а вот что останется, то честно заработанная сдача, — добавляет кемеровчанка.
Валерия Андреянова, 43 года, мама 16-летней Виолетты
В этом году Виолетта покинула отчий дом — после девятого класса поступила в колледж в соседнем городе. До этого она жила с родителями, и те пытались ее мотивировать деньгами на хорошую учебу.
— Около 50 рублей мы ей платили за каждую пятерку. А на карманные расходы давали, когда было нужно на что-то, конкретной суммы не было, но по просьбе мы не отказывали. Обычно просила около 200 рублей, — вспоминает мама новоиспеченной студентки.
Девочка тратила сбережения на еду во время прогулок, подарки на дни рождения для подруг, косметику или аксессуары. Чаще всего наличные подкидывала мама и иногда дедушка.
— А еще у нас копилка была, туда бросали какую-то мелочь, которую, например, давали на сдачу в магазине, это всё тоже было для Виолетты, — говорит женщина.
Собеседница отмечает, что личные деньги обязательно нужны каждому ребенку для того, чтобы он научился с ними обращаться. Сначала человек учится распоряжаться небольшими накоплениями, а становясь взрослым, уже может планировать бюджет семьи.
Раньше Виолетте давали деньги в основном наличными, теперь, когда она живет отдельно, семья делает переводы уже на карту.
А как вы считаете, сколько рублей нужно давать ребенку в месяц?