С 2019 года «Шахта "Лапичевская"» пытается отстоять свое право добывать уголь в 5 километрах от экологически чистого района Кемерово Лесная Поляна. Все законные основания у предприятия на это были — управление по недропользованию Кемеровской области выдало ему лицензию в 2010 году. Но новое правительство региона решило, что не бывать разрезу у Лесной Поляны, и уже несколько лет активно воюет с «Лапичевской» за территорию. Но последние новости для властей неутешительные — они проиграли. Суд вернул угольщикам лицензию на недропользование.
Мы изучили документы суда, собрали мнение всех сторон конфликта и готовы рассказать, с чего начались споры, как они проходили и что мы имеем на данный момент.
С чего всё началось?
1 ноября 2010 года «Шахта "Лапичевская"» получила лицензию на недропользование на участок, расположенный недалеко от кемеровской Лесной Поляны. К слову, микрорайон начали строить в 2006 году при активной поддержке губернатора региона Амана Тулеева. Лесную Поляну позиционировали как экологически чистый район Кемерово. И спустя всего 4 года угольщики заполучили участок земли рядом с городом-спутником. Лицензию «Лапичевская» получила от управления по недропользованию Кемеровской области. По документу предприятие имело право на геологическое изучение, разведку и добычу каменного угля на участке «Шахта "Лапичевская-2"» Кемеровского каменноугольного месторождения. Лицензию угольщики получили на 25 лет — она была действительна до 31 октября 2035 года. Стоит отметить, что «Лапичевская» эту землю выиграла на аукционе и заплатила 150 миллионов рублей. Правда, к добыче угля предприятие так и не приступило.
Почему пошли по судам?
Первые народные волнения относительно вероятности появления под боком разреза начались в Кузбассе в 2017 году. Тогда губернатор Аман Тулеев решил убедить жителей Лесной Поляны, что никакой добычи угля рядом с микрорайоном не будет. В декабре 2017 года он заявил, что вместе с семьей переезжает на Лесную Поляну. По мнению экс-губернатора, он бы не стал с внуками жить рядом с разрезом.
И в то же время заместитель Тулеева по топливно-энергетическому комплексу и экологии Евгений Хлебунов заявил, что «Шахта "Лапичевская"» начнет промышленную добычу коксующегося угля на участке «Петровский» вблизи города Кемерово в третьем квартале 2021 года. По его словам, которые приводит «Интерфакс», во втором квартале 2019-го предприятие должно было построить шахту. А ее запуск, как говорил Хлебунов, планировался в третьем квартале 2021 года. Отметим, что в декабре 2020 года он получил три года лишения свободы условно за превышение должностных полномочий. Как доказали следователи, Евгений Хлебунов заставлял угольщиков региона сотрудничать с властями. В частности, спонсировать День шахтеров и строительство дорог. Взамен он предлагал посодействовать получению земли под угледобычу.
Но в сентябре 2018 года Кемеровский городской Совет народных депутатов вдруг решает создать в городе особо охраняемые территории: «Природный комплекс "Петровский"» и «Природный комплекс "Петровско-Андреевский"». Эти комплексы совершенно случайно заняли все муниципальные территории рядом с землей «Лапичевской». И теперь предприятие по закону не имело право начать добычу угля открытым способом там, где растет кандык сибирский, пальчатокоренник длиннолистный, сальвиния плавающая и другие растения, занесенные в Красную книгу. Такие аргументы привели власти. «Лапичевская» пыталась оспорить решение депутатов в суде. В качестве аргументов предприятие заявило, что на территории этого самого природного комплекса «Петровский» находятся складские постройки, заброшенные сельскохозяйственные земли (поля), промзоны, автомобильные дороги, которые не отвечают требованиям к объектам рекреационного, эстетического и культурного значения. Несмотря на свои доводы, «Лапичевская» проиграла дело против Кемеровского горсовета. И в то же время, ссылаясь на вновь возникшую охраняемую природную территорию, угольщикам отказали в согласовании проектной документации будущего предприятия.
В июле 2019 года Росприроднадзор Кемеровской области провел внеплановую проверку документов в отношении ООО «Шахта "Лапичевская"». Нарушения были следующие: предприятие в срок до 01.11.2016 не представило материалы по результатам разведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых; в срок до 01.11.2017 не подготовило и не утвердило технический проект разработки месторождения. Таким образом, технический проект разработки месторождения не был утвержден в установленном порядке.
Четыре месяца спустя после этой проверки Роснедра решают досрочно прекратить действие лицензии «Лапичевской» на добычу угля у Лесной Поляны. Предпринимателям такое развитие событий пришлось не по вкусу, и они решили обжаловать его через суд. Ровно с тех самых пор Роснедра при полной поддержке администрации Кемеровской области бьются с «Лапичевской» за участок земли под Кемерово.
Что говорят руководители «Лапичевской»?
Летом 2020 года генеральный директор компании Андрей Петухов рассказал «Ъ» о своих планах на этот скандальный участок земли под Кемерово. По его словам, он планирует инвестировать в угледобывающий комплекс в Кузбассе более 38,5 миллиарда рублей. Добывать уголь у Лесной Поляны руководители предприятия планировали в третьем квартале 2021 года, а к 2023-му — выйти на проектную мощность 2,5 миллиона тонн угля в год. Что интересно, Андрей Петухов в своем интервью речь вел уже не об открытой добыче угля, а о подземной.
Корреспондент NGS42.RU неоднократно пытался связаться с «Лапичевской», но на запросы нам так никто и не ответил.
Что говорят власти?
В отличие от своего немногословного оппонента, власти Кузбасса щедро комментировали эту тему. В частности, свое мнение неоднократно высказывал замгубернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов. После очередного суда он привел три аргумента в пользу того, что «Лапичевская» никогда не будет добывать уголь у Лесной Поляны. Первый: Роснедра забрали у предприятия лицензию, и без нее никакой добычи не будет. Второй: «Лапичевской» придется разрабатывать огромное количество документов и согласовывать их с надзорными ведомствами. Но предприятие этого, по словам замгубернатора, и не пыталось сделать. И третий аргумент Панова: Роснедра забрали у «Лапичевской» лицензию из-за явных нарушений: предприятие в определенный срок не предоставило материалы по результатам разведочных работ на госэкспертизу запасов полезных ископаемых. Тогда же Панов отметил, что даже если в Верховном суде угольщики смогут отстоять лицензию, Роснедра начнет процедуру изъятия документа заново.
Чуть позже в интервью NGS42.RU Андрей Панов объяснил: это предприятие занималось добычей угля с 1948 года. В 90-е годы оно было закрыто как нерентабельное. В 2004 году шахту купили новые собственники, которые планировали восстановить деятельность предприятия. Но пока они думали, с чего начать и откуда брать деньги, планы изменились у кемеровских властей.
— Почему в то время никто не задался вопросом: «А зачем продавать эти земли?» Вопрос к тем, кто принимал решения, за которые сегодня в том числе пытаются обвинить местную власть, которая в нынешнем составе работает всего три года. Я считаю, это неправильно. Нужно приходить к истокам. Когда-то давным-давно была выдана лицензия, куплены эти земли, был план по строительству, — объяснил замгубернатора.
По его словам, власти намерены стоять до последнего за землю у Лесной Поляны, и никаких компромиссов быть не может.
Что мы имеем на сегодняшний день?
В конце апреля Верховный суд России отказался рассматривать это дело. Что это значит? Это значит, что стороны прошли все возможные этапы судебного разбирательства. Теперь им остается только исполнять решение суда, возможности для судебного обжалования исчерпаны.
— Суды признали, что принятие решения о досрочном прекращении права пользования недрами является преждевременным. Применение в отношении общества («Лапичевской». — Прим. ред.) такой крайней меры административного принуждения, как прекращение права пользования недрами, при отсутствии существенных нарушений условий лицензии является чрезмерным, не соответствующим требованиям справедливости и соразмерности ограничением прав недропользователя, — говорится в определении Верховного суда России.
Таким образом, «Лапичевская» смогла вернуть себе лицензию на добычу угля у кемеровской Лесной Поляны. Роснедра проиграли этот суд длиной в несколько лет. Но, по словам замгубернатора Кузбасса Андрея Панова, «паниковать по этому поводу не стоит».
— Работа по отзыву лицензии будет продолжена совместно с Роснедрами. Правительство Кузбасса будет вести работу в этом направлении, согласно поручениям губернатора — защитить интересы жителей. Кроме того, ключевым ограничением сегодня служит созданная особо охраняемая территория, которая в любом случае не позволит начать разработку месторождения. Не волнуйтесь, ситуация под контролем, — написал он на своей странице в фейсбуке.
В региональном Министерстве угольной промышленности тоже поспешили успокоить кемеровчан: сейчас никаких работ у Лесной Поляны «Лапичевская» не ведет, и разрешение на строительство угледобывающего предприятия никто не выдавал.
Про двойные стандарты
Вряд ли кузбассовцы могут припомнить вторую такую битву региональных властей с угледобывающим предприятием. Обычно чиновники или поддерживают бизнес и способствуют развитию, подписывая различные соглашения, или же просто держат нейтралитет.
В ситуации с «Лапичевской» власти настаивают: они защищают интересы местных жителей, которые против разработки угольного месторождения у Лесной Поляны. Однако же стоит напомнить, что кузбассовцы активно протестовали и относительно появления разреза недалеко от Междуреченска — в 24 километрах. Там участок земли Сибнедра отдали в аренду АО «Разрез Распадский» за 448 895 000 рублей. На 20 лет. Но власти тогда поспешили заверить: добыча угля здесь не навредит экологии. А потом мэр Междуреченска Владимир Чернов сообщил, что на новый разрез будут водить экскурсии. Но, несмотря на недовольства экоактивистов и местных жителей, власти поддержали идею построить здесь разрез.
Также стоит напомнить и про скандальные митинги недалеко от поселка Черемза. Жители Новокузнецкого района всё лето 2020 года протестовали против строительства углепогрузочной станции. Они даже организовали палаточный лагерь на месте потенциального строительства, а позже объявили голодовку. После нескольких месяцев безрезультатной борьбы они стали требовать отправить в отставку губернатора области Сергея Цивилёва, который ни разу не прокомментировал острую ситуацию на юге региона. А потом митинг кузбассовцев приехал разгонять ОМОН. И только после общественного резонанса губернатор прокомментировал стройку у Черемзы и запретил строить там углепогрузку.
Стоит отметить, что губернатор тогда назвал причиной отмены строительства неспособность угольщиков договориться с местным населением. Но на сайте администрации правительства Кемеровской области власти указали совсем другую причину отмены строительства у Черемзы. В документе было сказано, что разрешение на строительство было отменено в соответствии с положениями статей 51 Градостроительного кодекса РФ и 78 Земельного кодекса РФ. Причина — отсутствие у разреза «Кузнецкий Южный» проекта рекультивации земель в пакете предоставленных документов.