Каждый день в столицу Кузбасса приходят десятки автобусов не только из других городов области, но и из соседних регионов Сибири, чуть реже — поезда. Нам, кемеровчанам, уже привычны улочки возле привокзальной площади, но как видят Кемерово те, что приезжает впервые?
Редакция NGS42.RU свежим взглядом посмотрела на авто- и железнодорожный вокзал, дома и остановки, находящиеся поблизости. И, честно говоря, «лицо столицы Кузбасса» оказалось далеко не самым приятным.
Автовокзал
Станция отправки и прибытия автобусов Кемерова довольно популярна в регионе: сюда едут не только из городов и сёл Кузбасса, но и из Новосибирска, Красноярска, Барнаула, Горно-Алтайска, Томска. Абакан хоть и есть на карте, но сейчас прямой связи с этим хакасским городом нет.
Представим, что вы только приехали в столицу Кузбасса, выходите из транспорта и первое, что вы видите, это… Обшарпанный дом на Кузнецком проспекте.
Это остановка, где встречающие могут ждать прибытие автобуса. От сильного ливня и солнца она, конечно, не сильно спасает. Зато красивая!
Продолжаем фантазировать. Допустим, вы решили сразу купить обратный билет, а это значит, что надо пройти в здание автовокзала. Проходим мимо припаркованных на огромной площади автобусов, поджидающих пассажиров, контролеров, и стремимся ко входу в здание.
Внутри нас встречают КПП, кассы, ларьки с газетами, сувенирами с видами городов Кузбасса и Кемерова и продуктовые. Тут же есть несколько мест общепита и даже настоящая столовая.
Допустим, что мы купили билет и нам теперь нужно выйти на вокзальную площадь, откуда ходят автобусы, троллейбусы и трамваи во все районы Кемерова. Для этого мы выходим на улицу и двигаемся вдоль пережитка прошлого — вещевого рынка «Дружба», который, судя по всему, доживает последние годы.
Активной торговли тут нет, большинство палаток закрыто, в основное здание вообще нет входа. Большая часть таких торговых мест исчезла с появлением крупных ТРЦ, поэтому и интерес населения к нему пропал. В 90-х и начале 2000-х это место было, наоборот, мегапопулярно, так как люди приезжали сюда с поселков и мелких городов, приобретали модные на тот момент вещи и тут же могли вернуться обратно.
Сейчас еще работают павильоны с едой, но и тут большого ажиотажа не ощущается.
На время прервемся и представим себя на месте человека, который приехал в Кемерово на поезде. Посмотрим, что встречает его.
Железнодорожный вокзал
Оказавшись в темных коридорах на первом этаже и пройдя пост полиции, который фотографировать не советовали, кажется, что перенесся в прошлое лет так на 30. Дизайн и архитектура прошлого века намекает, что здание далеко не самое современное. Здесь, в отличие от автовокзала, людей встретить сложно: залы ожидания пусты, у касс никого, лишь правоохранители своими негромкими разговорами разгоняют тишину.
Взглянем на внутреннее убранство и поспешим на выход из здания.
Привокзальная площадь
Логистика территории такова, что двигаясь с авто- или ж/д вокзала, всё равно выходишь на привокзальную площадь — место сосредоточения остановок общественного транспорта. Это не особенность Кемерова, в большинстве городов мира такая же система. Что же мы видим тут? Первое, что бросается в глаза, — огромный локомотив. Памятник установили тут уже давно, поэтому неудивительно, что вид у него не очень: корпус загажен голубями, плитка постамента из-за осадков активно отваливается, да и сам он ржавеет и выцветает на солнце.
Рядом с памятником находится парковка, на которой в ожидании клиентов грустят таксисты. Лет 15–20 назад тут всё было заставлено машинами с зеленым огоньком и шашечками, но развитие приложений для смартфонов избавило приезжих от необходимости втридорога нанимать авто. Сейчас тут встречается от силы не больше десятка водителей, готовых подбросить хоть на край света за кругленькую сумму.
Чуть дальше мы видим трамвайную остановку. Отсюда можно уехать в центр Кемерова, Заводский район, в частности в микрорайон Южный, а также в Рудничный и Кировский. Этот вид транспорта переживает не лучшие времена. Да и остановка оставляет желать лучшего: мусор вокруг и старость — два ее верных спутника.
Чуть поодаль другое многострадальное место — остановка автобусов на привокзальной площади. Дорога если не вздыбилась, то провалилась. Такая ситуация тут образовалась не вчера, еще в 2022 году NGS42.RU писал, что новые на тот момент автобусы повреждаются при въезде на разворот, и, как мы видим, так ничего и не поменялось.
Кроме того, недавно тут снесли ларьки, стоявшие чуть ли не со времен СССР. Территорию освободили, но в надлежащий вид не привели, поэтому выглядит остановка не очень приятно. Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и торговля тут снова ведется, и сложно сказать, что хуже: павильоны или заросли из растений для садоводов.
Наше путешествие подходит к концу, дальше мы двигаемся на последнюю точку, с которой на общественном транспорте можно уехать с вокзалов — троллейбусную остановку. Для этого пересекаем привокзальную площадь и любуемся местными красотами: всё теми же облезлыми домами. В дополнение к картине видим обнесенную забором территорию, где еще недавно стоял ветхий дом. Одно время его хотели снести, но постройка решила не ждать технику и обрушилась сама. К счастью, никто не пострадал.
Тут же сидят бабули, торгующие всяким своим добром, да валяются стройматериалы, оставшиеся с какого-то древнего ремонта. К счастью, с троллейбусами в городе больших проблем нет, поэтому покинуть неприглядную территорию можно за считаные минуты.
Вам нравится территория возле вокзалов?