Криминал Криминальный вторник «Я просто верил»: староста «Свидетелей Иеговы»* в Кузбассе получил шесть лет колонии — история преступления

«Я просто верил»: староста «Свидетелей Иеговы»* в Кузбассе получил шесть лет колонии — история преступления

Почти год мужчина не давал показания

Почти год обвиняемый молчал на допросах из-за своих убеждений

Чаще всего в нашей рубрике «Криминальный вторник» мы рассказываем о кровавых преступлениях, произошедших в Кемеровской области, но мир преступности гораздо обширнее. Сегодня речь пойдет о человеке, который не брал на душу грех убийства, но под старость лет умудрился на шесть лет отправиться за решетку. Сергей Марков (имя изменено. — Прим. ред.) долгое время работал на режимном объекте в городе Белово, совмещая это с проповедованием в ячейке одного из запрещенных движений. Почти год он молчал на допросах, так как организация, в которой он состоял, запрещала общаться со следователем, но вину доказать все равно удалось. Как именно, корреспонденту NGS42.RU Александру Левчуку рассказал замруководителя второго отдела по расследованию особо важных дел Михаил Никитин.

Наша редакция довольно часто пишет о преступлениях, в которых обвиняемые отказываются сотрудничать со следствием. Но этот случай особенный тем, что начать давать показания для членов запрещенной в РФ секты «Свидетели Иеговы» — равносильно вероотступничеству. Естественно, что это лишний раз осложняло работу правоохранителей. И именно с такой ситуацией столкнулся майор юстиции Никитин.

Следователь Михаил Никитин почти год по крупицам собирал материалы дела

По словам следователя, в Белове секта появилась давно, зарегистрировали ее еще в 1993 году, а окончательный устав был принят в 1998-м. На протяжении без малого 20 лет, вплоть до признания деятельности «иеговистов» запрещенной в России, Марков считался старостой ячейки «Центральная, Белово» — то есть был самым главным в городе последователем. Помимо него, прихожанами числились и его близкие — жена и двое взрослых детей. Примечательно, что за свои 55 лет жизни он до этого никогда не попадался в поле зрения правоохранителей.

Несмотря на столь высокий статус, образ жизни мужчина вел довольно скромный: жил в обычной двухкомнатной квартире в доме 80-х годов постройки, работал на Беловской ГРЭС, где отвечал за слаботочные системы. Там же, на предприятии, он вовлекал в церковь своих коллег. Но, как впоследствии они рассказывали, делать он это прекратил сразу, как «Свидетелей» признали вне закона. В 2017 году секта была запрещена и официально перестала существовать в России и в Белове в частности, но на самом деле ее деятельность на этом не прекратилась.

Так как Марков был руководителем секты, силовики стали пристально следить за его деятельностью из-за опасений, что он, вопреки запрету, продолжит собирать вокруг себя последователей. Но открытых проповедей или богослужений он не проводил, на раздаче брошюр и прочих материалов его не ловили, как и на сборе пожертвований. Тем не менее, как впоследствии покажет следствие, в тайне от коллег и общественности Марков продолжил руководить отделением, отчитываясь о проделанной работе в Санкт-Петербург, где находился управленческий центр движения в России. В ответ ему присылали методички, написанные в США — именно оттуда координируются ячейки по всему миру. Во время обыска только в телефоне Маркова удалось найти более тысячи различных документов, статей, журналов и пособий.

— От дачи показаний и сотрудничества со следствием осужденный отказался, воспользовавшись 51-й статьей Конституции РФ. Этим же правом воспользовались и его родственники, а также последователи. У них в секте есть запреты на службу в армии, переливание крови, на празднование светских праздников — дней рождения и Нового года, например, на взаимодействие с правоохранительными органами, на участие в выборах. Все это в том числе негативно сказывается на развитии детей, которые, по сути, живут в некоем вакууме. Вместе с тем собирать и перепроверять информацию для материалов дела было затруднительно, — рассказывает Никитин.

Среди прочих материалов, в том числе найденных на территории ГРЭС, были статьи по юридическим консультациям, «библейские принципы защиты по уголовному делу» с советами, как себя вести на допросах и во время расследования, а также указания, как проповедовать в условиях пандемии. Одна из рекомендаций — организация онлайн-богослужений с помощью мессенджеров и средств интернет-телефонии, например, на платформе Zoom.

Именно там Марков и собирал единомышленников. Следствию удалось собрать и описать порядка 20 часов проповедей беловчанина, которые тот вел в закрытых для случайного забредшего на трансляцию слушателя. Там он рассказывал о секте, ее задачах, правилах, а также договаривался о прочих делах. Следователь отмечает, что на опись всех аудиоматериалов, собранных за время расследования, у него ушла треть месяца, на протяжении которой он по много часов в день прослушивал записи. После того, как все было обработано, свое мнение составили эксперты-лингвисты и фонографы. Первые подтвердили, что Марков именно проповедовал, а не вел беседы с участниками конференции, а вторые — что голос именно его.

— Экспертизу проводил один из главных специалистов в этой сфере в стране Вадим Шиллер, он дал заключение, что гражданин продолжает вести деятельность запрещенной в РФ экстремистской организации, — добавил следователь.

Проповедовать староста секты продолжал даже во время пандемии

Также для доказывания вины Маркова проверяли интернет-трафик, исходящий с его компьютера, подключения, переписки и прочее. В довершение ему провели психиатрическую экспертизу, которая показала, что он абсолютно вменяем.

Нашлись и те, кто по каким-то причинам был изгнан из секты, некоторые из них помогли следствию. Примечательно, что такие люди, которых исключили из ячейки, будто перестают существовать для ее других членов: с ними перестают общаться, здороваться и всячески делают вид, что человека не существует. Всего набралось 12 главных свидетелей и экспертов по делу Маркова. Расследование из-за большого количества материалов затянулось практически на год. Все это время он находился под домашним арестом, а приходя на допросы, ничего не делал, только молчал.

Молчал он и на суде, где рассматривалось дело. На последнем слове он сказал, что, по его мнению, он ничего не нарушал и ничего не делал, только «верил». В итоге его признали виновным по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации, запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности). На свободу он выйдет только через шесть лет, к тому времени мужчине исполнится 61 год.

Что еще почитать по теме?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства